Андрей Аплошкин - о настоящем и будущем МЖФ
Фото: 19rusinfo.ru

Охлаждение потребительского спроса на рынке жилья после отмены льготных ипотечных программ меняет приоритеты его игроков. Застройщики корректируют планы по объемам ввода объектов в эксплуатацию и разрабатывают стратегии дальнейшей работы.

Наибольшие перспективы у компаний, ведущих разноплановую деятельность, не завязанную на одном жилищном строительстве. К таким, например, относится НО «Муниципальный жилищный фонд г.Абакана». Помимо основной деятельности организация задействована в реализации крупных федеральных, республиканских и городских проектов, имеющих большую социальную значимость.

Что это за проекты? Когда они будут завершены? Чем МЖФ привлекает кадры в условиях всеобщей нехватки рабочих рук? Каковы перспективы жилищного строительства? На эти и другие вопросы ИА «Хакасия» ответил руководитель МЖФ Андрей Аплошкин.

- Андрей Георгиевич, прошел почти год с момента вашего назначения на пост руководителя НО «Муниципальный жилищный фонд». Что изменилось в организации с вашим приходом? В декабрьском интервью 2023 года, говоря о коллективе, вы сказали, что «никакой революции не будет». Ее не случилось?

- Глобальных изменений не произошло. Как и говорил, никаких революций, переворотов не будет. Есть некоторые изменения в части перераспределения административных функций. Кто-то ушел на пенсию, кто-то самостоятельно принял решение сменить профиль деятельности. Ряд сотрудников мы добавили, усилили нашу техническую часть в плане технадзоров, учитывая, что очень много объектов мы ведем бюджетных. В этой сфере важно не только построить, но и подготовить весь пакет исполнительной документации. Тем составом, что у нас был на начало года, наш ПТО физически этот объем выполнить не мог, поэтому мы набирали персонал из других организаций, людей, которые имеют большой опыт именно в плане строительной части, подготовки исполнительной документации. Это направление мы усилили.

Небольшие структурные изменения произошли в плане разделения функционала. Достаточно много задач было завязано на некоторых людях, один человек был ответственный за несколько направлений, что с точки зрения управляемости и контроля за процессом, по личному опыту скажу, очень сложно. В любом случае какие-то моменты оставались не охвачены.

Немного разделили эксплуатационную функцию, чтобы не быть сапожниками без сапог, когда строим ряд объектов и все сдаем, а свои производственные площадки остаются неохваченными. Разделили функцию основного строительного производства и функцию эксплуатации - это содержание своих площадей, баз, конторы и всего остального, что касается обеспечения жизнедеятельности предприятия.

В целом, глобальных изменений не произошло, основная функция была не задета. Есть некоторые перемены в части административного, управленческого персонала. Часть людей пришло с моей предыдущей работы в СГК. Некоторые изменения будут продолжаться, но ничего глобального.

- МЖФ взял достаточно серьезную планку. Предприятие одновременно ведет ряд крупных, социально значимых объектов. На каком этапе строительство школ, которых ждут Абакан и Белый Яр?

- Очень сложно вести параллельно свою основную деятельность в виде строительства жилья и возводить две большие двухтысячные школы. Это два полуторамиллиардных объекта, и они должны быть сданы в один момент. Этот год, особенно его начало, показало, что у нас очень сильно не хватало рабочих рук. Если школа № 33 в микрорайоне Арбан в Абакане сейчас на этапе сдачи, мы готовим документацию для ввода в эксплуатацию, то школа в Белом Яре сильно просела в плане выполнения. Еще до начала года на площадке работало всего порядка 57 человек, что было недостаточно для такого объекта. На сегодня их 157, на этапе отделки доходило почти до 200. В любом случае, было накоплено достаточно большое отставание. Набрать ту численность, которая необходима для нормальных темпов, смогли где-то в апреле. Но время было упущено, поэтому школа в Белом Яре в этом году однозначно не будет сдана. Завершить эту стройку – задача следующего года. Школа в Арбане будет завершена в текущем.

В этом беда всех бюджетных строек, они привязаны не только к республиканскому, но и жестко к федеральному финансированию, и очень сложно на самом деле лавировать между этими моментами. Заказчики понимают, что есть сложности с персоналом и другие - постоянные отключения электроэнергии, ветра и много чего еще, что сдерживает строительство. С другой стороны, есть понимание, что федеральные деньги нужно осваивать. Без конфликтов не обходится, но пытаемся прийти к консенсусу, чтобы и стройку завершить, и остаться с деньгами, которые выделила федерация.

- МЖФ работает еще на многих объектах. Как ситуация с ними?

- По остальным городским объектам занимаемся сдачей документации. По сути, все физические работы завершены. Это Парк Победы, Театральная площадь, улица Аскизская, улица Пирятинская. Часть работ делали в Парке культуры и отдыха. Достаточно большой в этом году был объем дорожных работ, суммарно это около 300 миллионов. Больше ни одна организация в городе такой объем за летний сезон не выполняла. Было тяжело, но наши сотрудники справились.

- На стройке в Белом Яре не хватало работников, и ведь это проблема не только МЖФ, а в принципе сферы. Как решаете кадровый вопрос?

- В принципе сферы, согласен полностью. Еще в начале года сложилась такая ситуация. У нас не очень много, но достаточное количество людей работало из ближнего зарубежья, из Северной Кореи. После известных событий в Крокусе все они в течение двух месяцев по различным причинам уехали. У нас из иностранной рабочей силы не осталось никого. И заместить было некем, потому параллельно шли и идут стройки по всей республике. Количество строителей ограничено. Мы переманивали людей с объекта на объект. Но по большому счету работники мигрировали между стройками, а общая их численность не росла.

В середине лета начали освобождаться люди со школы в Арбане, мы их переводили в Белый Яр. На сегодня ситуация началась меняться, дефицита кадров мы не испытываем на наших объектах. Ну и обстановка на рынке жилищного строительства начинает немного ухудшаться, поэтому люди освобождаются. Если летом мы почти на два умножали расценки, чтобы людей заманить, на сегодня ситуация стабилизируется, и уже можно разговаривать на равных со строителями, которые готовы поработать в наших рядах.

- Работаете ли вы с учебными заведениями среднего профессионального звена? Чем заманиваете сотрудников?

- Мы эту практику начали с весны, взаимодействуем и как с высшими учебными заведениями в плане привлечения специалистов, технических инженеров, так и с остальными специальными учебными заведениями, с политехническим колледжем, строительным техникумом. Нам нужны строители, причем молодые, каменщики, плотники, бетонщики, сварщики, все рабочие профессии. Как бы не было грустно, персонал у нас не молодеет, а молодежь не особо привлекает работать руками. Мы стараемся это переломить, чтобы человек труда был гордостью. Поэтому конечно работаем с профучилищами, с средне-специальными учебными заведениями, привлекаем студентов на практику. Летом у нас очень много студентов работало в основном на благоустройстве. Парни заработали и набрались опыта. Эту практику будем развивать.

Отрабатываем вопросы по целевому обучению, чтобы ребята приходили к нам на работу, а мы были уверены, что через какое-то время у нас появятся молодые специалисты. Это небыстрые процессы и достаточно сложные. Самое главное, людей удержать, чтобы им было интересно здесь работать и жить. Многие стремятся уехать в большой город, и это общая проблема, не только МЖФ. Все органы власти должны подключаться, чтобы ребята, которые у нас учились, оставались здесь.

- Наверное, главная мотивация - уровень заработной платы. В МЖФ она конкурентноспособна?

- Однозначно, это ключевой момент. Также важны стабильность и надежность, чтобы работа была не на месяц-два. Поэтому серьезность организации, ее опыт, история - второй немаловажный фактор.

Зарплату в этом году мы поднимали дважды, на сегодня она в МЖФ конкурентоспособная, на рыночном уровне. Проблем с нехваткой сотрудников из-за уровня оплаты труда мы не испытываем. Работникам важна не только материальная мотивация, но и соцпакет, надежность, условия труда и много чего еще. Мы обновляем спецодежду, бытовые условия для персонала на производственных базах, в управлении. Стройка начинается с организации быта. На работе мы находимся большую часть своей жизни и важно, чтобы условия были такими, чтобы люди приходили с удовольствием на работу.

- Вы сказали об ухудшении ситуации на рынке жилищного строительства. В чем это проявляется?

- На самом деле, вся строительная и жилищная сфера держалась на льготном ипотечном кредитовании. Как только начали завершаться эти программы, упали продажи. Если сравнить апрель и ноябрь, примерно в два с половиной раза. Осталась только льготная семейная ипотека, IT и для военных. Это отразилось на рынке. У нас достаточно много объемов запланировано ввести в следующем году, но уже думаем, как их сдвинуть, допустим, на 2026 год. Понимаем, что те примерно 45 тысяч квадратных метров, которые будут готовы к вводу в следующем году, будут никому не нужны. Сейчас серьезно обдумываем планы 2025 года, какие объемы можно перенести на 2026 год.

Достаточно негативная тенденция просматривается и в плане ключевой ставки. На сегодня она 21%, но идут разговоры о повышении до 23%. Соответственно, будут дорожать и все кредитные продукты. На сегодня первоначальный взнос у многих банков уже составляет 50% первоначальной стоимости. При цене квартиры 4 миллиона найти 2 миллиона первоначального взноса - это уже героический подвиг. И дело даже не в ценах на квартиру. Если мы снизим цены, продажи не вырастут, это не приведет к желаемому эффекту. Людей интересует размер ежемесячного платежа и первоначального взноса, которого у них нет.

Без поддержки ипотечного кредитования и строительной отрасли следующий год будет достаточно тяжелый, на мой взгляд.

- Значит ли это, что МЖФ сместит упор на участие в социально значимых проектах?

- Казалось бы, самый очевидный вариант - уйти из жилищного строительства и сместить акцент на объекты, которое финансируются из бюджета. Для этого нужно конкурировать и побеждать, мы однозначно это будем делать. Но в следующем году будет не так много бюджетных проектов. Нацпроект Безопасные и качественные дороги закончился, будут только ремонты, с объемами финансирования которых понимания нет.

Известны объемы благоустройства городских объектов, но они не такие большие, как в этом году. Нужно завершать работы в Парке Победы. Администрация города победила в конкурсе с проектом благоустройства Парка культуры и отдыха, будем также однозначно участвовать. Есть еще ряд объектов, за которые будем бороться, чтобы наш дорожно-строительный участок загрузить работой. И как уже сказал, планируем завершить строительство школы в Белом Яре.

Остальных строительных объектов в планах ни городских, ни республиканских я на сегодняшний день не вижу. Поэтому будем искать иные подряды. Все варианты будем рассматривать, чтобы сохранить персонал, обойтись без сокращений. Плохие времена все равно закончатся.

Добавить комментарий

Комментарии  

Всё правильно говорит, прямо и без иносказаний. В наше время это достойно уважения.