Из Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» (ЦФТО) редакции 19rusinfo.ru наконец-то пришел ответ на запрос, который касался темы распределения квот на экспорт угля.
Напомним, в начале февраля стало известно, что квоты на вывоз угля в восточном направлении из Хакасии структурным подразделением РЖД - Центром фирменного транспортного обслуживания — согласованы, мягко сказать, странно. Право вывезти больше вагонов, чем остальные угольные предприятия, получил Разрез Аршановский, хотя добывает отнюдь не больше всех.
Правительство республики, может быть, и не стало бы обращать внимания на этот факт, если бы не одно но: налоги. В бюджет республики Аршановский за 2021 год привнес жалких 200 млн. А мог бы, исходя из объемов добычи, дать полтора миллиарда. Тем не менее РЖД отдали приоритет Аршановскому, почему — неизвестно.
- У республики очень серьезные на эту тему вопросы. Мы в 2022 году каким образом получим налог на прибыль? Мы кого повезем — Разрез Аршановский, от которого мы ничего не получаем в бюджет республики, или Разрез Майрыхский и другие разрезы, которые платят практически все 100% налогов, которые обязаны? - недоумевал и.о. замглавы республики Владислав Никонов.
Выходить на бенефициаров получения основной прибыли от Аршановского, по словам Никонова, сложно — нужно ехать в Лондон. А теперь, в свете последних событий, вояж на туманный Альбион и вовсе невозможен.
Кстати, очевидный плюс для Хакасии от президентского запрета на вывод капиталов: теперь миллионы долларов от нашего уголька через кипрские оффшоры аффилированные собственники не получат, деньги остаются в стране.
Центру фирменного транспортного обслуживания РЖД, а конкретно заместителю по оперативной работе Сергею Галкину был задан один единственный вопрос: почему при распределении квот на экспорт на восток угля из Хакасии приоритет отдан Аршановскому разрезу — предприятию, которое добывает отнюдь не самое большое количество угля на территории Хакасии.
Ответ от дирекции был предсказуем. В нем много воды и ничего по сути, то есть ни слова про Аршановский разрез и особую лояльность Галкина к нему:
"Центр фирменного транспортного обслуживания – филиал ОАО «РЖД» рассмотрел Ваше обращение от 2 февраля 2022 г. Исх. №11 по распределению объемов на перевозку угольной продукции из Хакасии в Восточном направлении и сообщает следующее. В соответствии с Федеральным законом от 17 августа1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии.
В связи с этим деятельность ОАО «РЖД», связанная с осуществлением железнодорожных перевозок детально регулируется, как на уровне федеральных законов, так и на уровне подзаконных нормативных правовых актов.
Принципы и порядок планирования перевозок осуществляется исходя из применения единых критериев для всех грузоотправителей с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. №710 (далее - ПНД), Правил приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом (утвержденных Приказом Минтранса России от 27 июля 2015 г. №228) и Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов (утвержденного Приказом Минтранса России от 6 сентября 2010 г. № 192). Согласно п.6 (1) ПНД при отсутствии возможности оказания услуг по перевозке грузов в полном объеме такие услуги оказываются в рамках соответствующей очереди, предусмотренной подпункт «и» п.6 ПНД, пропорционально.
Учитывая, что заявленные объемы перевозок угольной продукции по указанному направлению значительно превышают установленный среднемесячный норматив вывоза угля с территории Республики Хакасия, грузоперевозки рассматриваются по принципу равнодоступности транспортных услуг для всех грузоотправителей и согласовываются равнопропорционально для каждого грузоотправителя.
Также сообщаю, что в настоящее время в рамках исполнения пункта 2 поручения Первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Белоусова А.Р. от 30 декабря 2021 г. №АБ-П50-19833 Минтрансом России организовано взаимодействие с соответствующими субъектами Российской Федерации, Минэнерго России, ФАС России, ОАО «РЖД» и Аппаратом Правительства Российской Федерации в части формирования графика вывоза угольной продукции на экспорт в восточном направлении из отдельных субъектов Российской Федерации, в том числе из Республики Хакасия, и его увязки со сроками и мероприятиями, связанными с развитием Восточного полигона сети железных дорог”.