Пожилым людям нужно приготовиться: могут подселить в квартиру
Ничего себе: бабушка обратилась к Путину и ей закрыли ее долг
Новые подробности скандала с Седоковой
Если вы пьете этот чай немедленно бросайте — он хуже сигарет
Жителям Хакасии рассказали о семье этнографа Степана Майнагашева
Фото: Хакасский национальный краеведческий музей

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями ИА "Хакасия" статьёй о жизни членов семьи этнографа Степана Майнагашева (1886-1920 гг.).

Вот её содержание: 

«Летом 2023 год исполнилось 110-лет со дня первой поездки этнографа Степана Дмитриевича Майнагашева (1886-1920) в Минусинский округ по заданию «Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении». И как обычно в Хакасии данное событие прошло незаметно, как в культурной, так и в научной среде республики и никак не освещалось в местной печати. Пользуясь предоставленной мне возможностью, хотелось бы в данной публикации рассказать о семье этнографа Степана Дмитриевича Майнагашева.

Долгие годы в исторической науке Хакасии не была известна точная дата рождения этнографа Степана Дмитриевича Майнагашева. И в 2013 году архивистом Национального архива РХ Ю. А. Орешковой была установлена точная дата рождения Майнагашева в декабре 1885 году в улусе Иресов Степной думы соединенных разнородных племен.

В 2021 году генеалог А. С. Нилогов долгое время изучавший родословную Степана Дмитриевича Майнагашева опубликовал в томском журнале «ЛИНГ и АНТР» в №4 статью «Документальная реконструкция родословной С. Д. Майнагашева (К 135-летию со дня рождения)», где указал более точную дату рождения согласно метрической книге Аскизской Петропавловской церкви за 1886 год. Он писал:

«В действительности в метрической книге по Аскизской Петропавловской церкви за 1886 год в записи №6 указаны точные даты и рождения, и крещения Стефана, а именно: 27 декабря 1885 года и 23 февраля 1886 года по старому юлианскому стилю летоисчисления, то есть 8 января 1886 года и 7 марта 1886 года по новому григорианскому стилю соответственно. В графе «Родители читаем: «Казановского рода инородец Ерес=Дмитрий Александрович Майнагашев и его законная жена Варвара Николаевна, оба православного вероисповедания». Восприемниками (крёстными) выступили: бывший учитель Иван Николаевич Матараков и Дальнекаргинского рода инородческая дочь девица Вера Николаевна Кызласова. Таинство крещения совершили: священник Василий Ефимович Суховской, дьякон Елевферий Ильич Нигрицкий и псаломщик Василий Барашков».

В 1982 году вышла статья этнографа К. М. Патачакова «Семейно-родственные отношения у хакасов», где он подробно осветил народное предание о происхождение рода Майнагашевых, записанное 16 марта 1968 года у жителя с. Аскиз Р. Е. Мойнагашева. Там же в статье исследователь дал ценную информацию о дедушке Степана Дмитриевича, Санке (Александре) Майнагашеве, о том, что он в 1865 году был избран родоначальником Степной думы разнородных племен, а в 1870 году его выбрали старостой Казановского рода.

Санка (Александр) Майнагашев (1813-?) имел 4 сына: Дмитрия (1849-1902), Николая (1856-?), Гавриила (?), Евграфа ( ?) и дочь Толинек, которая вышла замуж за известного сагайского богача Ивана (Мачона) Семеновича Орешкова. В 1875-1880-е годы И. С. Орешков служил старостой Сагайского рода 2-й половины, а затем избирался старостой Аскизской Петропавловской церкви.

Карьеру отца Санки (Александра) Майнагашева в Степной думе соединенных разнородных племен продолжил его сын Дмитрий (Ирес), который в 1878-1880-е годы служил старостой Казановского рода, а в феврале 1880 года Дмитрия (Иреса) избрали заседателем Степной думы соединенных разнородных племен в с. Аскизском.

Поиски генеалога А. С. Нилогова в отношении семьи С. Д. Майнагашева были продолжены и ученый также обнаружил в Национальном архиве Хакасии запись о бракосочетании/ венчании родителей Дмитрия Александровича Майнагашева и Варвары Николаевны Кызласовой. Сведения были найдены в метрической книге Аскизской Петропавловской церкви за 1877 год. Согласно записи, молодожены поженились 29 июня (11 июля) 1877 года. На момент венчания жениху было 28 лет, а невесте 24 года. Поручителями (свидетелями) со стороны жениха выступили Николай-Паё Федорович Катанов, старший брат ученого Н. Ф. Катанова и его дядя Ефим Семенович Катанов, со стороны невесты Я. Ф. Сепиков и И. Тоскараков. Таинство венчания совершил священник Аскизской Петропавловской церкви Василий Ефимович Суховской.

Жена Иреса (Дмитрия) Майнагашева происходила из рода Кызласова Албанаха, который считался основателем улуса Кызласов. В 1890 году, когда известный ученый Н. Ф. Катанов посетил Минусинский округ, он встретился с Албананхом и записал о нем следующую информацию:

«Албанах (Николай) сын Паjдыja Кызласова, 70 лет; принадлежит к племени Суг Каргазы (Дальнекаргинский род), живет вверх по реке Аскызу, в 25 верстах от с. Аскыза, имеет 5 сыновей, из которых самый старший по имени Борис, имеющий от роду 27 лет, учился с путешественником Н. Ф. Катановым в Аскызском одноклассном училище в 1872-1876-х годах».

В семье Дмитрия Александровича и Варвары Николаевны Майнагашевых родилось пять детей: Терентий (1879-?), Василий (1883-1920), Степан (1886-1920) и сестры Александра (?) и Ксения (1894-1962).

Улус Иресов родовое имение Иреса (Дмитрия) Александровича Майнагашева находилось в таежной местности на берегу реки Аскиз Степной думы разнородных племен. В 1889 году Иресов улус посетил Н. Ф. Катанов, отметивщий, что улус находится на расстоянии от села Аскизское в 30 верстах, а от Минусинска в 148 верстах, в улусе было 17 дворов и проживало 42 мужчины и 42 женщины. Жители улуса занимались скотоводством, содержали 352 голов лошадей, 334 коровы и 1542 овцы, и сеяли яровую пшеницу на площади 11 десятин.

16 мая 1897 года в Красноярске состоялось заседание Енисейского губернского статистического комитета, где обсуждались вопросы, связанные с изучением минусинских и ачинских инородцев, проживающих в Енисейской губернии. В программу исследования вошли проблемы изучения: религии, семейных и общественных отношений, повседневной жизни, костюма, питания и хозяйства. Значительное внимание членам экспедиции указывалось обращать внимание на изучение форм хозяйства инородцев, особенно на те изменения, которые происходили в хозяйстве на современном этапе, в период перехода от кочевого и скотоводческого к земледельческому хозяйству.

Летом 1897 года по заданию Енисейского губернского статистического комитета в Минусинский и Ачинский уезды была направлена экспедиция в составе А. А. Кузнецовой, П. Е. Кулакова и А. А. Ярилова. Экспедиция продолжалась в течении 3-х месяцев и ее членами были исследованы различные аспекты жизни инородцев: жилище, костюм, пища и состояние инородческих хозяйств. По итогам экспедиции 10 ноября 1897 года в Красноярске состоялось общее собрание Енисейского губернского комитета, где были подведены итоги экспедиции и сделаны выводы.

Членом экспедиции А. А. Яриловым был сделан анализ состояния инородческих хозяйств в Степной думе соединенных разнородных племен и в том числе в улусе Иресов, где исследователь познакомился с Дмитрием Александровичем Майнагашевым. Предположительно в 1880 году Дмитрий Майнагашев стал инициатором строительства Верхне-Аскизского строительного канала, который продолжает действовать и в настоящее время под названием «Чон кообы» - общественная канава». Протяженность канала составила 26,5 км и им также пользовались жители окрестных улусов, которые «мочили» покосы и орошали пашни. А. А. Ярилов писал по данному поводу:

«Ирес Александрович Майнагашев, первый начал лет 18 тому назад мочить хлеб, а брат его пробует удобрять пахотные мочаги у него «мочаги вплоть у самого улуса», а у Иреса «далеко» с версту. Впрочем, по свидетельству Иреса польза от удобрения настолько значительна, что «пожалуй» и за версту возить (навоз) стоит».

В 1893 году в возрасте 8 лет Степан Дмитриевич поступил учиться в Таштыпскую одноклассную школу, где учились его братья Василий и Терентий. Затем он учился в Аскизском сельском двухклассном училище, которое окончил в 1902 году. Учился он уже в новом деревянном здании, построенном 1884 году усилиями местных жителей. Заведующим новой школы был назначен Никифор Тимофеевич Потемкин, окончивший Красноярскую учительскую семинарию. Он был предан своей просветительской работе и проработал в Аскизской сельской школе с 1884 по 1923 год.

Родился Никифор Тимофеевич в 1864 году в с. Анжирское Канского уезда Енисейской губернии в крестьянской семье. За годы работы в Аскизской сельской школе он заслужил уважение и признательность местных жителей, он учил не только детей, но и многих хакасских учителей. Потемкин стал учителем и для Степана Майнагашева, который черпал у него знания и в будущем они ему очень помогли во время учебы в Красноярской духовной семинарии и Московском городском университете им. Шанявского на юридическом факультете. Предположительно в Аскизской школе С. Д. Майнагашев учился в одном классе с Иваном Васильевичем Барашковым, дружба с которым его связала на долгие годы.

Ученик Н. Т. Потемкина, Иван Васильевич Барашков и близкий друг Степана Майнагашева вспоминал о своем учителе следующее:

«Никифор Тимофеевич помимо классных занятий устраивал вечерние беседы с учениками на различные темы, широко использовал в беседах волшебный фонарь. Он хорошо знакомил учащихся с жизнью природы, часто водил учеников в лес, на орошаемые сенокосы и луга, учил засушивать умело травы и цветы, создал первый школьный сад силами учеников, построил во дворе только что отстроенный большой школы первый гимнастический городок.

Превосходный методист – он замечательно преподавал русский язык и арифметику. По этим предметам у него не бывало неуспевающих. Он был замечательным руководителем молодых учителей В. А. Кульченко, К. И. Шулбаев, А. Н. Чугунекова, Г. В. Кирбижеков, И. И. Тютюбеев, В. Н. Окунев, К. М. Худяков, А. В. Паустова и др. Аскизская школа при Потемкине стала образцовой и в эту школу охотно отдавали сыновей и дочерей жители улусов, соседних сел и даже жители Минусинска».

В 1902 году умер отец Дмитрий Александрович Майнагашев. И в этом же тяжелом году для Степана Дмитриевича он окончил Аскизскую сельскую школу. После окончания сельской школы он поступил в Красноярскую духовную семинарию, где проучился 6 лет и это уже другой период жизни будущего этнографа Степана Дмитриевича, который требует отдельного и внимательного изучения.

В автобиографии Степана Майнагашева, написанной 30 апреля 1913 года в Санкт-Петербурге исследователь объяснил свое желание учиться и получить хорошее образование следующим:

«Еще когда был жив отец, он говорил о необходимости учиться дальше, об этом не забывала и мать. По обычаям, младшему сыну полагалось остаться главой семьи, но мне это не удалось».

Таким образом, в данной статье автором воссоздан по научным публикациям ученых и воспоминаниям очевидцев и людей, живших в начале ХХ века период жизни хакасского этнографа Степана Майнагашева, связанный с его Малой Родиной улусом Иресов и учебой в Таштыпской и Аскизской сельских школах Минусинского уезда Енисейской губернии».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии 

Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

6 лет в Духовной семинарии??