Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов РХ Маина Чебодаева поделилась с читателями информагентства статьёй о военврач Иван Шоев участник Таллинского перехода Краснознамённого Балтийского флота (август 1941 года).
Вот её содержание:
«Среди неизвестных имен в военной истории Хакасии периода Великой Отечественной войны имя военного врача, старшего лейтенанта медицинской службы, служившего на гидрографическом судне «Астроном», эсминце «Страшный» и крейсере «Киров» Ивана Георгиевича Шоева. С первых дней Великой Отечественной войны И. Г. Шоев принял участие в морских боях на подступах к Ленинграду в составе Краснознаменного Балтийского флота. Достойный сын хакасского народа все блокадные дни находился на защите города.
По незначительным известным биографическим данным удалось реконструировать биографию Ивана Георгиевича Шоева и хронику происходящих военных событий в ходе обороны Ленинграда, где он принял участие.
Из биографии Ивана Георгиевича известно, что родился 25 декабря 1916 года в с. Усть-Абаканском в семье священника Николаевской церкви. Отец Георгий (Арых) Николаевич служил в Синявинской церкви, а в 1928-1929-е годы стал священником в Николаевской церкви с. Усть-Абаканском (Абакан). Мать Елена Ивановна умерла, когда брату Варламу было 15 лет, а Ивану 13 лет.
В ноябре 1929 года отец Георгий Николаевич был арестован и в январе 1930 года осужден Хакасским окружным судом по 158 статье УК РСФСР. В 1993 году он был реабилитирован посмертно.
В 1934 году братья Варлам и Иван Шоевы приехал в Ленинград, и с этого времени их дальнейшая жизнь была связана с городом на Неве.
В 1930-е годы Иван Георгиевич поступил в Таганрогский медицинский техникум, который окончил в 1939 году. После окончания медицинского техникума старший фельдшер Шоев поступил на службу на гидрографическое судно «Астроном». Судно было приписано к порту Лиепая в Латвии. В годы Великой Отечественной войны судно использовалось, как сетевой заградитель. 28 августа 1941 года во время Таллинского перехода из Таллина в Кронштадт судно «Астроном» было повреждено авиацией противника и выброшено на берег Финского залива и 2 сентября 1941 года оно было взорвано саперами во избежание захвата противника.
В августе 1941 года И. Г. Шоев стал участником известного Таллинского перехода Балтийского флота из Прибалтики в Кронштадт. К началу Великой Отечественной войны Таллин (Эстония) стал главной базой Балтийского флота. Город не был подготовлен к обороне ни с суши и ни с моря, поскольку находился далеко от границы.
9 июля 1941 года передовые части немецкой группы армий «Север» ворвались в Марьямаа, находящегося в 60 км от Таллина. А 23 июля 1941 года немецкие войска после перегруппировки возобновили наступление на Таллин, прорвали фронт и устремились к Финскому заливу. 5 августа была перерезана железная дорога Таллин-Ленинград, а 7 августа немецкие войска вышли к заливу в районе Кунда, отрезав войска РККА в районе Таллина от основных сил Северного фронта.
С 5 августа 1941 года началась Таллинская оборона города, который защищали 10-й стрелковый корпус РККА (10 сд, 90 сд, 22-я дивизия НКВД), сформированные отряды моряков флота и народное ополчение.
С начала июля 1941 года командованием Балтийского флота поднимался вопрос об эвакуации флота и промышленного оборудования из Таллина в Кронштадт, но встречало отказ со стороны главнокомандующего Северо-Западным направлением К. Е. Ворошилова и народного комиссара ВМФ Н. Г. Кузнецова. Разрешение на эвакуацию флота было получено только 26 августа, когда немецкая артиллерия уже вела огонь по кораблям ВМФ в Таллинском порту.
24 августа 1941 года началась эвакуация основных сил Балтийского флота под командованием вице-адмирала В. Ф. Трибуца и войск 10-го стрелкового корпуса из Таллина в Кронштадт. Из Таллина вышли 225 кораблей и судов (151 военный корабль, 54 вспомогательных судна, 20 транспортов). До Кронштадта дошли 163 из них (132 военных корабля, 29 вспомогательных судов, 2 транспорта). Во время перехода погибли 62 корабля и судна (19 боевых кораблей и катеров, 25 вспомогательных судов, 18 транспортов).
Германское командование со своей стороны стремилось выполнить директиву Гитлера № 33 «не допустить погрузку советских войск в Эстонии на суда и прорыв … в направлении Ленинграда». С этой целью на южном берегу Финского залива вдоль маршрута перехода Балтийского флота из Таллина в Ленинград были развернуты немецкие и финские береговые артиллерии. В Финском заливе силами Кригсмарине и ВМФ Финляндии в июле-августе 1941 года были установлены 36 минных заграждений. На аэродромах для действий по кораблям Балтфлота (КБФ) были спешно развёрнуты 110 немецких и 10 финских самолётов. В Финском заливе активно действовали финские торпедные катера.
После прибытия в Кронштадт И. Г. Шоев служит фельдшером на береговой базе охраны водного района Ленинградской военно-морской базы.
24 сентября 1941 года военно-морская база, где служил И. Г. Шоев, подверглось налету авиации противника в фарватере Ручьи. В данных архива филиала ЦВМА (Гатчина) говорится:
«Во время боев Шоев был ранен в нижнюю челюсть и голову. Несмотря на ранение, он оказывал медицинскую помощь раненым, в том числе тяжело раненому командиру корабля капитану 2-го ранга Драчеву. В это день же день корабль вторично вел бой с авиацией противника. В этом бою Шоев получил контузию левой ноги. Несмотря на вторичное ранение Шоев оказал медицинскую помощь еще 16 бойцам, после чего был эвакуирован в военно-медицинский госпиталь».
После излечения в Военно-медицинском госпитале в Ленинграде И. Г. Шоев был направлен на тральщик «ТЩ-179». 4 мая 1942 года тральщик «ТЩ-179» шел с грузом и личным составом 8-й армии в Ораниенбаум под сильным обстрелом противника. Разорвавшимся снарядами ранило 6 краснофлотцев, которым военврач Шоев оказал первую помощь.
С 26 мая 1943 года И. Г. Шоев был направлен старшим фельдшером на эсминец «Страшный» КБФ. Из истории эсминца известно, что 22 июня 1941 года он был принят с Ленинградской верфи на вооружение для операций в Рижском заливе. Эсминец имели общую длину 112,5 метра и ширину 10,2 метра, развивал скорость 39,6 узлов. В мирное время экипаж насчитывал 207 человек, но в военное время этот показатель увеличился до 271. На эсминце были установлены четыре 130-мм орудия «B-13», противовоздушная оборона обеспечивалась парой 76,2-мм «34-K» зенитных орудий и тремя 45-мм «21-K» зенитными орудиями, а также четыре 12,7 мм «ДК» или «ДШК», которые несли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Корабль также мог нести от 58 до 96 мин и 30 глубинных бомб.
26 июня 1941 года эсминец «Страшный» произвел свои первые выстрелы в войне, когда его зенитчики защищали корабль от налета немецкой авиации на Таллинский рейд. В боях 13-15 июля 1941 года эсминец «Страшный» был поврежден в результате попадания немецких бомб, которые вывели из строя два котла и турбогенератор. Осколки бомбы вызвали пожар в магазине снарядов, пробили корпус во многих местах и на нескольких масляных баков и отключили питание радио- и электронавигационных устройств. 31 июля 1941 года эсминец покинул Таллин на буксире с конвоем и вскоре прибыл в Кронштадт.
Блокада Ленинграда надолго задержала возвращение эсминца «Страшный» в строй, он вернулся только 15 апреля 1942 года.
Позднее эсминец «Страшный» принял участие в «Ленинградско-Новгородской наступательной операции» (14 января-1 марта 1944 года) в составе 1-й ударной артиллерийской группы КБФ. Проведя несколько бомбардировок в период с 14 по 19 января 1944 года по поддержке наступления РККА на Красное Село-Ропша, эсминец выпустил 160 снарядов из своих 130-мм орудий. Свой последний бой он провел вовремя «Выборгско-Петрозаводской наступательной операции» (10 июня-9 августа 1944 года), совершив семь обстрелов, выпустив 139 снарядов, которые корректировались с наблюдательного пункта на берегу.
С 21 ноября 1944 года И. Г. Шоев был переведен военврачом на крейсере «Киров» - первый лёгкий крейсер советской постройки. К началу войны крейсер «Киров» базировался в Усть-Двинске в Латвии. 22 июня 1941 года крейсер находился на рейде Риги. Далее крейсер участвовал в обороне Таллина: с 22 по 27 августа 1941 года он произвел 36 стрельб по войскам противника, в ответ по кораблю было выпущено до 500 снарядов и сброшено 326 бомб немецкой авиацией. Участие крейсера «Киров» в обороне Таллина с его 180-мм орудиями позволило отступавшим из Прибалтики войскам РККА на значительное время задержать немецкое наступление на Ленинград. В Таллинском переходе крейсер «Киров» шёл как флагман отряда главных сил (командующий-вице-адмирал В. Ф. Трибуц). Наутро крейсер оторвался от конвоя и благополучно прибыл в Кронштадт 29 августа 1941 года.
В годы Великой Отечественной войны крейсер «Киров» находился в Кронштадте и Ленинграде. С 4 сентября 1941 года он швартовался в Ленинграде, откуда с позиции на реке Неве продолжал вести огонь по врагу. Во время блокады крейсер почти ежедневно подвергался атакам авиации врага и получил несколько попаданий авиабомб.
4 апреля 1942 года во время немецкой операции «Айсштосс» крейсер «Киров» получил прямое попадание: бомба пробила палубу, затем пробила борт и разорвалась в воде у борта. От детонации были повреждены 2 орудия крейсера. В этот день стоянка кораблей КБФ подверглись атаке 191 самолёта противника (132 бомбардировщика и 59 истребителей), на которых было сброшенных 230 авиабомб.
В другой немецкой операции «Гёц фон Берлихинген», проведенной 24 апреля 1942 года, после мощного артиллерийского удара по кораблям КБФ 62 бомбардировщика и 28 истребителей противника в течение 3 часов атаковали корабли с разных направлений. Крейсер «Киров» получил 3 прямых попадания авиабомб и 1 - артиллерийского снаряда. Был уничтожен запасной командный пункт корабля, перебиты некоторые трубопроводы и паропроводы, уничтожены несколько помещений. Возник пожар в погребах боеприпасов, от которого начались разрывы находившихся там снарядов; во избежание взрыва корабля несколько артиллерийских погребов пришлось затопить. Были повреждены 6 орудий и 2 зенитных пулемёта.
Летом 1942 года крейсер «Киров» был полностью возвращён в строй. Артиллерия крейсера участвовала в «Ленинградско-Новгородской наступательной операции в январе 1944 года. В июне 1944 года с позиции в Ленинградском торговом порту крейсер «Киров» произвел свои последние залпы в войне по позициям финнов в ходе «Выборгско-Петрозаводской операции».
17 октября 1945 года во время выхода на учебные артиллерийские стрельбы недалеко от Кронштадта крейсер «Киров» подорвался на оставшейся с войны донной магнитной мине. От взрыва корабль получил значительные повреждения. Корабль получил сильный крен и осадку на нос. В момент взрыва погибли 5 членов команды. С помощью подошедших кораблей и высланных из Кронштадта аварийных партий поступление воды удалось через несколько часов остановить, «Киров» был отбуксирован в Кронштадт и 28 октября 1946 года поставлен в док.
За участие в обороне Ленинграда наш земляк старший лейтенант Егор Георгиевич Шоев был награжден орденом Отечественной войны» 2-й степени, «Орденом Красной Звезды», медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
В послевоенное время И. Г. Шоев продолжил службу военфельдшером в Высшем Военно-инженерном училище им. Дзержинского (1949), на эсминце «Минск» (1951), на учебном судне «Чорох» (1955) и др.
23 августа 1956 года капитан И. Г. Шоев вышел в военную отставку».
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева
С другими материалами Маины Чебодаевой читатели 19rusinfo.ru могут ознакомиться перейдя по тегу #АИСХАКАСИЯ.
Комментарии