Один из парадоксов Хакасии: уровень автомобилизации зашкаливает, но купить легковушку могут немногие
Фото: ru.freepik.com

Согласно результатам очередного исследования агентства «РИА Рейтинг», в Хакасии все меньше становится тех, кто может купить и содержать дорогой автомобиль. 

Обуздать и содержать железного коня с каждым годом становится все более накладно. В Хакасии в конце ноября только 16% семей могли позволить себе купить и содержать недорогой автомобиль стоимостью 1,2 млн рублей в кредит.

Причем за шесть предыдущих лет в республике весьма динамично сократилась доля тех, кто способен помимо кредита оплачивать КАСКО, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, обеспечить сезонную смену резины и заплатить налоги. В 2018 году приобретение недорогого авто в кредит было по карману 29,8% семей, два года спустя их доля сократилась до 27,1%, в 2023 году она составляла — 18,6%.

За эти годы выросли не только размер зарплаты, стоимость страхования и бензина, а также расходы на содержание автомобиля, но и цена самого железного коня. Если в 2018 году экспертное сообщество сочло "недорогим" автомобиль за 0,5 млн рублей, то в ноябре текущего года его ценовая планка достигла 1,2 млн рублей.

На порядок меньше доля семей, кому доступны покупка и содержание более дорогого автомобиля. Железную лошадку за 2,9 млн рублей могут приобрести в кредит только 4,1% семей в Хакасии. При этом по сравнению с минувшим годом снижение незначительное — на 0,3%. Более разительны перемены, если сравнивать с 2018 годом, когда покупка машины за 1,2 млн рублей была доступна 11,7% семей.

С недавних пор эксперты агентства «РИА Рейтинг» отказались от ранжирования регионов по доступности автомобилей премиум-класса — стоимостью свыше 10 млн рублей. В 2020 году люксовые легковушки были доступны 1,2% семей Хакасии, через год их доля сократилась до 0,26%, в 2022 году она и вовсе усохла до 0,09%.

При этом эксперты уточнили, в качестве индикатора доступности выступает доля семей, которые имеют возможность осуществлять ежемесячный платеж при приобретении нового автомобиля в кредит, тратить деньги на надлежащее полное содержание автомобиля и осуществлять повседневные расходы.

И хотя эти расчеты произведены на основе данных Росстата, они в определенной степени диссонируют с данными той же Федеральной службы государственной статистики по такому показателю, как обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями. На 1 января 2024 года в Хакасии на 1000 человек населения приходится 447,4 легковых автомобиля.

В Сибирском федеральном округе республика лидирует по числу собственных автомобилей. Со значительным отставанием в пятерку самых авторизованных сибирских регионов также вошли Алтайский край (368,1), Новосибирская область (353), Кузбасс (334,2) и Красноярский край (332,2). Наименьшее число автомобилей на 1000 человек населения Росстат отмечает в Туве — 175 единиц.

В рейтинге российских регионов по доступности покупки автомобиля в течение нескольких лет сохраняет лидерство Ямало-Ненецкий автономный округ — 54,7% семей могут оформить кредит на новый недорогой автомобиль стоимостью 1,2 млн рублей. Последнюю строчку рейтинга занимает Ингушетия: в этом регионе только 2,1% семей способны приобрести автомобиль по такой стоимости.

Хакасия занимает в рейтинге 30 место. Лучшую позицию в двадцатке российских лидеров обеспечил себе Красноярский край — 25,6% семей могут приобрести в кредит недорогой автомобиль, 9% семей доступна покупка машины средней стоимости. Далее расположились Иркутская область (15 место), Кузбасс (17 место), Томская (23 место) и и Новосибирская (28 место) области.

В первой половине рейтинга нашлось место кроме Хакасии еще и Омской области — 42 место. Менее доступна покупка автомобиля в кредит в трех сибирских регионах — Республике Алтай (64 место), Туве (71 место) и Алтайском крае (76 место).

Добавить комментарий

Комментарии  

У нас цена что на жилье что на машины, зашкаливает !!! год семьи с кредитом под 40 %, что дальше?