О военвраче из Хакасии, участнике Таллинского перехода Иване Шоеве
Фото И. Г. Шоева из филиала ЦВМА (Гатчина), предоставлено М. Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов РХ Маина Чебодаева поделилась с читателями информагентства статьёй о военврач Иван Шоев участник Таллинского перехода Краснознамённого Балтийского флота (август 1941 года).

Вот её содержание:

«Среди неизвестных имен в военной истории Хакасии периода Великой Отечественной войны имя военного врача, старшего лейтенанта медицинской службы, служившего на гидрографическом судне «Астроном», эсминце «Страшный» и крейсере «Киров» Ивана Георгиевича Шоева. С первых дней Великой Отечественной войны И. Г. Шоев принял участие в морских боях на подступах к Ленинграду в составе Краснознаменного Балтийского флота. Достойный сын хакасского народа все блокадные дни находился на защите города.

По незначительным известным биографическим данным удалось реконструировать биографию Ивана Георгиевича Шоева и хронику происходящих военных событий в ходе обороны Ленинграда, где он принял участие.

Из биографии Ивана Георгиевича известно, что родился 25 декабря 1916 года в с. Усть-Абаканском в семье священника Николаевской церкви. Отец Георгий (Арых) Николаевич служил в Синявинской церкви, а в 1928-1929-е годы стал священником в Николаевской церкви с. Усть-Абаканском (Абакан). Мать Елена Ивановна умерла, когда брату Варламу было 15 лет, а Ивану 13 лет.

В ноябре 1929 года отец Георгий Николаевич был арестован и в январе 1930 года осужден Хакасским окружным судом по 158 статье УК РСФСР. В 1993 году он был реабилитирован посмертно.

В 1934 году братья Варлам и Иван Шоевы приехал в Ленинград, и с этого времени их дальнейшая жизнь была связана с городом на Неве.

В 1930-е годы Иван Георгиевич поступил в Таганрогский медицинский техникум, который окончил в 1939 году. После окончания медицинского техникума старший фельдшер Шоев поступил на службу на гидрографическое судно «Астроном». Судно было приписано к порту Лиепая в Латвии. В годы Великой Отечественной войны судно использовалось, как сетевой заградитель. 28 августа 1941 года во время Таллинского перехода из Таллина в Кронштадт судно «Астроном» было повреждено авиацией противника и выброшено на берег Финского залива и 2 сентября 1941 года оно было взорвано саперами во избежание захвата противника.

В августе 1941 года И. Г. Шоев стал участником известного Таллинского перехода Балтийского флота из Прибалтики в Кронштадт. К началу Великой Отечественной войны Таллин (Эстония) стал главной базой Балтийского флота. Город не был подготовлен к обороне ни с суши и ни с моря, поскольку находился далеко от границы.

9 июля 1941 года передовые части немецкой группы армий «Север» ворвались в Марьямаа, находящегося в 60 км от Таллина. А 23 июля 1941 года немецкие войска после перегруппировки возобновили наступление на Таллин, прорвали фронт и устремились к Финскому заливу. 5 августа была перерезана железная дорога Таллин-Ленинград, а 7 августа немецкие войска вышли к заливу в районе Кунда, отрезав войска РККА в районе Таллина от основных сил Северного фронта.

С 5 августа 1941 года началась Таллинская оборона города, который защищали 10-й стрелковый корпус РККА (10 сд, 90 сд, 22-я дивизия НКВД), сформированные отряды моряков флота и народное ополчение.

С начала июля 1941 года командованием Балтийского флота поднимался вопрос об эвакуации флота и промышленного оборудования из Таллина в Кронштадт, но встречало отказ со стороны главнокомандующего Северо-Западным направлением К. Е. Ворошилова и народного комиссара ВМФ Н. Г. Кузнецова. Разрешение на эвакуацию флота было получено только 26 августа, когда немецкая артиллерия уже вела огонь по кораблям ВМФ в Таллинском порту.

24 августа 1941 года началась эвакуация основных сил Балтийского флота под командованием вице-адмирала В. Ф. Трибуца и войск 10-го стрелкового корпуса из Таллина в Кронштадт. Из Таллина вышли 225 кораблей и судов (151 военный корабль, 54 вспомогательных судна, 20 транспортов). До Кронштадта дошли 163 из них (132 военных корабля, 29 вспомогательных судов, 2 транспорта). Во время перехода погибли 62 корабля и судна (19 боевых кораблей и катеров, 25 вспомогательных судов, 18 транспортов).

Германское командование со своей стороны стремилось выполнить директиву Гитлера № 33 «не допустить погрузку советских войск в Эстонии на суда и прорыв … в направлении Ленинграда». С этой целью на южном берегу Финского залива вдоль маршрута перехода Балтийского флота из Таллина в Ленинград были развернуты немецкие и финские береговые артиллерии. В Финском заливе силами Кригсмарине и ВМФ Финляндии в июле-августе 1941 года были установлены 36 минных заграждений. На аэродромах для действий по кораблям Балтфлота (КБФ) были спешно развёрнуты 110 немецких и 10 финских самолётов. В Финском заливе активно действовали финские торпедные катера.

После прибытия в Кронштадт И. Г. Шоев служит фельдшером на береговой базе охраны водного района Ленинградской военно-морской базы.

24 сентября 1941 года военно-морская база, где служил И. Г. Шоев, подверглось налету авиации противника в фарватере Ручьи. В данных архива филиала ЦВМА (Гатчина) говорится:

«Во время боев Шоев был ранен в нижнюю челюсть и голову. Несмотря на ранение, он оказывал медицинскую помощь раненым, в том числе тяжело раненому командиру корабля капитану 2-го ранга Драчеву. В это день же день корабль вторично вел бой с авиацией противника. В этом бою Шоев получил контузию левой ноги. Несмотря на вторичное ранение Шоев оказал медицинскую помощь еще 16 бойцам, после чего был эвакуирован в военно-медицинский госпиталь».

После излечения в Военно-медицинском госпитале в Ленинграде И. Г. Шоев был направлен на тральщик «ТЩ-179». 4 мая 1942 года тральщик «ТЩ-179» шел с грузом и личным составом 8-й армии в Ораниенбаум под сильным обстрелом противника. Разорвавшимся снарядами ранило 6 краснофлотцев, которым военврач Шоев оказал первую помощь.

С 26 мая 1943 года И. Г. Шоев был направлен старшим фельдшером на эсминец «Страшный» КБФ. Из истории эсминца известно, что 22 июня 1941 года он был принят с Ленинградской верфи на вооружение для операций в Рижском заливе. Эсминец имели общую длину 112,5 метра и ширину 10,2 метра, развивал скорость 39,6 узлов. В мирное время экипаж насчитывал 207 человек, но в военное время этот показатель увеличился до 271. На эсминце были установлены четыре 130-мм орудия «B-13», противовоздушная оборона обеспечивалась парой 76,2-мм «34-K» зенитных орудий и тремя 45-мм «21-K» зенитными орудиями, а также четыре 12,7 мм «ДК» или «ДШК», которые несли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Корабль также мог нести от 58 до 96 мин и 30 глубинных бомб.

26 июня 1941 года эсминец «Страшный» произвел свои первые выстрелы в войне, когда его зенитчики защищали корабль от налета немецкой авиации на Таллинский рейд. В боях 13-15 июля 1941 года эсминец «Страшный» был поврежден в результате попадания немецких бомб, которые вывели из строя два котла и турбогенератор. Осколки бомбы вызвали пожар в магазине снарядов, пробили корпус во многих местах и на нескольких масляных баков и отключили питание радио- и электронавигационных устройств. 31 июля 1941 года эсминец покинул Таллин на буксире с конвоем и вскоре прибыл в Кронштадт.

Блокада Ленинграда надолго задержала возвращение эсминца «Страшный» в строй, он вернулся только 15 апреля 1942 года.

Позднее эсминец «Страшный» принял участие в «Ленинградско-Новгородской наступательной операции» (14 января-1 марта 1944 года) в составе 1-й ударной артиллерийской группы КБФ. Проведя несколько бомбардировок в период с 14 по 19 января 1944 года по поддержке наступления РККА на Красное Село-Ропша, эсминец выпустил 160 снарядов из своих 130-мм орудий. Свой последний бой он провел вовремя «Выборгско-Петрозаводской наступательной операции» (10 июня-9 августа 1944 года), совершив семь обстрелов, выпустив 139 снарядов, которые корректировались с наблюдательного пункта на берегу.

С 21 ноября 1944 года И. Г. Шоев был переведен военврачом на крейсере «Киров» - первый лёгкий крейсер советской постройки. К началу войны крейсер «Киров» базировался в Усть-Двинске в Латвии. 22 июня 1941 года крейсер находился на рейде Риги. Далее крейсер участвовал в обороне Таллина: с 22 по 27 августа 1941 года он произвел 36 стрельб по войскам противника, в ответ по кораблю было выпущено до 500 снарядов и сброшено 326 бомб немецкой авиацией. Участие крейсера «Киров» в обороне Таллина с его 180-мм орудиями позволило отступавшим из Прибалтики войскам РККА на значительное время задержать немецкое наступление на Ленинград. В Таллинском переходе крейсер «Киров» шёл как флагман отряда главных сил (командующий-вице-адмирал В. Ф. Трибуц). Наутро крейсер оторвался от конвоя и благополучно прибыл в Кронштадт 29 августа 1941 года.

В годы Великой Отечественной войны крейсер «Киров» находился в Кронштадте и Ленинграде. С 4 сентября 1941 года он швартовался в Ленинграде, откуда с позиции на реке Неве продолжал вести огонь по врагу. Во время блокады крейсер почти ежедневно подвергался атакам авиации врага и получил несколько попаданий авиабомб.

4 апреля 1942 года во время немецкой операции «Айсштосс» крейсер «Киров» получил прямое попадание: бомба пробила палубу, затем пробила борт и разорвалась в воде у борта. От детонации были повреждены 2 орудия крейсера. В этот день стоянка кораблей КБФ подверглись атаке 191 самолёта противника (132 бомбардировщика и 59 истребителей), на которых было сброшенных 230 авиабомб.

В другой немецкой операции «Гёц фон Берлихинген», проведенной 24 апреля 1942 года, после мощного артиллерийского удара по кораблям КБФ 62 бомбардировщика и 28 истребителей противника в течение 3 часов атаковали корабли с разных направлений. Крейсер «Киров» получил 3 прямых попадания авиабомб и 1 - артиллерийского снаряда. Был уничтожен запасной командный пункт корабля, перебиты некоторые трубопроводы и паропроводы, уничтожены несколько помещений. Возник пожар в погребах боеприпасов, от которого начались разрывы находившихся там снарядов; во избежание взрыва корабля несколько артиллерийских погребов пришлось затопить. Были повреждены 6 орудий и 2 зенитных пулемёта.

Летом 1942 года крейсер «Киров» был полностью возвращён в строй. Артиллерия крейсера участвовала в «Ленинградско-Новгородской наступательной операции в январе 1944 года. В июне 1944 года с позиции в Ленинградском торговом порту крейсер «Киров» произвел свои последние залпы в войне по позициям финнов в ходе «Выборгско-Петрозаводской операции».

17 октября 1945 года во время выхода на учебные артиллерийские стрельбы недалеко от Кронштадта крейсер «Киров» подорвался на оставшейся с войны донной магнитной мине. От взрыва корабль получил значительные повреждения. Корабль получил сильный крен и осадку на нос. В момент взрыва погибли 5 членов команды. С помощью подошедших кораблей и высланных из Кронштадта аварийных партий поступление воды удалось через несколько часов остановить, «Киров» был отбуксирован в Кронштадт и 28 октября 1946 года поставлен в док.

За участие в обороне Ленинграда наш земляк старший лейтенант Егор Георгиевич Шоев был награжден орденом Отечественной войны» 2-й степени, «Орденом Красной Звезды», медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

В послевоенное время И. Г. Шоев продолжил службу военфельдшером в Высшем Военно-инженерном училище им. Дзержинского (1949), на эсминце «Минск» (1951), на учебном судне «Чорох» (1955) и др.

23 августа 1956 года капитан И. Г. Шоев вышел в военную отставку».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

С другими материалами Маины Чебодаевой читатели 19rusinfo.ru могут ознакомиться перейдя по тегу #АИСХАКАСИЯ.

Добавить комментарий

Комментарии  

Огромное спасибо!
Спасибо!