Правительство Хакасии наконец официально обозначило свою позицию по угольному скандалу.
Напомним, накануне стало известно, что квоты на вывоз угля в восточном направлении из Хакасии структурным подразделением РЖД - Центром фирменного транспортного обслуживания — согласованы, мягко сказать, странно. Право вывезти больше вагонов, чем остальные угольные предприятия, получил Разрез Аршановский, хотя добывает отнюдь не больше всех.
На эту тему комментарий 19rusinfo.ru дал и.о. руководителя аппарата главы и правительства Хакасии Владислав Никонов.
Правительство республики, может быть, и не стало бы обращать внимания на этот факт, если бы не одно но: налоги. В бюджет республики Аршановский за 2021 год привнес жалких 200 млн. А мог бы, исходя из объемов добычи, дать полтора миллиарда. Тем не менее РЖД отдали приоритет Аршановскому, почему — неизвестно.
- У республики очень серьезные на эту тему вопросы. Мы в 2022 году каким образом получим налог на прибыль? Мы кого повезем — Разрез Аршановский, от которого мы ничего не получаем в бюджет республики, или Разрез Майрыхский и другие разрезы, которые платят практически все 100% налогов, которые обязаны? - недоумевает Никонов.
"Правительство Хакасии общается со всеми угледобывающими компаниями, но пока понимания на этот счет мы не находим. Они говорят, что выплачивают все, что положено по законодательству, и, наверное, так и есть. Отсюда вывозит уголь не Разрез Аршановский, а уже другая организация", - говорит замглавы.
Речь идет об аффилированых структурах, так называемых торговых домах, которыми пользуется Аршановский.
- Де-юре вроде бы все правильно. Но если у нас все так будут делать, в итоге у нас будет вычерпывание, вычерпывание, вычерпывание, - и бюджет ничего не будет иметь, - уверен Никонов. - Майрыхский же платит полностью. Хотя мог бы так же сделать. Но не делает.
Никонов припомнил 2014 год, когда Аршановский Разрез только заходил в Хакасию и сулил золотые горы. Тем более удивительно наблюдать за тем, что происходит сейчас.
- Мы очень надеемся, что нам удастся достигнуть какого-то понимания и разрез будет уплачивать налоги по месту добычи. Где добываешь — там и плати. Мы очень на это рассчитываем и все будем для этого делать.
Предложение найти бенефициара разреза и вести переговоры с ним Никонов встретил скептически:
- Билеты в Лондон нынче дороги. Но, может быть, ради таких вот поступлений имеет смысл выйти и на владельца. Там, насколько мне известно, уже очень большое внимание к этой ситуации привлечено и на уровне округа, и на уровне Российской Федерации. Я думаю, что все-таки этот диалог состоится и пути решения этого вопроса будут найдены. Потому что мы — я имею в виду правительство — будем в любом случае стоять на той позиции: там, где вы добываете — там и платите. Республика могла бы получить еще 1,4 миллиарда. При той ситуации, что сейчас есть, это не те деньги, которыми можно было бы пренебречь.
В свое время заставить избежать схемы перепродажи угля через торговые дома пытался прежний руководитель Хакасии Виктор Зимин. Но даже он не смог.
Сейчас, уверен Никонов, это все же получится. Может, не за раз, не за два, но это точно необходимо делать, ситуацию нельзя оставлять такой, какая она есть.
- Мы в любом случае будем делать то, что делали в 2021 году — обращаться в РЖД, угледобывающим компаниям, чтобы как-то ситуацию разложить по полочкам, чтобы квоту разделили максимально эффективно.
Более подробно в видеосюжете.