Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй из истории крещения сагайцев и бельтир в селе Аскизское.
Вот её содержание:
«В 2024 году Аскизскому району исполняется 100 лет. В отличии от района, его районный центр село Аскизское, имеет давнюю историю и именно в этом селе 15 июля 1876 года, произошло массовое крещение в Хакасии, когда было крещено епископом Енисейским и Красноярским Антонием около 3000 сагайцев и бельтир.
Отметим, что история Русской православной церкви (РПЦ) в Хакасии получила освещение в трудах известных ученых В. Н. Асочаковой и А. Н. Гладышевского. К 1917 году на территории современной Хакасии действовало 16 православных приходов, которые поэтапно в 1920-1940-е годы были уничтожены большевиками.
Распространение РПЦ на территории Хакасско-Минусинского края было связано, прежде всего, с миссионерской деятельностью Тобольской и Енисейской епархий, в составе которых находилась современная Хакасия. Формирование приходских структур на данной территории шло следующим путями.
Во-первых, на пограничных с Хакасией территориях строились форпосты (Таштыпский, Арбатский и Саянский), которые представляли собой остроги-крепости, преимущественно населенные русскими казаками, где воздвигались часовни, а затем строились церкви.
Во-вторых, православные храмы возводились в отдельных административных центрах - Степных Думах (с. Усть-Абаканское и с. Аскизское), заселенных почти полностью местным инородческим населением. Ответственность за создание и организацию таких национальных приходов полностью возлагалась на закрепленных за священниками миссионерами, которых Российское государство всячески поддерживало.
В течение ХIХ века труд миссионеров и священников в Хакасско-Минусинском крае по обращению в христианство инородцев стал постепенно приносить свои плоды, что было выражено, например, в увеличении посещении служб в храмах, совершении бракосочетаний и отпеваний, а также крещений младенцев.
В настоящее время подлинные документы, которые свидетельствуют о крещениях в центре Степной думы разнородных племен с. Аскизском, районе компактного проживания хакасов-сагайцев и бельтир, сохранились в Национальном архиве РХ. Документы свидетельствуют, что крещение в с. Аскизском, состоялось в 1837-1838, 1864, 1867, 1870, 1783, 1874, 1876, 1879, 1884-х годах и требуют внимательного и детального научного изучения. Как правило, такие массовые крещения инородцев во второй половине ХIХ веке происходили во время посещения местных приходов архиереями Енисейской губернии. (Никон и Антоний).
Село Аскизского было построено 1770 году, в связи с постройкой в устье р. Аскиз деревянной церкви Святых апостолов Петра и Павла. Основание села Аскизское было связано с именем сагайского князя Амзора Наира, сына Чадана Наира Гульбежекова, одного из первых башлыков, принявших подданство Российской империи. Князь Амзор, принял крещение и обратился к церковным властям с просьбой основать здесь церковный приход. И в 1771 году, с благословения Епископа Тобольского и Сибирского Варлама, «...тщением Томской духовной концистории и прихожан разнонародных племен койбалов, сагайцев и мрасцев» была построена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла.
С 1867 года Аскизский Петропавловский приход был присоединен к Енисейской и Красноярской епархии.
31 марта 1873 года епископом Енисейским и Красноярский был назначен Антоний (1820-1889). Из биографии Епископа Антония, в миру Вениамин Иванович Николаевский, известно, что родился он в 1820 году в селе Добрицах Костромской губернии в семье диакона. После окончания Костромской духовной семинарии в 1837 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1841 году со степенью кандидата богословия.
В августе 1841 года после окончания Санкт-Петербургской духовной академии он был назначен преподавателем в Нижегородскую духовную семинарию, в которой преподавал: физику, математику, естественную историю, сельское хозяйство, еврейский и немецкий языки и учение о богослужебных книгах. 5 сентября 1851 года он был пострижен в монашество.
Антоний имел интересную биографию и много лет отдал служению РПЦ, где работал: сначала помощником и секретарем ректора Нижегородской духовной семинарии (с 1852), затем инспектором и преподавателем Священного Писания и исполнял должность ректора в Тамбовской духовной семинарии (1855-1858) и ректором Екатеринославской духовной семинарии (1859).
После назначения его епископом Енисейским и Красноярским он постоянно ездил в самые отдалённые концы Енисейской губернии, преодолевая при этом большие трудности. Преосвященный Антоний постоянно заботился о развитии среди духовенства миссионерской деятельности для обращения инородцев в православие.
В 1876 году Епископ Енисейский и Красноярский Антоний обратился к минусинскому исправнику и родоначальнику Степной Думы разнородных племен Алексею Михайловичу Кызласову с просьбой провести массовое крещение в Аскизском.
Инициатором крещения сагайев и бельтир в селе Аскизском стал учитель Аскизской сельской школы Ефим Семенович Катанов. Накануне крещения Е. С. Катанов, объехал все ближайшие улусы и сам лично убеждал людей своевременно прибыть в Аскизское. Он также внес материальную помощь в организации крещения в сумме 300 рублей. Его племянник Николай-Паё Федорович Катанов перевел на хакасский язык «Символ веры», а Ефим Семенович кормил в течении 6 дней приехавших инородцев, приобрел крестики с ленточками, свечи и прочее, а также построил временный мост через устроенный Иордан на реке Аскиз.
15 июля 1876 года во время поездки Епископа Енисейского и Красноярского Антония в с. Аскизском произошло самое значительное крещение хакасов. Помогали Антонию принять таинство крещения Отец Алексей Угрюмов, благочинный Минусинского округа Георгий Бенедиктов, священники с. Бейского Афанасий Сахаров, с. Аскизского Николай Орфеев, с. Таштыпского Иоанн Герасимов, Абаканской инородной управы Василий Суховской. В этот день по описанию Е. С. Катанова, было крещено 3003 сагайцев и бельтир, в том числе 612 шаманов.
Происходило событие следующим образом. Раним утром 15 июля 1876 года перед крещением в Аскизском Петропавловским храме состоялась божественная литургия, по окончанию которой все собравшиеся крестным ходом отправились на реку Аскиз, напротив острова Баразарин. Принявшим крещение в это день надавали нательный крестик, вручали подарок и нарекали новым именем. Большинство мужчин получили имя Владимир в честь князя Владимира, а женщины Мария в честь жены императора Александра II. После крещения золотопромышленник П. И. Кузнецов устроил массовое угощение, когда вдоль одной улицы в с. Аскизском в чанах, висевших над кострами варили конину и баранину.
За активное участие в организации массового крещения в с. Аскизском учитель Аскизского сельского училища Е. С. Катанов был награжден серебряной медалью «За усердие» и Орденом Святой Анны III степени. Родоначальнику Степной думе разнородных племен А. М. Кызласову и старосте Бельтырского рода И. А. Асочакову были пожалованы почетные кафтаны с золотым шитьем и благодарственные грамоты губернатора Енисейской губернии.
Таким образом, крещение 15 июля 1876 года в селе Аскизском вошло в историю Хакасии как самое известное массовое крещение, когда епископом Енисейским и Красноярским Антонием были крещены сагайцы и бельтиры, жители Степной думы разнородных племен».
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева
Комментарии