Зампредседателя Госкомцифры Хакасии, экономист Евгений Мамаев подсчитал, кто из каких угольных предприятий Хакасии сколько платит в региональный бюджет.
Клерк из РЖД решил, что Аршановский Разрез должен вывозить больше всех, хотя платит меньше всех
Аналитика в свойственной Мамаеву занудной манере, но наберитесь терпения, почитайте. И если будет чем - опровергните приведенные доводы:
"В последнее время вновь поднялась тема налоговых отчислений от предприятий угольной отрасли. Иногда звучат противоречивые заявления – кто сколько платит налогов, чей вклад более весомый, а кто недоплачивает. Тема для меня не чуждая, так что решил прокомментировать ряд заявлений. К этому также располагает то, что в прессе недавно была опубликована информация о платежах разрезов Аршановский и Майрыхский, имеющих почти сходные объемы годовой добычи угля – 4,5 и 4,8 млн тонн соответственно.
Начнем с общей ситуации в отрасли. Согласно данным Росстата, за январь-ноябрь 2021 года в Хакасии добыто 26,3 млн тонн угля. Рост к прошлому году на 9,3%. При этом если в 2020 году цена на уголь колебалась в диапазоне 40-60$ за тонну (базовый фьючерс API2), то с мая 2021 года начался стремительный рост цен, который на пике достигал 240$. В среднем с августа средняя цена была 150$. В настоящее время – около 170$. Таким образом, 2021 год охарактеризовался как ростом добычи, так и ростом цен. Очевидно, что при таком раскладе мы должны видеть соответствующий рост налоговых отчислений в бюджет Республики Хакасия. Безусловно, ограничивающим фактором является пропускная способность железной дороги – добытый уголь нужно доставить до покупателя.
Теперь посмотрим, какие налоги платят угольщики. Основные – это налог на прибыль, НДФЛ, налог на добычу угля (НДПИ), земельный налог (аренда земли), НДС. Также есть еще отчисления во внебюджетные фонды. При этом последние и НДФЛ платятся с фонда заработной платы и мало зависят от цены на уголь. Земельный налог (аренда земли) также не зависит от цен на уголь, объема добычи.
Что же касается налога на прибыль и НДПИ, то суммы этих налогов напрямую зависят от цены и объема добычи. НДПИ платится с каждой добытой тонны. Средняя ставка в 2021 году составила 36,5 руб с тонны, из которых в бюджет Хакасии поступает только 60%, т.е. 21.86 руб! Напомню – во второй половине 2021 года стоимость тонны угля на мировом рынке составляла около 150$, примерно 11 000 руб. За 2021 год в бюджет Хакасии по факту поступило 498 млн руб НДПИ на уголь. Это примерно 18 руб с тонны. Расхождение с 21.86 руб связано с применением разрезом Майрыхский льгот по НДПИ и сроком уплаты налога (25 число следующего месяца, что дало эффект в 30-35 млн руб при росте ставки НДПИ). При этом разрез Майрыхский сообщил, что заплатил в 2021 году 70,8 млн руб НДПИ, а разрез Аршановский – 157.4 млн руб. С тонны это составило соответственно 14,75 руб и 35 руб. Как видим, в сравнении со стоимостью тонны это ничтожно малая сумма. Однако отметим, что разрез Аршановский платит НДПИ более справедливо.
Общая выручка угольщиков за январь-ноябрь 2021 года составила 82,6 млрд руб (согласно Росстата), конкретно за ноябрь – 10,5 млрд руб. Если добавить эту же сумму в качестве выручки за декабрь, то годовая выручка угольщиков составит 83 млрд руб. Таким образом, сумма НДПИ в бюджет Хакасии составила 0.6% от выручки. Очевидно, что этот налог не обеспечивает справедливую отдачу для бюджета региона при росте цен на уголь.
Рассмотрим налог на прибыль. Ставка этого налога 20% – от суммы прибыли. Из них 17% поступает в бюджет региона, а 3% – в федеральный бюджет. Очевидно, что при росте цен на уголь именно по этому налогу мы должны видеть рост поступлений. Учитывая, что и в прошлом году, при цене угля 40-60$ добыча росла, можно смело предположить, что это было как минимум не в убыток. Но даже если взять цену в 50$ как обеспечивающую нулевую прибыль, то все что выше этого – практически чистая прибыль.
В прессе сообщается, что в бюджет Хакасии разрез Аршановский за 11 месяцев 2021 года уплатил 206 млн руб налога на прибыль, что в пересчете на тонну составляет примерно 55,5 руб. При расчете сделал скидку, что 10% добытого угля не вывезли. Годом ранее сумма налога на прибыль была нулевая.
Относительно платежей по налога на прибыль разреза Майрыхский в прессе сообщается, что за 2021 год уплачено 1,63 млрд руб. В пересчете на тонну это примерно 376 руб. Также со скидкой 10% на не вывоз угля. Как видим, разница в платежах по налогу на прибыль с тонны угля у этих двух компаний отличается весьма существенно – на 320 руб, или в 6,7 раза. Другими словами, если бы платежи Аршановского разреза с тонны угля были бы аналогичны платежам Майрыхского разреза, в бюджет должно было бы дополнительно поступить около 1.3 млрд руб. Однако такая сумма не поступила.
Вместо этого мы увидели в СМИ информационную кампанию в защиту Аршановского разреза, где нам пытаются представить ситуацию таким образом, что будто бы поступления этого предприятия значительные, а недоплачивает как раз разрез Майрыхский. В защиту этой позиции приводится аргумент, что разрез Майрыхский возместил из бюджета 3.1 млрд руб по НДС. И если отнять эту сумму из уплаченного налога на прибыль, то получится, что возмещено из бюджета на 572 млн руб больше, чем уплачено. При этом цифры возмещения НДС разрезом Аршановский не указываются, что, видимо, должно свидетельствовать в его пользу – молодцы, не возвращают налог из бюджета. А налог на прибыль хоть сколько-то платят. На первый взгляд ситуация выглядит явно не в пользу Майрыхского разреза. Однако посмотрим на это внимательнее.
НДС – это полностью федеральный налог и не поступает ни в бюджет республики, ни в бюджеты муниципалитетов. При этом его особенность в том, что при экспорте товаров сумма уплаченного ранее НДС возвращается экспортеру. Это общемировая практика. При поступлении в другую страну НДС начисляется уже государством-импортером. При ввозе товаров в Россию также происходит начисление НДС 20%. Возмещаемая экспортером сумма НДС соответствует ранее уплаченной сумме НДС. Сейчас практически невозможно возместить НДС, если он ранее не был уплачен (в том числе при покупке товаров и услуг). Но о сумме уплаченного НДС нам заботливо не сообщают. Факт значительных сумм при возмещении НДС свидетельствует о том, что налогоплательщик осуществляет экспортные операции самостоятельно, не используя посредников. Когда же уголь продается контрагенту внутри страны, то происходит уплата НДС. Затем покупатель может возместить уплаченную сумму НДС при экспорте. Таким образом, история с возмещением НДС вообще не имеет никакого значения для бюджета Хакасии, абсолютно никак не влияет на сумму налога на прибыль. Вычитание суммы НДС из налога на прибыль – грубая манипуляция или безграмотность.
Другой прозвучавший аргумент в пользу разреза Аршановский – якобы высокая налоговая нагрузка этого предприятия, тогда как у его соседа – в разы ниже. Даже было заявлено: «Показатели выручки и налога на прибыль не являются индикаторами финансово-хозяйственной деятельности. Для объективной оценки деятельности хозяйствующих субъектов введено понятие «общая налоговая нагрузка». Для солидности даже приведены ссылки на решения судов. Я бы даже согласился с этим мнением, если бы не одно «но». Дело в том, что смысл оценивать налоговую нагрузку есть только в отношении предприятий, использующих единообразный подход в торговых операциях. Если же одно предприятие реализует всю цепочку хозяйственной деятельности от добычи до продажи на экспорт конечному покупателю, то у него получается нулевая сумма НДС. Если же другое предприятие разрывает цепочку и оставляет на угледобывающем предприятии только добычу и продажу товара посреднику, то оно автоматически уплачивает 20% НДС с суммы продажи. Налоговая нагрузка увеличивается. Впоследствии посредник возмещает этот налог, но это будет уже другое юрлицо. Если брать в расчет всю цепочку, то разницы в налоговой нагрузке в этой части быть не должно.
Разница же в налоговой нагрузке может возникнуть в том случае, если одно предприятие занижает стоимость продажи. Так, если уплачивать 500 руб налогов при цене тонны угля 3000 руб, то налоговая нагрузка составит 17%. Если же стоимость тонны занизить до 1200 руб, а объем налогов до 300 руб, то налоговая нагрузка составит 25%. Если при этом будет еще уплачен НДС 20% (в размере 240 руб), то в совокупности можно будет смело говорить, что в бюджет уплачено 540 руб, а налоговая нагрузка составила 37,5% ((300+240)/(1200+240)). В некоторых случаях объем выручки считается без НДС. При таком подходе можно насчитать 45% налоговой нагрузки (540/1200). Как видим, налогов платится меньше, а налоговая нагрузка растет!
Но не нужно обманываться подобными манипуляциями. В нашем случае вообще не важно, что происходит с НДС. Нам важен налог на прибыль. Очевидно, что расположенные по соседству разрезы, имеющие сопоставимые объемы добычи, качество угля, удаленность от покупателя, уровень заработной платы и т.д., должны иметь сопоставимые объемы платежей по налогу на прибыль. Мы же этого не наблюдаем. Хотя должны. Напомню – если бы платежи с тонны угля у разреза Аршановский были сопоставимы с платежами разреза Майрыхский, в бюджет Хакасии поступило бы в 2021 году примерно на 1.3 млрд руб больше налога на прибыль. Весьма солидная для Хакасии сумма! И не приведено веских достойных причин, объясняющих ее не поступление.
Остается только отметить, что вряд ли можно говорить о каких-то явных нарушениях закона. Налоговое законодательство формально позволяет реализовывать различные схемы, когда региональный бюджет недополучает существенные объемы налогов. Хотя это и не справедливо, но это так. Однако есть и определенные перспективы, что налоги все же удастся получить. К примеру, печально известный ЮКОС также использовал вполне законные схемы трансферного ценообразования, когда бизнес делился на несколько компаний и добывающая структура продавала нефть по минимальной цене посреднику, зарегистрированному в территории с низкой налоговой ставкой (не в России). Затем нефть перепродавалась по реальной цене, а бюджет недополучал налогов на сотни миллиардов рублей. В рамках Налогового Кодекса предъявить было нечего. Все законно. Однако наше законодательство устроено таким образом, что когда налоговые дела рассматриваются в Арбитражном суде, то суд обязан руководствоваться постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда. Это означает, что помимо норм Налогового Кодекса суд руководствуется и иными доводами.
Во времена дела ЮКОСа пленум Высшего Арбитражного Суда сформулировал доктрину о превалировании хозяйственной операции над документальным оформлением. На практике это означает, что даже если все оформлено по букве закона, но собранная воедино схема работа группы компаний не имеет экономического смысла, а преследует только цель снижения налогов, то возможно начисление налогов в полной мере исходя из реальных рыночных цен или в соответствии с платежами аналогичных компаний. Да, нужно проделать значительную работу по выявлению всех звеньев цепи, доказать отсутствие экономического смысла в выстроенной схеме, и только после этого доначислять налоги. Тем не менее, вполне возможно мы увидим и такое развитие событий – использованные в отношении ЮКОСа правовые нормы никто не отменял, судебный прецедент есть.
Добавлю, что указанными двумя компаниями угольная отрасль Хакасии не исчерпывается. Есть и другие угледобывающие предприятия. И далеко не факт, что их налоговые платежи соответствуют нашим ожиданиям. Тем не менее, со стороны этих компаний можно видеть существенное движение к более справедливым отчислениям в бюджет. Тогда как позиция Аршановского разреза вызывает некоторое недоумение. Будем надеяться, что в ближайшее время налоговые платежи угольной отрасли не будут вызывать столько дискуссий".