Председатель Верховного Совета Хакасии наделал много шума, в минувшую пятницу написав заявление о выходе из партии «Единая Россия». Почему он это сделал, 19rusinfo.ru пыталось выяснить у Владимира Николаевича. Спикер в своем плотном графике нашел время для встречи со съемочной группой редакции.
- Рабов никаких не бывает, ни в каких партиях рабов нет. Поэтому суверенитет человека, достоинство человека выше, чем любые партийные принадлежности. Мне ничего не дали понять, нормальное отношение. Я принял такое решение сам.
Сейчас посчитали, что возраст какой-то там. Как только начинают задавать вопросы о возрасте, почему-то все потом умирают. Я уже устал хоронить. Я же сказал: не задавайте вопросы, пожалуйста. Я человек божий. И все. Не задавайте, пожалуйста. Всех почему-то это волнует. Некоторые стариком уже в 20 лет выглядят. Самое главное — дух человека, гордость человека.
А что касается партии... Я, кстати, ничего плохого не желаю «Единой России». Я в числе тех, кто был у истоков этой партии. Но сейчас тенденция — все партии тоже перерождаются.
В общем, Владимир Николаевич всегда знает, когда прямо рубануть правду-матку, а когда — быть осторожным и корректным.
- Каждая партия должна ставить цели: какое общество построить: справедливое, честное, добросовестное. Отвечающее интересам каждого, всем требованиям. Пока ни одна из партий не провозглашает этого. Я не знаю, зачем люди идут в эти партии, если нет цели у ней. Цель - в думу пробраться? Цель не в этом совсем. Половина ведь не знает, зачем туда идут и пришли. В этом-то все издержки наши. А что касается того, что я вышел... Никакого демарша у меня не было. Просто идти на выборы нужно при поддержке какой-то партии. Возможно, пойду от какой-то партии, а может, сам соберу подписи и пойду. И мне не хотелось бы парламент, созданию которого я посвятил 33 года — это жизнь Иисуса Христа — просто выбросить куда-то.
Вы думаете, я его полностью лелею? - говорит Владимир Николаевич про главу региона Валентина Коновалова. - Да нет, я его критикую, может быть, больше всех. Но критикую предметно. Что касается позитивного, что сделало новое правительство... За 30 лет современной России и Хакасии впервые правительство за 2 года увеличило доходную часть в два раза. У нас последние лет 8 был такой жалкий бюджет... 20-25 миллиардов доходная часть. Сегодня у нас 57 миллиардов после прихода Коновалова. Да, это не его заслуга стопроцентная, и даже не его правительства — да, это и Верховный Совет вкладывал в это дело. Но тем не менее, такого примера нет в стране, чтобы субъект за 2 года увеличил в 2 раза доходную и, соответственно, расходную часть бюджета. А это жизнь: строительство жилья, жилищно-коммунального хозяйства, детских садов, больниц, школ.
Что касается выхода из партии... Дело в том, что если я пойду самостоятельно (на выборы — прим.ред.), в нашей любимой родной партии исключат, потом через ваши средства массовой дезинформации начнут сообщать: вот он, собака, он пошел, покинул, он такой-сякой, он бросил. Я все это знаю. Я, чтобы лишить их этого права, я сам написал: прошу считать меня вышедшим из партии с такого-то числа. Все. Теперь я буду свободен, по крайней мере.
Штыгашев рассказал о партийном казусе, когда из «Единой России» исключили человека, который в рядах партии даже не состоял — это история с исключением Евгения Челтыгмашева.
Припомнил аксакал и тайное исключение из партии Василия Шулбаева, причем тогда, когда половина членов президиума ХРО «ЕР» была в Красноярске.
- Кто его исключал, сам отдельный председатель или кто — я не знаю. После этого что можно с этим руководством делать — я не знаю.
Председатель ВС РХ напомнил, что раньше «ЕР» всегда имела конституционное большинство, а после 2018 года — всего лишь 18 мандатов из 50. Позже путем довыборов стало 21. Компартия получила 16 мест, наверное, сами не ожидали. Но все эти 5 лет новому правительству не давали активно работать — по мнению Штыгашева, шла месть за то что выбрали коммуниста. И вот этого политик понять не может. Ведь все партии — парламентские, коммунисты есть и в Государственной думе, присутствуют там и другие партии. Разве они работают против своей страны?
Возмущен председатель непрекращающейся травлей Коновалова.
- Почему избрание у нас коммуниста стало сигналом мочить Хакасию? Ну ладно, пусть Коновалова мочат. А причем народ? По сути, все эти 5 лет мочат не Коновалова, а народ Хакасии, который его избрал. Наказать можно по-разному: у нас значительная часть средств через бюджет формируется путем помощи субъектам федерации. Мы там не находимся. Я почему безмерно благодарен президенту — единственный, кто отреагировал. А все остальные к этому относятся так, спустя рукава.
Да так отреагировал, что Хакасия получила плюсом еще 25 миллиардов доходной части — еще второй бюджет, - напомнил Штыгашев.
Можно определить, что определенная стабильность есть. Не в том смысле, что застой, а в том, что какие-то определенные сдвиги позитивные есть. По крайней мере нет болтовни лишней про новые программы, о которых прокричали и забыли, бросили. А сейчас идет планомерная, упорная работа по достижению задач, которые необходимы. С губернатором же все связывают, что происходит в регионе: если плохо — это точно он. Если хорошо — это не он, его там нет. Обвиняют, что вот, коммунистическое правительство в Хакасии. А что, коммунистическое — это вражеское, что ли? А в КПРФ 30 или 40 депутатов сидят в Госдуме, они что, враги, что ли? А здесь, значит, уже враг?
Я напомню, как у нас прошли выборы. Я дважды голосовал против Валентина Олеговича. В первом туре и во втором, когда все остальные кандидаты струсили. И Валентина народ избрал в знак протеста. И с первого дня его начали, как говорят, «ласкать». Да так, что не дают продыху. Он еще сам не понимал, куда попал и что делать. Его надо учить, и я занялся все эти 5 лет обучением абсолютно неподготовленного человека. А его каждый квартал то снимали, то вотум недоверия кто-то высказывал... И так изо дня в день, год за годом. Но не было ничего!
Его не принял из руководителей страны ни разу за 5 лет. А он нуждался в поддержке, отеческой, старшей. Единственное — гарант, я говорю, что я безмерно благодарен президенту. Он видит процессы, вмешивается по мере возможности и регулирует иногда.
Штыгашев имеет в виду уход от налогов угольщиков. Раньше они уводили налоги, но сейчас их схемам пришел конец.
- Я знал, на что шел, когда в Федеральном Собрании сказал об этих оффшорных зонах. Я бы мог визгливо кричать, просить три копейки. И это вызвало ненависть олигархата, потому что они деньги свои хранили там.
Напомним цитату из того сенсационного выступления в Совфеде в октябре 2019 года:
- У нас есть угольные компании. Они добывают около 30 миллионов тонн угля. Это второй регион после Кузбасса. А платят налогов на прибыль меньше, чем пивзавод. Они добывают и все продают за рубеж, и оставляют лунный ландшафт. И сегодня многие компании уклоняются от налогов, самого главного налога на прибыль. Мы добываем денег в 10 раз больше, чем наш бюджет. Но мы их не получаем. Заставить мы не можем.
Поэтому еще раз: считайте это моим заявлением во все органы. Обещали помощь: и госналогслужба, и ФСБ, и все остальные. Вот бабку Степаниду, которая семечками без лицензии торгует, - и ВаськА поднимут, и бронежилеты наденут, а этих мошенников, которые уводят, Россию грабят на десятки миллиардов рублей, Хакасию грабят... – сказал в своём выступлении Владимир Штыгашев.
Он не договорил - на этом месте спикер Совфеда Валентина Матвиенко отключила хакасскому аксакалу микрофон и пообещала, что будет поручение федеральной налоговой службе специально разобрать, что происходит с налогами в Хакасии, и принять меры.
....И я тогда сказал: считайте мою речь официальным заявлением. А заявления надо рассматривать и принимать по ним решения. И его рассмотрели, и президент сам возглавил рабочую группу по закрытию оффшорных зон. И в 2020 году их закрыли, - говорит сейчас Штыгашев.
Владимир Николаевич отметил, что в правительстве Хакасии 22 человека, и лишь Коновалов член КПРФ. Еще один министр, Валерий Келин (Минстрой), — ЛДПР. Все остальные — единороссы, либо беспартийные. Какое коммунистическое правительство? Они служат Хакасии.
- Просто я не могу понять, почему такая ненависть со стороны отдельных групп или партийных структур к этому избранному главе, - недоумевает руководитель Верховного Совета.
И сам же ответил: если вести честный образ жизни, это вызывает подозрение. Как так — при власти находился и нигде ничего не хапнул?
- Коммуняка какой-то появился там... Внук мой по возрасту! Он в принципе ничего не украл, ничего не смошенничал. Все остальные, к сожалению, во многих местах начинают с этого — как бы чего прижать. И поэтому люди не верят, хоть ты на голову встань, говорят, все вы там такие.
Я голосовал против него. Но после этого я сказал: пока я работаю, он будет работать. Уважать надо мнение избирателей, его избрали. А не назначил никто.
Владимир Николаевич очень недоволен нововведением — трехдневным голосованием, говорит, тогда нужно отменять закон о едином дне голосования, потому что его же нет: три дня голосуем, а никак не один.
Штыгашев напомнил, что как только Верховный Совет принял постановление о назначении выборов («еще чернила не высохли»), так местный Избирком тут же постановил, что голосовать нужно 3 дня. Хотя пандемии нет. Зачем это Избиркому Хакасии? Чтобы получить определенный заинтересованный результат. И не по явке, а по конечной цели.
- Мне кажется, от этого нужно уходить. Когда страна была малограмотная, на телегах и санях ездили по всей империи, мы в один день голосовали и все успевали. А тут почему-то нужно и интернет есть, и телефон в каждом кармане, но почему-то нужно три дня, почему? Градобой идет с неба, и мы все прячемся? Почему три дня, а не один день — непонятно. В мае прошли выборы в Турции, явка в первом Турции составила 89%. Во втором туре, думаю, явка упадет, наверное. А она 82% составила!
Нам нужно совершенствовать систему избирательную, но почему-то меня не слышат. Ни здесь — потому что пристроились неплохо, ни федеральные органы. Хотя я прекрасно понимаю, к чему это может привести, - говорит Штыгашев, напомнив о разгроме Капитолия в США, где, по мнению спикера, «было издевательство над выборами».
Могут ли в Хакасии обмануть при трехдневном голосовании? Чтобы этого избежать, по мнению Штыгашева, нужны наблюдатели от партий. А ночью, когда участки закрывают, с топором рядом стоять. Опечатать, и все.
- А если 5 дней будем голосовать, то вообще не укараулить. Неслучайно был принят закон о Едином дне голосования. И куда его теперь? То болезнь, то пандемия, то град пошел, то дождь полил. Как вятские говорили: вот коли ежели что, то пожалуйста. Вот такие примерно рассуждения. И поэтому сейчас, конечно, нужно контролировать все, чтобы народ мог контролировать. Никто не запрещает, только нужно комиссию уведомить. И считать тоже.
Владимир Николаевич признался: хотел уйти еще в 2018 году. Заняться научной работой. Но сейчас видит, что наоборот — нужно более активно принять участие.
Полную версию интервью смотрите ниже. Рекомендуем!
Комментарии