Об Иване Барахтаеве 76 аварийно-спасательного отряда Краснознаменного Балтийского флота
И. В. Барахтаев. Фото с сайта «Дорога памяти»

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов РХ Маина Чебодаева поделилась с читателями информагентства статьёй об Иване Барахтаеве (1925-2013 гг.) - краснофлотце из 76 аварийно-спасательного отряда Краснознаменного Балтийского флота.

Вот её содержание:

«Среди имен в военной истории Хакасии периода Великой Отечественной войны краснофлотца 76 аварийно-спасательного отряда (ЭПРОН) Краснознаменного Балтийского флота Ивана Васильевича Барахтаева. В январе 1943 году он был призван в РККА и занимался спасательными работами по подъёму кораблей в Балтийском море, Финском заливе и Ладожском озере, став достойным сыном хакасского народа.

По известным биографическим данным удалось реконструировать биографию Ивана Васильевича, родного брата прославленного летчика Матвея Васильевича Барахтаева и хронику происходящих военных событий в ходе обороны Ленинграда, где он принял участие.

Иван Васильевич родился 1925 года в деревне Ямки Ермаковского района Красноярского края. Отец Василий Егорович Барахтаев хакас, а мама русская. В семье Барахтаевых было 7 детей: Матвей, Егор, Тимофей, Иван, Константин, Феодосия и Анна.

9 января 1943 года Иван Васильевич был призван Ермаковским РВК в РККА и направлен курсантом в Ярославское интендантское училище. После окончания которого был отправлен в 123 и 362 запасные стрелковые полки. Затем 4 апреля 1944 года Барахтаев был направлен в 1-й Балтийский флотский экипаж в Кронштадт.

23 апреля 1944 года Барахтаев был зачислен на буксирный пароход «Цецилия» в составе 76-го отряда Аварийно-Спасательного отдела (ЭПРОН) Краснознаменного Балтийского флота. В 1917-1922-е годы «Цецилия» входил в состав Балтийского флота в качестве плавсредства. С 1930-х гг. судно находилось в распоряжении ЭПРОН. С началом Великой Отечественной войны вошел в состав Аварийно-Спасательного отдела (ЭПРОН) КБФ. 17 октября 1945 года «Цецилия» погибла в результате аварии при оказании помощи подорвавшемуся на мине крейсеру «Киров».

В приказе начальника АСО №0129 от 26 апреля 1944 года, который сохранился в филиале архива ЦВФА (Гатчина) говориться:

«Прибывшие из 1-го Балтийского флотского экипажа зачисляются в списки аварийно-спасательного отдела КБФ и назначаются: на плавсредства аварийно-спасательного отдела КБФ…Краснофлотец Барахтаев Иван Васильевич строевым спасательной баржи «Цецилия» с 23 апреля 1944 года».

Немного из истории Аварийно-Спасательного отдела (ЭПРОН - Экспедиция подводных работ особого назначения) государственной организации особого назначения, занимавшаяся подъёмом кораблей, судов и подводных лодок, а также др. подводными работами была создана приказом Председателя ОГПУ при СНК СССР № 528, от 17 декабря 1923 года.

До 1931 года ЭПРОН находилась в ведении ОГПУ, в 1931 году передана Народному комиссариату путей сообщения, в 1936 году - Наркомату водного транспорта, в 1939 году- Народному комиссариату морского флота. К 1941 году ЭПРОН имел подразделения в Ленинграде, Архангельске, Баку, Одессе, Новороссийске, Туапсе, Керчи, Астрахани, Владивостоке, Хабаровске и насчитывал свыше 3000 человек.

С началом Великой Отечественной войны ЭПРОН полностью перешёл в подчинение Наркомата Военно-морского флота, а в июне 1942 года был переименован в Аварийно-спасательную и судоподъёмную службу Военно-морского флота (АССС ВМФ). Судовой состав ЭПРОН к началу Великой Отечественной войны включал в себя 28 спасательных судов, в том числе 7 современных судов специальной постройки, 50 водолазных судов (ботов и катеров), несколько плавбаз для судоподъёмных работ, барж, килекторов и др. судов. По состоянию на 23 августа 1941 года штатная численность ЭПРОН составляла 2922 человека.

2 июня 1942 года приказом НК ВМФ СССР № 0469 ЭПРОН был преобразован в «Аварийно-спасательную и судоподъёмную службу ВМФ СССР». Этим же приказом устанавливалась штатная численность личного состава АССС ВМФ СССР в 4707 человек. Аварийно-спасательные службы флотов ВМФ СССР решали следующие задачи: оказывали помощь потерпевшим аварии надводным и подводным кораблям, спасали личный состав на аварийных кораблях, обеспечивали плавучесть кораблей, получивших пробоины, снимали корабли с мелей и камней, поднимали затонувшие корабли и др.

3 января 1944 года приказом НК ВМФ СССР № 05 введено «Положение об Аварийно-спасательной службе», согласно которому Аварийно-спасательная и судоподъёмная служба ВМФ СССР была преобразована в Аварийно-спасательную службу ВМФ СССР.

С середины января 1944 года Ленинградский Аварийно-Спасательный Отдел (ЭПРОН) был переформирован в три подразделения: 75-й аварийно-спасательный отряд КБФ, 76-й аварийно-спасательный отряд Кронштадтского оборонительного района и 77-й аварийно-спасательный отряд Ладожской военной флотилии.

Вторая половина июля 1944 года стала для Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), как временем трагедии, так и триумфа. В это время Ленинград был освобожден от блокады и сняты минные заграждения в Финском заливе и корабли КБФ могли вступать в бои с вражескими боевыми кораблями. Но за этот период в Финском заливе немецкими подводными лодками было торпедировано семь кораблей Балтфлота.

Одним из них был катер «МО-105» старшего лейтенанта Г. Швалюка, который торпедировала подводная лодка «U-250» капитан-лейтенанта В. К. Шмидта. К вечеру того же дня вражеская субмарина была обнаружена и атакована катером «МО-103» старшего лейтенанта А. Коленко, который точно сбросил глубинные бомбы.

Подводная лодка «U-250» была потоплена, а выжившие подводники взяты в плен. На допросе они рассказали, что в погибшей лодке имелись карты минных полей и ряд документов связи. Поэтому командующий КБФ адмирал Трибуц приказал организовать поиск подводной лодки, проникнуть в нее и извлечь немецкие документы. Но подводная лодка лежала на глубине 30-м, а место, где нужно было вести ее поиск, простреливалось финской артиллерией. Выполнение задания было поручено легким водолазам-разведчикам из роты особого назначения КБФ под командованием И. Прохватилова.

Водолазам из 76-го отряда АСО удалось обнаружить и поднять навигационный журнал «U-250». Большего они сделать не успели, т. к. начались обстрелы финнами. Тогда командование КБФ решило поднять саму подводную лодку.

Подъем был поручен 76-му отряду АСО КБФ. Его водолазы должны были прикрепить к носу и корме «U-250» затопленные понтоны – большие металлические цистерны. После этого понтоны, продутые сжатым воздухом, подаваемым шлангами со спасательных судов, должны были всплыть на поверхность вместе с субмариной. Схема подъема была проста, но операция проходила в прямой видимости у финских артиллеристов, под авианалетами и атаками вражеских кораблей и спасателям пришлось работать в ночное время, что осложняло работу.

Таким образом, операция по подъему «U-250» являлась беспрецедентной по своей дерзости и риску. И главная роль в ней была отведена водолазам Курдина. Они неоднократно работали под обстрелами, спускаясь под воду 4-5 раз в сутки, в том числе и в пятибалльный шторм, работали на глубине 27 м по 5-7 часов. При этом он продолжал выполнять задание на дне, когда в близости шел бой между финскими катерами и береговыми батареями КБФ.

Действия водолазов КБЫ обеспечивали спасательные суда, от которых зависело их снабжение воздухом, подъемом и спуском под воду, созданием дымовой завесы. Значительную долю работы наверху вместе с водолазным ботом выполнило спасательное судно «Цециллия» младшего лейтенанта А. Крушинова, на котором служил краснофлотец Иван Барахтаев.

18 августа 1944-го водолазы смогли подвести и прикрепить понтон под нос подводной лодки «U-250». К этому времени немцы уже поняли, что русские ведут водолазные работы в районе ее гибели. Люфтваффе был скован в тяжелых боях под Нарвой и не могли нанести удар по месту работы водолазов КБФ. И тогда немцы обратились за помощью к финнам и составили совместный план действий. Финские тральщики должны были расчистить проход к месту нахождения лодки, после чего немецкие торпедные катера смогли бы уничтожить ее глубинными бомбами. Но все попытки прорыва вражеских кораблей были отражены катерами и батареями КБФ. Тогда финны усилили обстрел места водолазных работ со своего берега.

К 30 августа 1944 года 76-й отряд АСО завершил работы по монтажу понтонов. Но подъем подводной лодки «U-250», не состоялся из-за сильнейшего шторма, после чего были свернуты работы.

В ночь на 31 августа 1944 года немецкие и финские корабли смогли проникнуть на место гибели «U-250», но никого там не застали. Тогда вражеские корабли оставили мины и покинули место гибели подводной лодки. Таким образом, подводная лодка «U-250» уцелела. После улучшения погоды суда 76-го отряда АСО вернулись обратно с понтонами – и водолазы начали монтаж заново. Но теперь они спокойно работали и днем т. к. с 4 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны. Это позволило водолазам АСО (ЭПРОН) к 13 сентября завершить работу. На следующий день подлодка была поднята со дна и 15 сентября отбуксирована в Кронштадт.

Подъем подводной лодки «U-250» стал блестящей операцией АСО (ЭПРОН). Это была поистине уникальная и героическая операция, проведенная на дне моря под непрерывным обстрелом противника.

6 ноября 1944-го Нарком ВМФ СССР Н. Кузнецов он издал приказ об изучении подводной лодки «U-250». Исследуя трофей, моряки получила ценные сведения о достижениях немецкого подводного кораблестроения, а именно о марке судостроительной стали, сварке прочного корпуса, а также о множестве различных деталей и устройств этой подлодки. Настоящим же подарком для КБФ стали новейшие немецкие самонаводящиеся (акустические) торпеды «T-5», найденные на подводной лодке «U-250».

Знакомство специалистов КБФ с трофейными торпедами оказалось очень полезным. Немецкие идеи позволили ВМФ СССР ускорить разработку собственных образцов самонаводящихся торпед. В 1944-м в СССР начались работы по установке такой системы на электрической торпеде «ЭТ-80».

Годы Великой Отечественной войны стали славной страницей в истории спасателей КБФ из Аварийно-Спасательные отряда (ЭПРОН), которые в годы блокады Ленинграда прокладывали подводный бензопровод и электрический кабель по дну Ладожского озера, восстанавливали знаменитые мосты в городе, спасали и доставали из Финского залива судна и подлодки и в том числе крейсер «Киров» после его подрыва на мине. И в этом бесспорно, есть вклад нашего земляка краснофлотца из Абакан Ивана Васильевича Барахтаева».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

С другими материалами Маины Чебодаевой читатели 19rusinfo.ru могут ознакомиться перейдя по тегу #АИСХАКАСИЯ.

Добавить комментарий

Комментарии  

Спасибо, Маина Петровна!