В Хакасии - новая напасть. Правительству региона во главе с Валентином Коноваловым предстоит пройти через новое испытание: угольные разрезы как будто оказались на грани остановки. Волноваться на самом деле и власти, и самим жителям есть о чем. Налоги от угледобывающей отрасли как системообразующей очень важны республиканскому бюджету. Хотя отметим: не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.
Во-первых, вспомним, при правительстве Алексея Лебедя работали в Хакасии всего две угольные компании - "Русский уголь" и СУЭК. Теперь в РХ их 9. Что, собственно, поменялось в финансовом плане, заметно ли рядовому жителю Хакасии такое увеличение? Как была Хакасия дотационным регионом, так и осталась. Не помогло даже временное увеличение налоговых поступлений в ресбюджет от скачка мировых цен на уголь.
Евгений Мамаев подсчитал угольные деньги Хакасии
Если еще пару лет назад бюджет региона попал практически в безвыходную зависимость от мировых цен на уголь, то сейчас все сходится на вывозе угля. Черное топливо достают и достают на поверхность земли, а вывозить не дают. Виной тому и санкции Запада. Уже с 1 августа вывозить российский уголь на Запад будет нельзя. И, конечно, недостаточная пропускная способность железной дороги - Транссиба и БАМа - на Восток.
Общий объем угледобычи 9-ти предприятий Хакасии доходит до 30 млн тонн год - к чему и стремились в регионе. А вывоз - не достигает и 9 млн, президент РФ установил квоту 8,6 млн. А теперь и еще сокращают.
Во-вторых, а кто сокращает, кто устанавливает лимиты Хакасии в обход решения президента Путина?
На воре шапка горит
Как сообщало 19rusinfo.ru, РЖД уже уведомило правительство региона о том, что сокращает лимиты на вывоз Хакасии. Документ за подписью того самого г-на Галкина, замдиректора по оперативной работе Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД вновь получен и там реальное сокращение - катастрофа.
Странным образом г-н Галкин Сергей Михайлович, со слов угольщиков, а не президент страны, решает, что большинство вагонов на вывоз сырья получает именно «Аршановский» и еще какие-то неизвестные фирмы-посредники? Например, «РусТрейдЛогистик», «Саянпромтранс». А вот добывающие гораздо больше угля СУЭК и другие разрезы получают крошки с барского стола.
Клерк из РЖД решил, что Аршановский Разрез должен вывозить больше всех, хотя платит меньше всех
На фоне нынешней напряженной ситуации больше всех волнуется разрез Аршановский. Его истеричный голос звучит в республике в то время, как другие угледобытчики мудро молчат. Исполнительный директор компании «Разрез Аршановский» Евгений Юрин предпочитает винить во всем политику РЖД, опасаясь напрямую наезжать на правительство Коновалова. За него выступает в СМИ с требованиями о помощи правительства замдиректора Аршановского, депутат респарламента Игорь Пономаренко.
Так почему не заходятся в истерике СУЭК, Майрыхский, или "Русский Уголь", а больше всего блажит Аршановский. Ведь именно с этого разреза, открывшегося в 2015 году, власти республики все эти годы пытались, но тщетно, получить налоги на прибыль и другие. Ведь при равной с Майрыхским разрезом добычи Майрыхский заплатил 1,5 млрд, а Аршановский - всего 400 млн.
Как утверждает эксперт 19rusinfo.ru в угольной отрасли, а не связано ли это с регистрацией разреза в оффшорах? Не туда или много лет уходили налоговые деньги? И вот теперь, в марте этого года, разрез Арановский начал регулярно пополнять ресбюджет. После того как с началом спецоперации России на Украине за рубежом и в оффшорах начали арестовывать счета работающих в РФ компаний.
- У республики очень серьезные на эту тему вопросы. Мы в 2022 году каким образом получим налог на прибыль? Мы кого повезем — Разрез Аршановский, от которого мы ничего не получаем в бюджет республики, или Разрез Майрыхский и другие разрезы, которые платят практически все 100% налогов, которые обязаны? - недоумевал замглавы РХ Владислав Никонов.
По его словам, Ашановский утверждал, что выплачивает все, что положено по законодательству, и, наверное, так и есть. Отсюда вывозит уголь не Разрез Аршановский, а уже другая организация. Речь идет об аффилированых структурах, так называемых торговых домах, которыми пользуется Аршановский.
Никонов припомнил 2014 год, когда Аршановский Разрез только заходил в Хакасию и сулил золотые горы. Тем более удивительно наблюдать за тем, что происходит сейчас.
Предложение найти бенефициара разреза и вести переговоры с ним Никонов встретил скептически:
- Билеты в Лондон нынче дороги. Но, может быть, ради таких вот поступлений имеет смысл выйти и на владельца. Там, насколько мне известно, уже очень большое внимание к этой ситуации привлечено и на уровне округа, и на уровне Российской Федерации. Я думаю, что все-таки этот диалог состоится и пути решения этого вопроса будут найдены. Потому что мы — я имею в виду правительство — будем в любом случае стоять на той позиции: там, где вы добываете — там и платите. Республика могла бы получить еще 1,4 миллиарда. При той ситуации, что сейчас есть, это не те деньги, которыми можно было бы пренебречь.
В свое время заставить избежать схемы перепродажи угля через торговые дома пытался прежний руководитель Хакасии Виктор Зимин. Но даже он не смог.
Владислав Никонов о переговорах с владельцами Разреза Аршановский: Билеты в Лондон нынче дороги
"Забегали, потянули одеяло на себя, такие деятельные стали разу. А г-н Пономаренко таким образом дискредитирует всю угольную отрасль республики", - заметили комментаторы 19rusinfo.ru.
Без паники
На вчерашнем рабочем совещании у губернатора Коновалова угольщики пообщались между собой, проблему обсудили. Решили сформировать ряд предложений в адрес Белоусова. Но чем это закончится, никто не понимает, поэтому и молчат все, кроме Аршановского. Однако, по словам самих угледобытчиков ясно, что ситуация отрасли на данный момент более-менее стабильная. Никто никого не увольняет, не сокращает, людей держат пока за счет своих прибылей, стремясь сохранить коллективы. Летом в принципе всегда более пассивная ситуация, и поводов пока (до сентября) для паники нет. Этому мнению вторят и комментаторы 19rusinfo.ru:
"Да всю жизнь, сколько помню, качели были с этим вывозом и ценами. Никуда не денется уголь, будут вывозить, продавать. Такие ресурсы вложены. Естественно, что выход найдут. Больше провокацию создают. Вон, при Зимине вообще вагонов не было, так мы сами добывали и вагоны штопали. Сейчас намного лучше стало работать, работодателей хоть постоянно контролируют. Раньше СИЗы раз в два года дадут и как хотите, сейчас последние года три всё стабильно новое выдают. Из-за ничего подняли крик провокаторы".
А оно нам надо?
Как тут не вспомнить покойного мэра Абакана и его знаменитую фразу в адрес угольщиков.
«...грабят наши недра, уродуют нашу природу, гадят в нашей среде - воздушном бассейне, воде и так далее. И как нормальный человек может положительно к этому относиться?" - сказал Булакин, отметив, что шахтерские регионы купаются в деньгах, а у нас этого не заметно.
"Брать у нас берут, а отдавать не собираются".
И тут с ним согласны комментаторы 19rusinfo.ru, которые считают себя заложниками разрезов:
"До этого жили без разрезов и нормально. Сельское хозяйство поднимать надо. А за ним и лёгкая и тяжёлая промышленность пойдёт на подъём. Закрыть разрезы - дышать нечем, воздух будет чище!".
Жители Хакасии бьют тревогу по поводу повышения онкологической заболеваемости.
Не нужны никакие деньги, когда на кону - здоровье людей, в том числе работников разрезов.
Сегодня многие жители Хакасии голосуют за развитие туризма, который принесет им гораздо больше дивидентов и здоровья.
Комментарии