Об образах хакасов в картине Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»
Фото предоставлено М. Чебодаевой Государственным Русским музеем

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй об образах хакасов в картине Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Вот её содержание: 

«К одному из значительных исторических произведений художника В. И. Сурикова относится полотно «Покорение Сибири Ермаком» (1892-1897 гг.). В настоящее время картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Тема присоединения Сибири к России в русском изобразительном искусстве ХIХ-начала ХХ века- интересовала многих русских художников, среди них были: К. Брюллов «Ермак Тимофеевич, завоеватель Сибири, в его настоящем русском вооружении, следуя рисункам сибирской летописи по списку Ремезова», М. Песков «Ермак Тимофеевич, сговаривающий атаманов волжских шаек в поход в Сибирь», А. Шарлемань «Ермак – покоритель Сибири» и др.

Сюжет названной картины В. И. Суриков выбрал не случайно, ведь его семья принадлежала к старинному роду донских казаков, которые вместе с Ермаком пришли в ХVI веке в Сибирь. Существовало семейное предание, что прадеду художника, казачьему есаулу Петру Петровичу Сурикову, в одной из боевых стычек с качинскими войнами (качинцы – этническая группа хакасов) выбили глаз стрелой из лука, за что он получил прозвище «Кривой Петр».

Работая над исторической картиной «Покорение Сибири Ермаком» для Сурикова одним их самых важных моментов в процессе создания картины была работа с натурой. С этой целью художник приезжал в Сибирь совершил поездки в Енисейскую и Тобольскую губернии. Преодолевая бесчисленные трудности – с альбомом, карандашом и красками в руках, он настойчиво отыскивал нужные ему типы людей и предметы, стараясь «уловить правду легендарного похода Ермака». Работал художник над картиной 5 лет.

Летом 1892 года художник собирал материал и писал этюды к войску хана Кучума – в Хакасии и в Тобольске. Сначала, в мае, Суриков вместе с дочерьми Леной и Ольгой поехал в Тобольск, где им были написаны этюды: «Остяк в лодке», «Головы татар» (старика и молодого) и др. Затем на короткое время он приехал в Красноярск, оставил дочерей у родственников и направился вверх по реке Енисей в местность Узун-Чул в Минусинском округе.

Стремление найти необходимые реальные прототипы для сибирских воинов хана Кучума, запечатлеть каждую деталь национальной одежды и вооружения привели Сурикова в Хакасию. Здесь он поселился на прииске Узун-Чул, который унаследовал после смерти золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова, его сын Иннокентий Петрович Кузнецов-Красноярский. Резиденция Кузнецова в Узун-Чуле представляла просторный двухэтажный деревянный дом, который находился в глубине ложбины, за которой начинались лесистые холмы. Две крытые боковые террасы делали дом похожим на белую куропатку, раскинувшую крылья для полета.

Сын Кузнецова Иннокентий Петрович оставил золотопромышленность и ушел в науку и охоту. Весной и осенью он жил в с. Аскизском, где имел два дома и рыбачил. Лето проводил на прииске Немир. Охотился и работал над рукописями книг, вечерами занимался астрономией и наблюдал за небом через небольшой телескоп. Кузнецов проводил археологические раскопки курганов под с. Аскизское, на Немире и Узун-Чуле. Зимой он работал в Томске в библиотеках. Иннокентий Петрович был страстным рыболовом, и ему принадлежит честь разведения рыбы в озере Баланкуль. По его указанию из реки Абакан с неизмеримыми трудностями была завезена в специальных огромных чанах и на особых дрогах рыба: окуни, щуки, караси, лини. После этого рыб запустили в озеро Баланкуль, в котором раньше они не водилась.

Летом 1892 года Суриков в Узун-Чуле прожил две недели, путешествуя верхом на лошади по его окрестностям с альбомом и этюдником. Эта поездка оказалась для него особенно удачной. Здесь художник написал множество этюдов и акварелей к картине «Покорение Сибири Ермаком»: «В горах по реке Немиру», «Шаман», «Голова хакаса», «Типы минусинских татар», «Стрелок, стреляющий из лука», «Всадник в степи», «Качинские татары», «Руки хакасов», «Всадник в старинном вооружении» и «Всадник».

На обратном пути из Узун-Чула в Красноярск Суриков посетил знаменитый Мартьяновский музей в Минусинске. В фондах музея он тщательно изучает этнографический отдел – с сохранившейся традиционной одеждой и головными уборами хакасов, и ритуальными шаманскими предметами. Художник знакомился с этими предметами материальной культуры, делая с них зарисовки. В отделе археологии музея художник долго и тщательно изучал и зарисовал черепа древних обитателей края, доспехи, кольчуги, старинное оружие, луки и стрелы.

Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком» потребовала от Сурикова еще одной поездки в Сибирь летом 1894 года. Сначала он едет по Оби, Енисею, а затем на курорт Шира в Минусинский округ Енисейской губернии. Им было написано несколько этюдов и зарисовок в окрестностях озера Шира. Здесь он посещал качинские улусы и делал наброски хакасов на лошадях, портреты хакасов – для правой части картины, войска хана Кучума. В итоге напряженного труда появились великолепные этюды маслом: «Убегающий татарин», «Всадник-татарин», «Головы татар», «Сибирский инородец», «Убегающий» и «Хакасы».

Курорт Озеро Шира, где Суриков писал этюды к картине «Покорение Сибири Ермаком», находится в качинской степи. Это один из своеобразных и живописных уголков Хакасии. Название «Шира» переводится с монгольского как «Желтое озеро». Само озеро огромное около 25 км в окружности. В ясную погоду вода в озере становится серо-стального цвета, а во время волнения – изумрудно-зеленое. Озеро Шира расположено в обширной Хакасско-Минусинской котловине, замкнутой со всех сторон высокими холмами, спускающимися к озеру своеобразными террасами. А окружающая озеро Шира степь – твердая, каменистая, почти голая, покрытая низкорослыми травами и пикульником, с одинокими деревьями. Рядом с небольшими хакасскими улусами здесь встречались березовые рощицы. Характерная особенность пейзажа – множество ритмически чередующихся круглых холмов, которые придают местности волнистый характер.

В 1891 году озеро Шира изъяли из владения Абаканской инородной управы и передали казне. С 1 февраля 1891 года озеро Шира стало называться курортом и здесь началось возведение казенных и частных построек. Пребывание на озере обходилось дорого, и поэтому сюда приезжали на лечение только состоятельные люди – чиновники, купцы, военные, духовенство, дворяне, мещане-домовладельцы и зажиточные крестьяне. Несмотря на сравнительно небольшую удаленность от Красноярска, добраться до курорта Шира в то время было довольно сложно. Обычно на пароходе из Красноярска плыли до пристани Батени по Енисею, где нанимали лошадей и 55 верст (1 верста – 1067 м- прим. автора) ехали степью, встречая на пути редкие хакасские улусы. Иногда добирались на лошадях до Ачинска. Обычно путь в один конец занимал три дня.

В течение пяти лет Суриков вел подготовительные работы к картине «Покорение Сибири Ермаком». В феврале 1895 года историческая картина была представлена на XXIII выставке «Товарищества передвижных выставок» в Санкт-Петербурге.

Художник В. И. Суриков создал картину масштабную, передал в ней художественную эпопею сибирского казачества, прославил его подвиги. Идею столкновения двух культур, двух миров художник подчеркнул динамичностью композиции, делением полотна на две части: левая – дружина Ермака, правая – войско хана Кучума. Напряженность, драматизм, трагичность наполняют это огромное полотно. Русские и татары бьются не на жизнь, а на смерть. Казаки наступают крепко спаянным отрядом. Татары бьются неустрашимо и отчаянно. Чтобы показать великое множество татар, стихийность, неорганизованность их действий и сплоченность, несокрушимый натиск казаков, предельную напряженность боя, Суриков идет на некоторые отступления от правдоподобия. Он нарушает масштабные соотношения фигур казаков и татар, нагромождает людей так плотно, что в жизни в таких условиях они просто не могли бы двигаться.

Может быть, впервые в батальной картине, рисующей страшную битву между народами, нет крови, трупов и искаженных от боли лиц. И в то же время ощущается грандиозность, смертельность боя. Кругом все бурлит. Вода плещется, закипает от обрушивающихся в нее стрел, тяжело падающих человеческих тел. Сверкает огонь выстрелов от оружия, дым застилает лица, над обрывом скачут всадники хана Кучума.

Суров и мрачен пейзаж происходящей битвы в осенний, холодный день: низкое небо, с тяжелыми, быстро движущимися тучами, высокий глинистый обрыв берега, свинцово-бурая вода могучей реки Иртыш, вдали виднеется город Искер. Холодный воздух серого дня, пропитанный туманом и влагой, смягчает даже самые яркие краски, словно поглощая их. Люди и предметы окутаны сероватой дымкой, объединены серебристо-бурым тоном.

Давая оценку картине «Покорение Сибири Ермаком» искусствовед И. Евдокимов писал:

«Созданию картины «Покорение Сибири» было отдано пять суриковских лет – страстных, беспокойных, с кошмарными снами по ночам, так как художник «сражался» сам, вел казаков, был Ермаком, мчался по сибирским дебрям из конца в конец…у него ныла спина от физической усталости и нечеловеческого труда. Громадная по размерам, сложная по композиции, с сотнями фигур, замечательное создание национального гения, она была самой дорогой и самой любимой картиной художника. Не случайно он и через двадцать лет не забыл ее, когда все другие произведения уже как будто перестали волновать и отошли в прошлое».

К картине «Покорение Сибири Ермаком» Суриковым было написано 14 портретов хакасов, выполненных маслом и акварелью в Хакасии. Многие лица хакасов художник сохраняет в картине, почти не меняя их мимических национальных особенностей. В каждом написанном с натуры этюде Суриков находит нужные ему для картины эмоции: выражение мучительного непонимания, робость и страх, наивную, почти детскую доверчивость и простодушие одних персонажей, озлобленность других. Конечно, в картине чувства сгущаются, обостряются, обнажаются еще резче, но индивидуальность, запечатленная в этюдах,  обязательно сохраняется в картине, бережно доносится до зрителя, сообщая полотну удивительную жизненность и достоверность.

Таким образом, передавая образы хакасов в исторической картине «Покорение Сибири Ермаком», Суриков рисует их с большой теплотой и человечностью. Они ничем не напоминают у него тех «дикарей», которые как экзотические элементы порою встречались у русских художников старой академической школы. Художник сумел обнаружить в этих людях лучшие человеческие черты: мужество, скромность и человеческое достоинство. Именно эти качества художник отразил отчетливо и ярко в этюдах, созданных к картине «Покорение Сибири Ермаком» за время пленэров в Хакасии».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

Лучше почитайте про покоренние Чукчей. Вот это были реально дерзкие ребята )) которых кстати так и не покорили!
Если Вам интересны чукчи, то и читайте про них, я живу в Хакасии и мне интересны - хакасы