Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьей «Военный вклад воинов Хакасии в боях под Москвой (октябрь-декабрь 1941)».
Вот ее содержание:
«Среди малоизвестных тем в военной истории Хакасии периода Великой Отечественной войны, тема участия в военных сражениях воинов, призванных в Великую Отечественную войну из Хакасской автономной области. По скупой информации к биографическим данным солдат и офицеров, погибших в годы войны из «Книги памяти Республики Хакасия» (Абакан, 1995, 2000) удалось собрать информацию на 139 солдат воевавших и погибших в 1308 полку 18 стрелковой дивизии московского народного ополчения (МДНО), которая приняла участие в обороне Москвы в октябре-ноябре 1941 года.
Исследуя списки солдат 1308 стрелкового полка 18 сд, призванных из Хакасской автономной области невольно бросается в глаза их возраст и социальное положение. В список вошли 139 человек, призванных из Абаканского и Черногорского ГВК, Саралинского, Аскизского, Ширинского, Боградского, Бейского, Таштыпского РВК. Основная возрастная категория, призванных в 1308 полк была среднего возраста, это 39-41 лет (1900-1903-е годы рождения) и скорее всего была связана со психологической устойчивостью мужчин среднего возраста, учитывая, что военные провалы СССР в начале войны, были связаны и с тем, что первые удары на себя приняли солдаты срочной службы. Особенностью этого формирования было также распределение людей в стрелковые полки по землячеству. Кроме рабочих и служащих, интеллигенции и учащихся, в 18 сд записались рабочие и колхозники Москвы, Московской области, Хакасской автономной области и др. регионов.
18-я Московская стрелковая дивизия народного ополчения была сформирована 4 июля 1941 года в Ленинградском р-не Москвы. Первым командиром дивизии был полковник П. К. Живалев, а комиссаром А. М. Орлов. Начальником штаба дивизии был назначен полковник В. И. Вепре.
С 7 июля 1941 года дивизию перевели на казарменное обеспечение и готовили для выхода на боевые учения под Красногорск. Капитан дивизии Д. П. Андрианов вспоминает, что учения проводились круглосуточно, чтобы как можно быстрее сформировать состав дивизионных полков. Состав 18 дивизии был такой: 1-й, 2-й, 3-й стрелковые полки, отдельный артиллерийский дивизион, отдельная самокатно-разведывательная рота, саперный батальон, отдельная рота связи, медико-санитарный батальон и автотранспортная рота.
В ночь на 10 июля 1941 года, 18-я дивизия народного ополчения покинула Москву и направилась в район Красногорска. Ополченцы были одетые кто во что горазд, с рюкзаками и баулами, просто с мешками и портфелями, в ботинках и сапогах и в босоножках, они еще не были воинской частью, но они уже ходили в колоннах, как военнослужащие.
На утро 11 июля ополченцы встали лагерем близ деревень Ангелово и Черная Опалина под Красногорском. Переход ополченцев в подмосковный лагерь стал для них трудным испытанием.
Из воспоминаний ополченцев:
«Позади был первый пеший марш в 30 км., люди устали до изнеможения, тут же валились на землю и засыпали. Были и такие, что не осилили похода, остались в придорожных кюветах. Их затем подбирали и на повозках привозили в лагерь. Сказывались разница в возрасте, отсутствие у большинства военной подготовки и опыта походной жизни. У добровольцев пожилого возраста давали себя чувствовать скрытые болезни, у самых юных - их физическая неподготовленность».
Прошла неделя и 18 июля, погрузившись на станции Нахабино в эшелоны, дивизия была направлена в район западнее г. Волоколамска строить оборонительный рубеж, где создавалась Можайская линия обороны Москвы. 20-го июля дивизия заняла участок обороны и приступила к возведению оборонительных сооружений. От зари до зари ополченцы рыли окопы и противотанковые рвы.
30-го июля 18 дивизию включается в состав 32-й армии. Под Волоколамском, 18-я дивизия народного ополчения была в основном сформирована и вошла в состав 32-й армии Резервного фронта. Полки получили новые номера: 1-й стал 52-м, 2-й - 53-м, 3-й - 54-м. Западнее и восточнее Волоколамска дивизия находилась до 6 августа 1941 года.
С 6 августа 1941 года, с связи со сложным положением под Москвой, 18 дивизия была переброшена на Вяземскую линию обороны. Под Вязьму дивизия была передислоцирована пешим порядком и поближе к фронтовым действиям, где военная подготовка солдат продолжилась и особенно уделялось внимание борьбе с немецкими танками и так называемой «танкобоязни» (преодоление страха перед танками). Пешком прошли 170 км в течении 5 дней по маршруту Волоколамск - Осташово - Уваровка - Вязьма. День и ночь рыли окопы, строили блиндажи, занимались боевой подготовкой и тренировкой личного состава.
Из воспоминаний ополченцев:
«Шли спешно ночью и днем в открытую. Стояла жаркая погода, людям все время хотелось пить, а деревенские колодцы большой частью оказывались пустыми. Передние кое-как утоляли жажду, а шедшим позади доставалась мутная жижа: ведь к фронту двигалась не одна наша дивизия».
29 августа 1941 года 18 дивизия была переброшена севернее Брянска под Людиново и вошла в состав 33-й армии. 52, 53 и 54 полки были переномерованы в 1306, 1308 и 1310 и дивизия имела в своем составе 10668 человек из них рядового состава - 8621 человек.
30 сентября 18-я стрелковая дивизия получила новый приказ, но теперь от командования 32-й армии. В приказе предписывалась немедленная переброска железнодорожным транспортом в район Сычевки - Ново-Дугино севернее Вязьмы. Пришлось частям и подразделениям 18 сд возвращаться для погрузки на станциях Людиново и Сукремень, где были обнаружены немецкой разведкой, после чего на них было совершенно несколько авиационных налетов, появились и первые жертвы в дивизии.
1 октября 18 стрелковая дивизия прибыла на станцию Ново-Дугино и разгрузившись, форсированным маршем двинулись к излучине Днепра в районе д. Волочек (Нахимовское), чтобы занять оборону. С утра 3 октября 1941 года дивизия приступила к занятию назначенного рубежа в излучине Днепра - в районе деревень Волочек, Каменец, Обледы, в нескольких километрах от Вязьмы: 1306-й стрелковый полк должен был занять оборону в 10-15 км севернее Волочка, в районе Спас-Зилово, 1308-й стрелковый полк - по реке Днепр южнее позиций, занятых 1306-м стрелковым полком. Полоса обороны 1310-го стрелкового полка проходила по линии населенных пунктов Казариново и Обледы. Общая полоса обороны 18-й стрелковой дивизии была растянута по фронту на 25 км. Как и под Волоколамском, воины днем и ночью рыли окопы, блиндажи, возводили инженерные заграждения.
4 октября 1308 полк отразил первую танковую атаку врага, а уже утром 5 октября фашисты предприняли новое наступление. Впереди двигались две небольшие танкетки, а в 300-400 метрах от них большой танк. Не много поодаль от них, в шахматном порядке еще четыре танка. Ополченцы встретили танки бутылками с горючим и вступили с пехотой врага в рукопашную схватку и атака была отбита.
Вечером 5 октября после налета авиации с артиллерийской подготовки противник предпринял третью попытку на д. Волочек, которая представляла для фашистского командования особый интерес. Здесь проходила старая дорога на Сычевку и Ржев, отмеченная на всех полевых картах.
Четверо суток сдерживая противника на рубеже, в верховьях Днепра, ополченцы 18 сд, вместе с другими соединениями 32-й армии оказались в окружении. Без поддержки артиллерии, танков и авиации, они стойко отбивали яростные атаки германских войск, рвавшихся к Москве, но силы были неравные, и дивизия вместе с другими соединениями 32-й армии оказалась в окружении. 8 октября окруженным войскам было приказано вырваться из окружения и двигаться в направлении Гжатска. 11- 12 октября 18-я дивизия завершила выход из окружения.
20 октября 1941 года 18-я стрелковая дивизия получила новую задачу выйти на рубеж д. Скирманово, который находился в 25 км западнее города Истра, и задержать противника. На следующий день она заняла оборону на рубеже Сычи, Щелканово, Ивойлово, Филатково, Горки, Ново-Рождественно, Буланино. Справа оборонялась 316-я стрелковая дивизия генерала И. В. Панфилова, слева - 78-я стрелковая дивизия полковника А. П. Белобородова. В соседстве с этими прославленными соединениями 18-я дивизия вступила в битву за столицу Москву.
Гитлеровское командование превратило д. Скирманово и особенно высоту 260,4, в сильно укрепленный пункт. Немцы нависали с юга над автомагистралью Волоколамск-Истра-Москва. Скирманово было важным стратегическим пунктом, с которого даже в непогоду просматривалось, как на ладони леса, населенные пункты и дороги. Оборону в Скирманово немцы готовили как плацдарм для своего прорыва на Волоколамское шоссе и выхода к Москве. В тылу их обороны подтягивались крупные силы, в деревне Скирманово и за высотой находилось большое количество танков, многие из них были закопаны в землю и превращены в доты. На узком участке фронта враг сосредоточил 5-ю и 10-ю танковые дивизии и моторизованную дивизию СС «Рейх».
В течение всех последних дней октября 1941 года и в начале ноябрь 18-я дивизия пыталась овладеть Скирманово, но все ее попытки оказались безуспешными. Неудачный исход боев показал, что воинам дивизии еще не хватало воинского умения выбивать врага с укрепленных позиций. Поэтому было принято решение основательно подготовиться, тщательно все спланировать и нанести удар.
12 ноября 1941 после сильной артподготовки 18 стрелковая дивизия перешла в атаку и после жестоких, кровопролитных боев 13 ноября овладела деревнями Скирманово и Козлово, а 14 ноября Агафидово. В этих боях действиями 18-й дивизии руководил новый командир дивизии полковник - П. Н. Чернышов.
Как вспоминал впоследствии К. К. Рокоссовский:
«Разгром немецко-фашистских войск в районе Скирманово был полный. 10-я немецкая танковая дивизия, предназначавшаяся для перехвата Волоколамского шоссе, с большими потерями откатилась далеко назад. На поле боя осталось 50 подбитых и сожженных танков, много оружия вплоть до 150-мм минометов, сотни автомашин.
Бой за Скирманово был первым наступательным победным боем дивизии. Он показал, что мы можем бить и побеждать коварного и до зубов вооруженного врага, если по-настоящему овладеем искусством современной войны. Успех скирмановского боя объясняется не только умелым тактическим маневром, не только участием сравнительно большего количества войск, но и высоким патриотическим подъемом, которым были охвачены воины дивизии».
В период с 19 по 24 ноября 1941 года 18 стрелковая дивизия отразила 17 вражеских атак пехоты и танков противника, а один ее полк в течение 5 дней вел бой в окружении в поселке Румянцево Истринского района. В дальнейшем, ведя упорные бои последовательно на рубежах Румянцево, Ядромино, Савельево, Лужки, Бужарово, стрелковая дивизия была отведена за реку Истру. После тяжелых боев за Еремеево, Бакаево и Дедово 18-я стрелковая дивизия во взаимодействии с соседними 8-й и 9-й гвардейскими дивизиями остановила наступление танковых дивизий врага на рубеже Крюково, Баранцево, Брехово, восточнее Шемотково. Это был последний рубеж обороны 18-й стрелковой дивизии в битве под Москвой.
В наши дни в Москве и Московской области власти свято чтут память о 18 дивизии московского народного ополчения. В 2009 году по инициативе губернатора Московской области Бориса Громова вышла «Книга памяти. Они погибли в битве под Москвой 1941-1942», где были опубликованы и фамилии 139 солдат 1308 стрелкового полка 18 дивизии народного ополчения, призванных из Хакасской автономной области.
В марте 2021 году в Москве на Ленинградском проспекте был установлен памятный знак воинам 18 стрелковой дивизии московского народного ополчения. И к слову нужно сказать, что после 77 лет прошедших лет после Великой Отечественной войны в Хакасии, мы впервые узнали о подвиге 139 героев из 1308 полка 18 сд погибших в бою и в плену, и пропавших без вести под Москвой в октябре-декабре 1941 года».
Фото предоставлено Маиной Чебодаевой
Список воинов из 1308 полка, призванных из Хакасской автономной области прилагается:
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии
Маина Чебодаева