Руслан Меллин вернулся в Хакасию из Африки другим - откровенное интервью с известным доктором
Фото: 19rusinfo.ru

Врачи Хакасии вернулись из долгой и сложной поездки в страны Африки. Они вошли в состав межрегиональной группы, которой была поручена международная медицинская гуманитарно-образовательная миссия. Финансирование поездки осуществлялось при поддержке Фонда президентских грантов.

В состав команды вошло несколько медицинских работников из Хакасии. Среди них - небезызвестный большой аудитории, бывший главврач Республиканской больницы им. Г.Я. Ремишевской Алексей Тихонович, который имеет опыт участия в подобных миссиях.

Я решил так провести свой отпуск - Алексей Тихонович рассказал про поездку в Камерун

Его коллега, заведующий отделением челюстно-лицевой и пластической хирургии ресбольницы Руслан Меллин поехал в Африку впервые. ИА «Хакасия» пригласило известного в республике и за ее пределами доктора к себе в редакцию, чтобы узнать о деталях поездки, зачем врачам вообще нужен такой опыт. Почему бы не помочь, например, жителям отдаленных районов республики, где нет даже хирургов? Почему Африка?

Челюстно-лицевой хирург Руслан Меллин: Последний случай меня просто убил

Врач из Хакасии поразил Елену Малышеву

Откровенные ответы, которые, возможно, и заслуживают отдельной дискуссии, затрагивают самую больную тему хакасского здравоохранения - нехватки кадров. Руслан Меллин признался, что у него опускаются руки и пропадает желание работать в бюджетном учреждении.

Как вы поняли, в беседе речь шла не только про Африку...

«Не так, как в сказках про Айболита»

- Руслан Викторович, на днях вы вернулись из достаточно длительной поездки. Расскажите о ее целях, составе вашей команды, какие страны посетили?

- Ездили с волонтерской миссией при финансовой поддержке Фонда президентских грантов. Грант защитил Благотворительный фонд Захара Прилепина. Посетили пять стран, но работали в трех. В первую страну - Камерун - мы попали через Марокко и были там очень востребованы. На тот момент наша команда состояла из 13 специалистов - два переводчика, три стоматолога, гинеколог, достаточно известный в России неонатолог, онколог, челюстно-лицевой хирург, остеопат, две акушерки, анестезиологическая медицинская сестра. Стоматологи там оказались самыми ценными. Везде, где мы были, они принимали рекордное количество пациентов.

Команда сложилась из разных регионов - Тюменская, Оренбургская, Московская области, Чувашская республика, но в большей мере представлена Хакасией и Дагестаном.

Из Камеруна отправились в Уганду. Там были более цивилизованные условия. Помещения, где оказывалась медицинская помощь, уже были больше похожи на больницу. Затем поехали в Замбию, где уже расцветает цивилизация, она больше похожа на Европу.

- Отправиться в поездку в африканские страны с медицинской миссией - это ваша инициатива, или поступило приглашение?

- Меня пригласил Алексей Валерьевич (Тихонович, - прим.ред.). Я очень долго думал, сомневался и в последние полторы недели хотел отказаться. Но так как документы уже были подписаны, поехал.

- Почему хотели отказаться?

- Я начал реально оценивать ситуацию. Первые мысли - эйфория, думал посещу Африку, посмотрю мир. Потом начал понимать, что это опасно, высокая нагрузка, языковой барьер.

- И как, посмотрели Мир?

- Удалось посмотреть трущобы Мира. Очень все непрезентабельно, не так, как в сказках про Айболита.

Руслан Меллин вернулся в Хакасию из Африки другим - откровенное интервью с известным доктором

- Как совместили поездку с работой? Брали отпуск?

- Конечно.

- Никак не связанный с вашими рабочими обязанностями?

- Нет, это был первый отпуск в этом году и я его потратил полностью.

- Сколько продлилась поездка?

- Я должен был пробыть там 33 дня, но в связи с определенными обстоятельствами мне пришлось из Замбии вернуться на неделю раньше.

- Расскажите о своем распорядке? Где жили, кому помогали и сколько человек принимали в день?

- Прежде чем принимать, нужно было понимать. В Камеруне, в королевстве Идол, некоторые слова выучил на их языке фулани. Там распространено до 30 диалектов, даже местные жители не всегда понимают друг друга. Например, выражения «откройте рот», «закройте рот», «сплюньте» пришлось выучить. У нас был переводчик, который знал английский, французский и немного фулани.

Распорядок в каждой стране был разный. В Камеруне остановились в Яунде, встретили нас хорошо. Поселили нас в лучшем отеле, частично проживание, еду мы оплачивали из своих средств. Для экономии размещались по двое, я делил комнату с Алексеем Валерьевичем.

Для меня было удивлением, когда темнокожие люди заговорили на русском языке, причем большинство без акцента. Это наши выпускники 80-х, 90-х годов. Русских там очень любят, что бы западная пропаганда ни говорила, что мы изолированы от мира.

Руслан Меллин вернулся в Хакасию из Африки другим - откровенное интервью с известным доктором

В каждой стране свой распорядок. Например, врач может приходить на работу и никого не оперировать. Если у пациента нет денег, его не примут, он будет стоять у порога. У каждого корпуса стоит охрана, чтобы не зашел никто лишний и самое страшное, чтобы никто не вышел, не расплатившись.

- Бесплатной медицины там нет?

- Есть какая-то страховка, но она ничего не покрывает, максимум одну-две таблетки против малярии.

- А как же скорая, экстренная помощь?

- Ее там нет. Больных привозят родственники или друзья. Попал в ДТП – нет денег, никто не подойдет. Утром подходишь к больнице, стоит плач, людей никто не принимает. Нет никакого контроля качества, нет патанатомии, трупы не вскрывают, никто не разбирается в причинах. Отсюда и качество операций, наверное, не такое высокое.

Руслан Меллин вернулся в Хакасию из Африки другим - откровенное интервью с известным доктором

- Каким пациентам помогала ваша команда?

- Алексей Валерьевич проводил исследования не только УЗИ женских органов, а всех, потому что не было специалистов. Я его привлекал и на челюстно-лицевые проблемы. Помимо этого, я смотрел пациентов с онкологическими заболеваниями, которые запущены до критического состояния. Люди копят деньги всю жизнь, а опухоль растет, когда суммы достаточно, пациент уже неоперабельный.

- Вели подсчет принятых пациентов?

- Да, но я этим пренебрегал. Мы разбивались на 4-5 групп, а переводчика 2. Сложно одновременно переводить, принимать пациентов и вести подсчет. Думаю, порядка 60 пациентов я пролечил. Смотрели все случаи, становились многофункциональными специалистами.

Руслан Меллин вернулся в Хакасию из Африки другим - откровенное интервью с известным доктором

- Во время поездки на своей странице вы выложили видео, как оказываете помощь человеку на стуле под деревом...

- В том месте мы вели прием в доме, в котором остановились жить. Народ пришел со всей деревни. Король распорядился, чтобы до обеда приходили женщины, а после обеда мужчины. Что понравилось, никаких разборок, споров в очереди не было, хотя каждый ждал приема долго. Я представил, как бы у нас в поликлинике было, несколько нарядов полиции бы приехали драки разнимать.

Руслан Меллин вернулся в Хакасию из Африки другим - откровенное интервью с известным доктором

Руслан Меллин вернулся в Хакасию из Африки другим - откровенное интервью с известным доктором

Внутри были «чистые» пациенты, а у женщины, которую лечили под деревом, гнойно-воспалительное заболевание. Я не мог ее оперировать рядом со всеми. Пришлось под деревом. Нас облепили люди, я попросил нашего африканского друга Моди, чтобы он попросил всех отойти. Троих пациентов мы так лечили, они от года до трех жили с гнилыми зубами.

Руслан Меллин вернулся в Хакасию из Африки другим - откровенное интервью с известным доктором

- Довольны результатом поездки?

- Доволен. В то же время одолевают нехорошие мысли, возникла апатия к работе. Приехал и сразу конфликтные проблемы с пациентами. В сравнении с африканской медициной, в которой врач полностью защищен, вернулся в нашу действительность, где ты здесь в качестве раба для пациентов. Что-то не понравилось - жалоба. Есть жалоба - ты всегда будешь виноват.

- Разве у нас врач не защищен?

- Нет.

- В чем это выражается?

- В пятницу вынесено решение по нашему делу в рамках гражданского производства. Пациент оскорбил медсестру нецензурной бранью, сделал это при других пациентах, при ее коллегах. Мне пришлось вмешаться, приехать из дома, чтобы конфликт погасить, он и меня оскорбил в присутствии подчиненных. Он написал жалобу в министерство здравоохранения и указал, что якобы эти слова мы использовали в отношении него. Благо была видеофиксация этого случая, мы обратились в прокуратуру, которая квалифицировала это как гражданское правонарушение, хотя мы настаивали на уголовном. В суде выяснилось, что он уже не первый раз в этом году привлекается за оскорбление врача.

В итоге правонарушителю дали небольшой штраф, а у нас уволились единственный доктор, который лечил детей-инвалидов под наркозом и медсестра. Кабинет парализован, причем второй раз за время его существования. А существует он с 7 сентября 2023 года. За это время уволился второй врач. Никто не хочет терпеть оскорбления и унижения за крайне низкую заработную плату.

У нас бесплатная медицина на высоком уровне, в Африке напротив, платная, врач защищен, а пациент нет, и поэтому они с уважением относятся к специалистам.

Руслан Меллин вернулся в Хакасию из Африки другим - откровенное интервью с известным доктором

- А как же социальные гарантии, современное оборудование? Здесь все это есть, в Африке даже расходных материалов нет.

- Есть, но за деньги. И больницы при этом переполнены специалистами. Зайдите в наши больницы и посмотрите. Если не соврать, по всей Хакасии меньше 30% укомплектованность средним медицинским персоналом. А специалисты ежегодно выпускаются, больше ста медицинских сестер. Где они?

- Очередь из деревенских пациентов платила, чтобы попасть к вам?

- Нет, там все было бесплатно. В королевство Идол мы прибыли из города численностью больше 200 тысяч населения и работали в больнице, финансируемой Протестантской церковью. Мы скидывались деньгами врачами, чтобы нам разрешили прооперировать ребенка с большой опухолью под языком. Ее легко убрать, но никто этого не делал. У родителей не было денег на операцию.

- После этой поездки вы уже не будете прежним, правильно понимаю?

- Да, я не знаю, как сейчас войти в рабочий ритм.

- Не пожалели, что поехали?

- Нет, я узнал много нового. Посмотрел, как живут люди, как могут жить врачи.

Руслан Меллин вернулся в Хакасию из Африки другим - откровенное интервью с известным доктором

- Зачем врачам нужны такие поездки?

- Для общего развития, это интересно, узнаешь много нового в плане общего мировоззрения и хирургического опыта. Там совсем другие, специфические заболевания. Такие поездки спасают от перегорания.

Руслан Меллин вернулся в Хакасию из Африки другим - откровенное интервью с известным доктором

- Вы вернулись с апатией. Какой-то обратный эффект случился.

- Да нет, может пройдет. Апатия чем для меня негативна? Она негативна для пациентов, не для меня. Пациенты, думаю, скоро потеряют челюстно-лицевого хирурга с той политикой, которая здесь проповедуется в регионе.

- Вы думаете уехать из региона?

- Любого врача из нашего отделения такие мысли посещают. Пока молодые, нам нравится заниматься наукой. Проводим много операций, которые делаются только в федеральных центрах. Нам позволяет оборудование и возможности отделения этим заниматься.

- Вы пишете кандидатскую диссертацию. По какой теме?

- Она уже написана, прошла апробацию, единогласно принята к защите, которая, думаю, состоится в ближайший месяц-полтора. Диссертация о новом методе лечения травм нижней челюсти.

- Зовут работать в крупные центры?

- Давно. Я пока не хочу, здесь пока меня все держит.

- В регионе 14 мер поддержки медицинских работников. Они что, не работают?

- Наверное, работают, не знаю.

- После аналогичной поездки медиков в прошлом году, после анонса новой поездки наша редакция получила ряд критических мнений. Главная мысль - в медицинской помощи в том числе нуждаются жители нашей страны, нашего региона, а врачи едут помогать другим странам. Что скажете в ответ?

- Правильный вопрос задают пациенты. Но, наверное, я не должен обсуждать с пациентами, как я должен тратить дни своего отпуска. Я должен не ходить в отпуск, чтобы помогать всем?

- Грубо говоря, у вас не было желания не поехать в Африку, а поехать в районные больницы Хакасии и оказать помощь там?

- Не было. У нас 14 мер поддержки, в районных больницах все хорошо.

- Там нет челюстно-лицевых хирургов, а где-то и просто хирургов.

- В районах? А в Камеруне на всю страну один челюстно-лицевой хирург, в Уганде их два.

Руслан Меллин вернулся в Хакасию из Африки другим - откровенное интервью с известным доктором

- Там помощь нужнее?

- Я не ставил целью выбирать, где нужнее. Наверное, люди, которые так рассуждают, не ездят в отпуск в Тайланд, в Турцию... Я ездил и в Корею в научных целях. Я должен был поехать в деревню лечить того, кто в меня в этой деревне плюет и обзывает?

- В вас плевали и обзывали?

- Да. А еще, когда я работал в селе Лугавское, меня избила пациентка. Ее осудили по статье 115 УК РФ. Зачем ехать туда, где такое отношение к тебе?

- Вы получили профессиональный опыт, который вам поможет развиваться здесь?

- Появились профессиональные знакомства. Мы приехали учить их, а не учиться у них. В Уганде договорились с главным врачом, что будет экспедиция, я должен буду собрать специалистов узкого профиля, которые приедут их обучать. Там челюстно-лицевая хирургия на крайне низком уровне, большинство пациентов умирают, не дождавшись лечения. Думаю, это и с политической точки зрения плюс для нашей страны. Я рассказал о случаях, которые оперирую, они были удивлены высоким уровнем российской медицины.

Руслан Меллин вернулся в Хакасию из Африки другим - откровенное интервью с известным доктором

- Еще поедете?

- Ставлю под сомнение. Это очень тяжелый труд, вечером буквально валились без сил.

- Вы заработали деньги за эту поездку?

- Нет, мы только тратили, заработали только эмоции, кто-то заболевания.

Руслан Меллин вернулся в Хакасию из Африки другим - откровенное интервью с известным доктором

Фото в материале предоставлены ИА «Хакасия» Русланом Меллиным.

Подробнее - в видео.

Добавить комментарий

Комментарии  

В Хакасии докторов полно, вот и носятся они бедные в поисках работы.
Такими темпами незащищенности и уровнем зарплат врачей, уверенно идем к странам Африки!!! А Ананьевский докладывает бодрые цифры статистики зарплат врачей, исходя видно из своего повышения!
сколько можно ныть коллеги!
честно.
Читаешь и слезы... Все честно, без прикрас, особенно про нашу медицину и наших людей
"Руслан Меллин признался, что у него опускаются руки и пропадает желание работать в бюджетном учреждении." Вот и задумайтесь - господин министр - почему?
полностью согласна с доктором.
Спасибо, дорогой доктор, за Ваше интервью! Читала на одном дыхании, до слез...Низкий Вам поклон, Доктор!
При этом у врачей не 8 часовой день, они отработали в бюджетном учреждении пол дня , а другие пол дня идут принимать в частные клиники. И все жалуются мало им платят, вы в это верите?? Врачей от "бога" у нас единицы, к другим и идти не хочется, потому что не лечат от слова совсем.
в африке скрепы разогнули
Таких врачей единицы (была пациентом его) . Замечательный врач. И того потеряем. Кто работает, работать не дают. Это во многих сферах, не только в медицине.