«Может картошку с картошкой есть, а ее упрекают в потребительстве»: духовник Агафьи Лыковой рассказал о самом сокровенном в жизни отшельницы. Перед Новым годом у Агафьи Лыковой в Хакасии высадился десант с большой земли.
В Хакасии при попытке попасть к Агафье Лыковой двое мужчин провалились под лед
«Воркует, словно горлица. А начнет рассказывать, не переслушаешь! Ум, память феноменальная. И какой от нее исходит свет».
Так говорит об Агафье Лыковой ее духовник, иерей Русской православной старообрядческой церкви Игорь Мыльников. На днях он побывал в гостях у отшельницы. «Десант» с «большой земли» высадился на ее заимке как раз перед зимними праздниками. Впрочем, в тайге не обошлось без происшествий. При попытке перейти реку Еринат сразу два участника экспедиции провалились под лед. Отец Игорь сообщил «Комсомольской правде – Красноярск», как все произошло, чем живет сейчас Агафья Карповна.
Раз, и пропал из виду
- В воскресенье, 17 декабря, мне позвонил бывший глава администрации Таштогольского района Владимир Николаевич Макута. Сказал, в понедельник летит борт к Агафье Карповне. Помощь в организации экспедиции оказывает губернатор Кемеровской области Сергей Евгеньевич Цивилев. Я как духовник Агафьи, конечно, «взял под козырек». Надо было ее исповедать.
Передали также, у Агафьи проблемы с дверью. Она не закрывается – в доме холод. Поэтому везем туда плотников. Еще едет врач - посмотреть: у нее что-то с рукой, не поднимается.
Рано утром из Новокузнецка я выехал в Таштагол. Холод сильный, - 38. Но такие случаи бывали. При низких температурах вертолету летать легко. Загрузили мы туда сено, почти 25 тюков, продукты. Летим около часа, приземляемся. Там вертолет всегда «приседает» в разных местах. Вышли, смотрим: избушки топятся, Агафьи не видно, не слышно.
А река Еринат каждый раз очень своенравная. Поглядели мы, где она парИт, где что. Один из наших, «разведчик», прошел в сапогах, тропиночку пробил. И мы по ней. Впереди Макута Владимир Николаевич, я следом. И вдруг он прямо на моих глазах – раз! - и резко пропал с глаз. А через две секунды проваливаюсь я сам.
Но, слава Богу, попали в пустоты, где нет воды. Однако нас скрыло. Я, честно говоря, испугался за Владимира Николаевича, у него была операция на ноге. Но, к счастью, он упал на другую. Выбрался с юмором, ну и я за ним тоже. Две дыры огромные проделали. Обошли их вокруг, снова пробили тропиночку.
Поднимаемся к избушкам – Агафьи нет. Кричим-кричим, никакого отклика. Потом оказалось, она с другой стороны тоже проложила для нас тропинку. Вот такая заботливая.
Воркует как горлица
- Наконец-то пришла, разобнимались. Улыбается, воркует как горлица. Побеседовали мы с ней. Врач осмотрел, предложил уколы, но она не отреагировала. Может, в следующий раз получится привезти, блокаду поставить, чтобы левую руку разогнула.
Жаль, времени мало было. Исповедовалась, причастилась. Ну на наших фотографиях видно, какая у нее реакция. Так улыбается, просто расцвела. Передала всем видеопоздравление с наступающим Рождеством. Выложу к празднику, сейчас рановато. Дорого яичко к Христову дню.
Тем временем мы перетаскали сено и продукты с вертолета к берегу. Оттуда наверх по крутому подъему. Снега хорошооо нынче выпало у них! К природе Агафья Карповна относится здраво, по-христиански. Это ее среда. Были моменты, когда отшельницу увозили в Килинск (поселок в Таштагольском районе). Она там жить не смогла: тут трактор чихнул, здесь еще что-то. Для нее это уже все, осквернение. А у заимки кристальная чистота: и кедрач, и прозрачная вода. Она в другом месте не сумеет.
Рассказывали, когда Агафья жила одна, молилась на Пасху, раз вышла и прямо в тайгу прокричала: «Христос Воскресе!». То есть воспринимает природу именно как творение Божие, которое должно славить своего Творца.
А еще у Агафьи трепетное отношение к рыбе. Если рыбки наловить и принести, надо видеть ее лицо: вся аж расплывается. Потому что страшные времена они пережили, голод. Так что она ко всему живому относится ласково, любовно – по-русски.
Агафья Карповна не жалуется, а радуется каждому дню.
Поддерживаем всем миром
- Лишь бы перезимовать, а там видно будет, - продолжает духовный отец Агафьи Лыковой в разговоре с корреспондентом «КП – Красноярск». - Морозы у нее такие же, как везде в Сибири. Но могут быть и покрепче. А она все хлопочет по хозяйству. Правда, в этом году куры перемерли, да еще издох козел – по неизвестной причине. Ничего, курочек поставим ей ближе к маю. А стельную козу привезли уже сейчас. Кличка – Агафья. Даст Бог, окотится, и молочко будет.
Конечно, отшельница не жалуется. Но сейчас без подмоги в тайге ей не выжить. Потому и откликаются многие. Слава Богу, подключился губернатор. Благотворитель Олег Дерипаска помог построить дом. Все финансировал. Очень поддерживает директор заповедника «Хакасский» Виктор Непомнящий. Кордон они там сделали, две избушечки. Периодически мы посылаем туда помощников. Без подспорья не остается. Помощник рядом, есть, с кем делить зиму. Агафья находится под нашим окормлением. Я оказываю ей духовную поддержку – с Божией помощью. Так что действуем одной командой.
Дай Бог здоровья людям, что причастны, помогают. Потому что это величайшая молитвенница, труженица. Очень духовный человек – с уникальной памятью, совершенно невообразимым словарным запасом. И рядом с ней духовно радостно. Даже не знаю, кто из нас на кого влияет. Больше она на меня, чем я на нее. Я только Таины привожу, исповедую.
Бог даст, планирую на недельку к ней приехать, чтобы побольше разговорить. Ой, она говорить как любит! В ней же все это копится, копится, а потом не переслушаешь. Я на заимке разок ночевал летом, меня Роскосмос завозил, пробы там брали. Так до трех часов ночи сидели: я только ее слушал, сам ничего не говорил. А память-то у нее, мама родная! И говорит, и говорит. Причем настолько ярко, все интонации передает. Еще и попоем с ней. Она на свой мотив особенный поет.
Голос древней Руси
- Как благоговейно относится к книге, ко всему святому. Агафья принадлежит к Русской православной старообрядческой церкви Белокриницкого согласия. А была беспоповкой (самое радикальное ответвление христианства, последователи которого не приемлют священства – прим.ред). Но, когда она веру истинную приняла, началось… От людей вдруг пошли упреки, даже обвинения: «Вооот, потребительство!». Раньше к ней был просто интерес, а сейчас смотри, что творится!
На самом деле Агафья – человек скромный, аскетичный. Может картошку с картошкой есть и так жить. На самом деле очень нетребовательна. Просто когда люди слышат, что она чего-то лишена, реагируют на это сердечно. Стараются помогать, приезжать. Чувствуют, от нее исходит удивительный свет. И хотят быть причастными к ее свету. Но сама она его не замечает.
Агафья – это голос ТОЙ ДРЕВНЕЙ, настоящей Руси. Голос русского отношения ко всему – природе, человеку, а наипаче – к Богу, Христу. Глубочайшее христианство в ней, чем Русь и держится в принципе. А не будет Христа, погибнем все. Как говорил Достоевский, «русский человек без Христа – дрянь человек».
Комментарии