Клерк из РЖД решил, что Аршановский Разрез должен вывозить больше всех, хотя платит меньше всех
Фото: trueinform.ru

Рано в правительстве Хакасии радовались тому, что республике дали зеленый коридор и простаивавшие составы с углем наконец пошли на экспорт. Регион от того, что черное золото продают за рубеж, может не получить ничего, или же получить по минимуму. Причем независимо от мировых цен на твердое топливо.

Почему — выясняли корреспонденты 19rusinfo.ru.

Так уж распорядилась природа, что маленькая Хакасия почти полностью стоит на угольных месторождениях. Залежи черного золота есть в Аскизском, Бейском районах, возле Черногорска. Уголь добывался до революции, в Советском союзе и в нынешнее время.

На территории Хакасии ведут добычу СУЭК, Разрез Майрыхский, Разрез Аршановский, Разрез Степной.

СУЭК добывает уголь на старейших месторождениях возле Черногорска и в Бейском районе. В Усть-Абаканском давно работает Степной. В Алтайском районе с 2015 года плотно осели украинские хлопцы — Разрез Аршановский. В Бейском и Алтайском районах расположено самое новое предприятие по добыче угля — Разрез Майрыхский.

Конечно, каждый из разрезов — это, в первую очередь, налогоплательщик. Если уж разрываете недра, выковыривая из чрева земли угольные пласты, то будьте добры компенсируйте республике то, что забираете, вывозите за рубеж, наполняя прибылью чьи-то очень ненасытные карманы.

Налоги — краеугольный камень в отношениях с правительством Хакасии и разрезами уже много лет. Еще Виктор Зимин к концу своего правления стал активно поднимать тему ухода от обязательных платежей через торговые дома (его знаменитое выступление про то, что его никто не брал за ухо). В последние годы политика предприятий начала меняться. Они все-таки стараются платить по месту нахождения. Но не все.

Как законно уходить от налогов? Очень просто — достаточно создать сеть аффилированных компаний и продавать им свой же уголь с минимальной накруткой или по себестоимости. В итоге вся прибыль остается в этих аффилированных компаниях. У какого разреза, действующего в Хакасии, больше всего торговых домов? Ответ очевиден — у Аршановского.

Соответственно, заключение экспортных контрактов у Аршановского идет не напрямую. Если контракт заключен не непосредственно с предприятием, а через аффилированную структуру, то придется уплатить НДС. Если напрямую, как у Майрыхского разреза — то НДС не платится. Собственно, платится данный вид налога или нет, республику волновать не должно, потому как он полностью — все 100% - уходит в федеральный бюджет. То есть для республиканского бюджета эти платежи изначально потеряны, их можно даже не брать во внимание.

Но зато в регионе остается налог на прибыль. Хоть какая-то копеечка. Не все еще додумались отжимать федералы. В прошлом году вместе с платежами от алюминщиков удалось получить 10 млрд — весьма существенная цифра для нищего субъекта. А вместе с растущими ценами на уголь на мировом рынке в Хакасии появилась надежда закрыть полностью все просрочки, погасить долги муниципальных образований.

Однако если посмотреть, кто из разрезов внес свой вклад в эту сумму — 10 млрд — вырисовывается интересная картина. Аршановский и Майрыхский разрезы добывают примерно одинаковое количество тонн угля в год - от 4 до 5 млн тонн. Но! Аршановский заплатил налогов порядка 200 млн, а Майрыхский — 1,5 млрд. Почувствуйте разницу.

Почему украинские хлопцы решили, что им можно беспрепятственно качать из республики недра, но при этом практически ничего за это не платить?

Беда одна не приходит. Неожиданно появилась другая проблема: составы с углем из Хакасии и Бурятии встали. Почти год их попросту не выпускали на экспорт в восточном направлении — стратегически важном для угледобывающих предприятий! - отдавая приоритет Кузбассу.

Путем долгих переписок, переговоров и встреч удалось, наконец, добиться того, чтобы Хакасии был дан зеленый свет. Президент согласовал вывоз из республики в восточном направлении 8,6 млн тонн в год. Это среднее значение, взятое за три последних года. Ну все лучше, чем совсем ничего.

Между разрезами началась битва за место под солнцем. Каждый хотел, чтобы ему разрешили вывезти как можно больше.

Казалось бы, логично, что больше всего будут вывозить те, кто больше всех платит. Да что там — распределяли бы хотя бы пропорционально добыче каждого разреза. Но нет.

Когда угольные предприятия подавали заявки, Аршановский Разрез фактически сблефовал — заявил, что не прочь бы вывезти в феврале 3 млн 600 тыс. тонн. Хотя столько данное предприятие добывает почти за год, но никак не за месяц. Видимо, полагая, что чем больше укажут цифру в заявке, тем больше одобрят. И неважно, что это вранье.

Кроме того, обнаружился еще один любопытный нюанс. В структуре РЖД есть такой человек — Сергей Галкин, заместитель по оперативной работе начальника Центра фирменного транспортного обслуживания. Именно он решил, что приоритет при вывозе угля из Хакасии на экспорт должен отдаваться Аршановскому разрезу.

Почему какой-то клерк в РЖД указывает, сколько должен вывозить этот разрез, а сколько — этот? Не министр транспорта, не министр энергетики, не директор РЖД и даже не начальник ЦФТО, а всего лишь чиновник средней руки. Кто вы, мистер Галкин? Нет ли у вас какой-то личной заинтересованности в том, что из Хакасии именно это предприятие будет экспортировать твердое топливо, а это — по остаточному принципу?

На имя Галкина редакцией информагентства отправлен официальный запрос с просьбой прокомментировать его избирательность.
В итоге с подачи господина Галкина цифры по Хакасии (каждого из разрезов и фактически одобренные на вывоз) выглядят странно до неприличия. А именно:

СУЭК-Хакасия делала заявку о вывозе в феврале этого года 4 млн 674 тыс. тонн угля. Им согласовали 286 тысяч тонн. Кирбинский, махнув не глядя, просил разрешить вывезти один миллион тонн. Галкин согласовал 28 тысяч 700. Майрыхский, трезво оценивая свои возможности, делал заявку на 450 тысяч тонн. Согласовали всего... 49 тыс. 752 тонны. Ну и самое интересное. Разрез Аршановский, как уже было сказано, сблефовал и сделал заявку на 3,6 млн тонн. И ему согласовали... 332 тысячи 285 тонны. То есть больше всех остальных предприятий, действующих в республике! Как такое возможно?

Вот и получается, что тот кто добывает чуть ли не меньше всех (меньше только Кирбинский и Степной) вывозит больше всех. Но платит почему-то меньше всех. Занятная арифметика, которая вся в рамках закона и по согласованию с клерком из РЖД.

Р.S. Оставляем право за Разрезом Аршановский предоставить свое видение указанных событий — можно и конкретными цифрами, особенно по налогу на прибыль.

Добавить комментарий