Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй об этнографической поездке Степана Майнагашева летом 1913 года в Минусинский округ.
Вот её содержание:
«Летом 2023 год исполнилось 110-лет со дня первой поездки этнографа Степана Дмитриевича Майнагашева (1886-1920 гг.) в Минусинский округ по заданию «Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении». Как обычно в Хакасии, данное событие прошло незаметно, как в культурной, так и в научной среде республики, и никак не освещалось в местной печати. Пользуясь предоставленной мне возможностью, хотелось бы в данной публикации рассказать о поездке Степана Дмитриевича в Хакасию в 1913 году.
В последние годы в работах ученых республики А. Н. Гладышевского, Е. П. Мамышевой, А. П. Шекшееева, С. П. Ултургашева и Н. Я. Артамоновой, общественному деятелю Степану Майнагашеву было посвящено значительное количество публикаций, но совсем не получило освещение информация о Степана Майнагашеве как ученом-этнографе. И данная публикация автора, это желание восполнить пробел в жизни человека, которого называют «первым хакасским этнографом».
Как известно, летом 1913 году студент Московского городского университета им. Шанявского Степана Майнагашев был направлен в Сибирь для изучения Сибири по рекомендации академика В. В. Радлова, который представил в Императорское Русское географическое общество «Записку», где обосновывал необходимость этнографо-лингвистической экспедиции для изучения «тюркских племён» Сибири. Тогда же Радлов предложил командировать Майнагашева как «подготовленного и способного лица».
«Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении» - эта востоковедческая организация, была создана в 1902 году в Санкт-Петербурге по постановлению XII международного конгресса ориенталистов в Риме и просуществовал до 1914 года. Он состоял из самостоятельных комитетов в разных странах, центральным из которых являлся Санкт-Петербургский в Российской империи. Целью создания общества являлось осуществление практических мероприятий по охране памятников древности и изучению Азии в историческом, лингвистическом, археологическом и этнографическом отношениях.
Участниками Русского комитета по изучению Средней и Восточной Азии были известные русские ученые: В. В. Радлов - председатель, С. Ф. Ольденбург, В. В. Бартольд, - секретарь, А. А. Бобринский, Н. И. Веселовский, А. А. Васильев, В. А. Жуковский , К. Г. Залеман, И. Я. Коростовец, Д. А. Клеменц, П. М. Мелиоранский, П. С. Попов, Э. Э. Ухтомский, Л. Я. Штепеберг – секретарь, Г. А. Эзов.
Широкая научная деятельность комитета была возможна благодаря тому, что делалась опора на сотрудников местных научных обществ в Сибири, на Дальнем Востоке и в Средней Азии. Кроме того, комитет получил хорошую финансовую поддержку со стороны государства: 5 тысяч рублей ежегодно, 49 тысяч рублей в течение первых 5 лет для исследования памятников буддийской культуры, 12 тысяч на исследование Восточного Туркестана и 10 тысяч от Государственной думы.
От «Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении» Степана Майнагашев совершил три экспедиции 1913, 1914 и 1916-х годах. В них он изучал религию, фольклор, лингвистику и этнографию минусинских и ачинских инородцев, а также собирал музейные коллекции и сделал значительное количество негативов и фотографий. В настоящее время собранные музейные предметы хранятся в Музее Антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге. Всего за время экспедиций Степана Дмитриевичем было собрано семь коллекций (№ 2164, №2199, № 2287, №2390, №2408, №2409. №2410, №2568). Три из них составили вещевые и 4 коллекции негативов и фотографий.
В начале мая 1913 года Степана Майнагашева выехал из Петрограда в Сибирь. 28 мая 1913 года он прибыл в улус Иресов Аскизской инородной управы, где обустроил главную базу для своих полевых исследований.
В родных местах Майнагашев не был долгое время, после поступления в Московский городской университет им. Шанявского. В 1913 году он посетил свою малую Родину и встретился со своими ближайшими родственниками мамой, братьями и сестрами. Его отец Дмитрий Александрович умер 1902 году, когда Степану было 14 лет. В улусе Иресов проживала его мать Варвара Александровна и сестры Александра и Ксения, а в селе Аскизском старшие братья Терентий (1879-1920 гг.) и Василий (1883-1920 гг.).
Что касаясь цели научной экспедиции, то Степан Майнагашев написал об этом следующее:
«В течении лета 1913 года предполагалось объехать район, заселенный сагаями, бельтирами, койбалами, качинцами и др., т.е. начиная с реки Матур на юг, долину р. Абакан и левую сторону Енисея, на север, насколько позволит время. Задача командировки состояла в исследовании означенных племен в лингвистическом и этнографическом отношениях».
Во время экспедиции Степан Майнагашев посетил улусы Минусинского и Кузнецкого округов Енисейской губернии Усть-Есь, село Аскизское, Бутрахты, Джиланское, Большие Арбаты, Табат, Матур и др., где занимался сбором лингвистического материала о сагайском, шорском, койбальком и бельтирском диалектах для выявления того, что он отмечает в записях, как «постепенно меняются наречия минусинских татар с юга на север».
В этнографическом отношении Майнагашева, интересовали «каковы религиозные понятия народа и в каких внешних обрядах эти понятия проявляются» и он поставил себе задачу выяснить. Исследователь отметил, что, хотя официально минусинские инородцы являются христианами, но они придерживаются «духом старой религии». По данному поводу он писал:
«Рождается ребенок он отдается под покровительство духа, которого нужно регулярно кормить и ублаготворять. Взрослый человек все житейские дела ведет по милости духов: дух Тобингэ, умилостивленный жертвою, даёт ему добычу на охоту, дух соседней горы устами шамана провозглашает, что у него родится нынче такое-то животное, с такими-то приметами. Умрёт человек, нужно снабдить его всем необходимым для путешествуя в мир душ, а шаман позаботится о том, чтобы прогнать душу, которая заживется среди живых».
Находясь в Матуре Кузнецкого уезда Степана Майнагашев обратил внимание, что в данном районе проживает мало шаманов и появляются люди, так называемые вырождающиеся шаманы, которых называют «чулуг тутчан» или «тукурукчi». Они не имеют шаманских атрибутов (костюм, бубен и колотушку - прим. автора), но знают, как обратится к известным духам.
Как известно, село Матурское стало миссионерским центром ХIХ веке в Кузнецком округе куда постоянно приезжали представители Алтайской духовной миссии. Жители села Матурское также пожаловались Степана Майнагашеву на священника Ивана Штыгашева, который рьяно занимался искоренением шаманских культов, и он выразил своё негативное отношение следующим образом:
«Мне рассказывали, что священник с. Матурского, отец Иоанн Штыгашев, очень ретиво искоренял там шаманство. Насильственно отбирал бубны, одежды шаманов, изображения духов и сжигал их, шаманов привязывал к столбу и подвергал даже порке. Инородцы эти не оставили свою религию, но стали бояться открыто её исповедовать. Теперь у них чувствуется какая-то надломленность. Мне слепой старик рассказал, что к нему привязался дух «Чiк Кормэс», насылающий болезни на глаза; прежде его избавляли от него шаманы; когда, умилостивленный слепой. Так, священник в народном сознании представлялся виновником бедствий».
Большое внимание исследователь Майнагашев в экспедиции уделил сбору информации о традиционных верованиях хакасов. Им было собранно 27 рассказов на различные темы религиозного характера, 30 рассказов о духах, записаны тексты камланий шаманов на реке Аскиз, Есь и Тея, записаны объяснения шамана по поводу шаманского костюма и бубна, а также тесты обращений на жертвоприношении горе «Таг тайj» на реке Аскиз и на жертвоприношении Небу «Тiгiр тайj» на реке Теё. Изучал этнограф сёки минусинских инородцев и им было записано 20 песен, скороговорок, шуток и т. д.
Так же Степан Майнагшев отметил, что среди минусинских инородцев существовала отдельные люди «гадатели», которые были избраны в служение каким-нибудь духом и обычно во сне духи рассказывали им свою волю. Гадание минусинские инородцы производили по следующим поводам по потере скота, по причине болезни и т. д. Исследователем было также записано 4 способа гадания, а 2 приема гаданий были им сфотографированы.
В середине августа 1913 года Степана Дмитриевич получил фонограф для записей шаманских камланий и благодаря этому исследователь записал на фонограф два шаманских путешествия к духу «Хыдаj хай» и к духу «Хара мол». Данные записи в настоящее время хранятся в Институте русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге и никогда до настоящего времени не изучались и не публиковались.
В начале сентябре 1913 года экспедиция Степана Майнагашева, которая продолжалась около 3-х месяцев закончилась, после чего исследователь 10 сентября выехал в Петроград. За время экспедиции исследователь объехал долину Абакана, начиная с Матура на юге и заканчивая р. Аскизом на севере и его притокам Базою и левым берегом реки Абакана.
В Петроград из данной научной экспедиции кроме научных материалов по фольклору и верованиям Степана Дмитриевич привёз также музейные предметы, негатив и фотографии, собранные им в Минусинском и Кузнецком округах, которые поступили в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).
В коллекцию предметов шаманского культа №2164, собранную Майнагашевым в экспедиции 1913 года вошло 17 предметов шаманского культа 2 бубна, костюм, колотушка и 10 хакасских тесов. Предметы были приобретены им на сумму 88 рублей, которые были выделены «Русским комитетом для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении».
Вторая коллекция №2199, собранная в 1913 году, состоит из 145 фотонегативов на стекле с которых были сделаны фотоотпечатки и они уже вошли в другую коллекцию №2287. Все фотографии были сделаны самим этнографом, которому «Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении» предоставил фотоаппарат. Коллекция фотонегативов была сделана в улусах Кызласов, Кичиг Бар, Иресов, Бай, Ефимов, Анжуль, Керинов, Сескин, Сарычол и село Арбаты, где он запечатлел традиционную похоронную обрядность, горное жертвоприношение, гадание на воде и гадание с шилом, заклинание духа грозы, лечение шаманом больного, изображения тесов, свадебный обряд, выкуривание вина и повседневную сельскую жизнь сагайцев, шорцев, койбалов и бельтир в улусах.
11 октября 1913 года в Петрограде прошло заседание в Императорском Русском географическом обществе, где было заслушано сообщение Майнагашева по теме «Из материалов по шаманству у сагайцев и соседних племен», где он рассказал о быте сагайцев, современном положение шаманства у них, личность шамана, шаманском облачении, (одежде и бубне и связанных с ними специальных духов шамана), камлании и шаманском жертвоприношении, а также продемонстрировал шаманские песнопений на фонографе.
Научное заседание проходило оживленно и в прениях по поводу сообщения Степана Майнагашева приняли участие известные ученые: Штернбург, Иохельсон, Ионов, Макаренко, Евстафьев, Зеленин и Васильев. Майнагашеву были заданы вопросы Ионовым по поводу деления духов у сагайцев на добрых и злых, ученого Н. П. Евстифьева интересовало сколько шаманов знал лично Степан Дмитриевич, а известного этнографа Д. К. Зеленина интересовало, каким способом хоронят шамана минусинские инородцы.
В 1914 году в журнале «Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях» вышла статья «Отчет о поездке к турецким племенам долины р. Абакана летом 1913 года С. Д. Майнагашева», где иссследователь подробно рассказал о цели поездки в Минусинский округ и предварительные исследования, выявленные во время экспедиции.
Таким образом, экспедиция 1913 года Степана Майнагашева по Минусинскому и Кузнецкому округам была плодотворна для становления молодого исследователя. Во время путешествия этнограф собрал значительные материалы по языку, фольклору и этнографии этнических групп хакасов сагайцев, койбалов, бельтиров и шорцев».
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии
Маина Чебодаева
Комментарии