Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй об образах хакасов в картине Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».
Вот её содержание:
«К одному из значительных исторических произведений художника В. И. Сурикова относится полотно «Покорение Сибири Ермаком» (1892-1897 гг.). В настоящее время картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Тема присоединения Сибири к России в русском изобразительном искусстве ХIХ-начала ХХ века- интересовала многих русских художников, среди них были: К. Брюллов «Ермак Тимофеевич, завоеватель Сибири, в его настоящем русском вооружении, следуя рисункам сибирской летописи по списку Ремезова», М. Песков «Ермак Тимофеевич, сговаривающий атаманов волжских шаек в поход в Сибирь», А. Шарлемань «Ермак – покоритель Сибири» и др.
Сюжет названной картины В. И. Суриков выбрал не случайно, ведь его семья принадлежала к старинному роду донских казаков, которые вместе с Ермаком пришли в ХVI веке в Сибирь. Существовало семейное предание, что прадеду художника, казачьему есаулу Петру Петровичу Сурикову, в одной из боевых стычек с качинскими войнами (качинцы – этническая группа хакасов) выбили глаз стрелой из лука, за что он получил прозвище «Кривой Петр».
Работая над исторической картиной «Покорение Сибири Ермаком» для Сурикова одним их самых важных моментов в процессе создания картины была работа с натурой. С этой целью художник приезжал в Сибирь совершил поездки в Енисейскую и Тобольскую губернии. Преодолевая бесчисленные трудности – с альбомом, карандашом и красками в руках, он настойчиво отыскивал нужные ему типы людей и предметы, стараясь «уловить правду легендарного похода Ермака». Работал художник над картиной 5 лет.
Летом 1892 года художник собирал материал и писал этюды к войску хана Кучума – в Хакасии и в Тобольске. Сначала, в мае, Суриков вместе с дочерьми Леной и Ольгой поехал в Тобольск, где им были написаны этюды: «Остяк в лодке», «Головы татар» (старика и молодого) и др. Затем на короткое время он приехал в Красноярск, оставил дочерей у родственников и направился вверх по реке Енисей в местность Узун-Чул в Минусинском округе.
Стремление найти необходимые реальные прототипы для сибирских воинов хана Кучума, запечатлеть каждую деталь национальной одежды и вооружения привели Сурикова в Хакасию. Здесь он поселился на прииске Узун-Чул, который унаследовал после смерти золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова, его сын Иннокентий Петрович Кузнецов-Красноярский. Резиденция Кузнецова в Узун-Чуле представляла просторный двухэтажный деревянный дом, который находился в глубине ложбины, за которой начинались лесистые холмы. Две крытые боковые террасы делали дом похожим на белую куропатку, раскинувшую крылья для полета.
Сын Кузнецова Иннокентий Петрович оставил золотопромышленность и ушел в науку и охоту. Весной и осенью он жил в с. Аскизском, где имел два дома и рыбачил. Лето проводил на прииске Немир. Охотился и работал над рукописями книг, вечерами занимался астрономией и наблюдал за небом через небольшой телескоп. Кузнецов проводил археологические раскопки курганов под с. Аскизское, на Немире и Узун-Чуле. Зимой он работал в Томске в библиотеках. Иннокентий Петрович был страстным рыболовом, и ему принадлежит честь разведения рыбы в озере Баланкуль. По его указанию из реки Абакан с неизмеримыми трудностями была завезена в специальных огромных чанах и на особых дрогах рыба: окуни, щуки, караси, лини. После этого рыб запустили в озеро Баланкуль, в котором раньше они не водилась.
Летом 1892 года Суриков в Узун-Чуле прожил две недели, путешествуя верхом на лошади по его окрестностям с альбомом и этюдником. Эта поездка оказалась для него особенно удачной. Здесь художник написал множество этюдов и акварелей к картине «Покорение Сибири Ермаком»: «В горах по реке Немиру», «Шаман», «Голова хакаса», «Типы минусинских татар», «Стрелок, стреляющий из лука», «Всадник в степи», «Качинские татары», «Руки хакасов», «Всадник в старинном вооружении» и «Всадник».
На обратном пути из Узун-Чула в Красноярск Суриков посетил знаменитый Мартьяновский музей в Минусинске. В фондах музея он тщательно изучает этнографический отдел – с сохранившейся традиционной одеждой и головными уборами хакасов, и ритуальными шаманскими предметами. Художник знакомился с этими предметами материальной культуры, делая с них зарисовки. В отделе археологии музея художник долго и тщательно изучал и зарисовал черепа древних обитателей края, доспехи, кольчуги, старинное оружие, луки и стрелы.
Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком» потребовала от Сурикова еще одной поездки в Сибирь летом 1894 года. Сначала он едет по Оби, Енисею, а затем на курорт Шира в Минусинский округ Енисейской губернии. Им было написано несколько этюдов и зарисовок в окрестностях озера Шира. Здесь он посещал качинские улусы и делал наброски хакасов на лошадях, портреты хакасов – для правой части картины, войска хана Кучума. В итоге напряженного труда появились великолепные этюды маслом: «Убегающий татарин», «Всадник-татарин», «Головы татар», «Сибирский инородец», «Убегающий» и «Хакасы».
Курорт Озеро Шира, где Суриков писал этюды к картине «Покорение Сибири Ермаком», находится в качинской степи. Это один из своеобразных и живописных уголков Хакасии. Название «Шира» переводится с монгольского как «Желтое озеро». Само озеро огромное около 25 км в окружности. В ясную погоду вода в озере становится серо-стального цвета, а во время волнения – изумрудно-зеленое. Озеро Шира расположено в обширной Хакасско-Минусинской котловине, замкнутой со всех сторон высокими холмами, спускающимися к озеру своеобразными террасами. А окружающая озеро Шира степь – твердая, каменистая, почти голая, покрытая низкорослыми травами и пикульником, с одинокими деревьями. Рядом с небольшими хакасскими улусами здесь встречались березовые рощицы. Характерная особенность пейзажа – множество ритмически чередующихся круглых холмов, которые придают местности волнистый характер.
В 1891 году озеро Шира изъяли из владения Абаканской инородной управы и передали казне. С 1 февраля 1891 года озеро Шира стало называться курортом и здесь началось возведение казенных и частных построек. Пребывание на озере обходилось дорого, и поэтому сюда приезжали на лечение только состоятельные люди – чиновники, купцы, военные, духовенство, дворяне, мещане-домовладельцы и зажиточные крестьяне. Несмотря на сравнительно небольшую удаленность от Красноярска, добраться до курорта Шира в то время было довольно сложно. Обычно на пароходе из Красноярска плыли до пристани Батени по Енисею, где нанимали лошадей и 55 верст (1 верста – 1067 м- прим. автора) ехали степью, встречая на пути редкие хакасские улусы. Иногда добирались на лошадях до Ачинска. Обычно путь в один конец занимал три дня.
В течение пяти лет Суриков вел подготовительные работы к картине «Покорение Сибири Ермаком». В феврале 1895 года историческая картина была представлена на XXIII выставке «Товарищества передвижных выставок» в Санкт-Петербурге.
Художник В. И. Суриков создал картину масштабную, передал в ней художественную эпопею сибирского казачества, прославил его подвиги. Идею столкновения двух культур, двух миров художник подчеркнул динамичностью композиции, делением полотна на две части: левая – дружина Ермака, правая – войско хана Кучума. Напряженность, драматизм, трагичность наполняют это огромное полотно. Русские и татары бьются не на жизнь, а на смерть. Казаки наступают крепко спаянным отрядом. Татары бьются неустрашимо и отчаянно. Чтобы показать великое множество татар, стихийность, неорганизованность их действий и сплоченность, несокрушимый натиск казаков, предельную напряженность боя, Суриков идет на некоторые отступления от правдоподобия. Он нарушает масштабные соотношения фигур казаков и татар, нагромождает людей так плотно, что в жизни в таких условиях они просто не могли бы двигаться.
Может быть, впервые в батальной картине, рисующей страшную битву между народами, нет крови, трупов и искаженных от боли лиц. И в то же время ощущается грандиозность, смертельность боя. Кругом все бурлит. Вода плещется, закипает от обрушивающихся в нее стрел, тяжело падающих человеческих тел. Сверкает огонь выстрелов от оружия, дым застилает лица, над обрывом скачут всадники хана Кучума.
Суров и мрачен пейзаж происходящей битвы в осенний, холодный день: низкое небо, с тяжелыми, быстро движущимися тучами, высокий глинистый обрыв берега, свинцово-бурая вода могучей реки Иртыш, вдали виднеется город Искер. Холодный воздух серого дня, пропитанный туманом и влагой, смягчает даже самые яркие краски, словно поглощая их. Люди и предметы окутаны сероватой дымкой, объединены серебристо-бурым тоном.
Давая оценку картине «Покорение Сибири Ермаком» искусствовед И. Евдокимов писал:
«Созданию картины «Покорение Сибири» было отдано пять суриковских лет – страстных, беспокойных, с кошмарными снами по ночам, так как художник «сражался» сам, вел казаков, был Ермаком, мчался по сибирским дебрям из конца в конец…у него ныла спина от физической усталости и нечеловеческого труда. Громадная по размерам, сложная по композиции, с сотнями фигур, замечательное создание национального гения, она была самой дорогой и самой любимой картиной художника. Не случайно он и через двадцать лет не забыл ее, когда все другие произведения уже как будто перестали волновать и отошли в прошлое».
К картине «Покорение Сибири Ермаком» Суриковым было написано 14 портретов хакасов, выполненных маслом и акварелью в Хакасии. Многие лица хакасов художник сохраняет в картине, почти не меняя их мимических национальных особенностей. В каждом написанном с натуры этюде Суриков находит нужные ему для картины эмоции: выражение мучительного непонимания, робость и страх, наивную, почти детскую доверчивость и простодушие одних персонажей, озлобленность других. Конечно, в картине чувства сгущаются, обостряются, обнажаются еще резче, но индивидуальность, запечатленная в этюдах, обязательно сохраняется в картине, бережно доносится до зрителя, сообщая полотну удивительную жизненность и достоверность.
Таким образом, передавая образы хакасов в исторической картине «Покорение Сибири Ермаком», Суриков рисует их с большой теплотой и человечностью. Они ничем не напоминают у него тех «дикарей», которые как экзотические элементы порою встречались у русских художников старой академической школы. Художник сумел обнаружить в этих людях лучшие человеческие черты: мужество, скромность и человеческое достоинство. Именно эти качества художник отразил отчетливо и ярко в этюдах, созданных к картине «Покорение Сибири Ермаком» за время пленэров в Хакасии».
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева
Комментарии