Игорь Тугужеков: Планируем обратиться в минфин за дополнительной финансовой помощью в 2024 году
Фото: 19rusinfo.ru

Сразу после окончания публичных слушаний по рассмотрению бюджета Хакасии на 2025 год информационное агентство «Хакасия» записало эксклюзивное интервью с министром финансов Хакасии Игорем Тугужековым.

- Игорь Афанасьевич, существенную часть доходов бюджета Хакасии составляет налог на прибыль организаций, который прогнозируется УФНС. Насколько точно эта оценка налоговой службы учтена в проекте бюджета?

- Действительно, налог на прибыль организаций формирует значительную долю собственных (налоговых и неналоговых) доходов республиканского бюджета. В разные годы доля налога на прибыль в общей сумме налоговых и неналоговых доходов нашего бюджета значительно варьируется:
в 2021 году – 48%, в 2022 году – 51%, в 2023 году – 30%, за 10 месяцев 2024 года – 25%.

Формирование доходов бюджета республики по налогу на прибыль обеспечивается в основном за счет платежей промышленных организаций, осуществляющих деятельность в экспортно-ориентированных отраслях. В условиях санкционного давления результаты хозяйственной деятельности экспортно-ориентированных организаций и соответственно уровень налогооблагаемой базы связаны с высокими рисками по причинам, не зависящим ни от деятельности организаций, ни от главного администратора налоговых доходов - УФНС по Хакасии.

Учитывая текущую неопределенную внешнеэкономическую и геополитическую ситуацию, не только налоговые и финансовые органы испытывают проблемы при прогнозировании налога на прибыль организаций, но и самими налогоплательщики затрудняются оценить прогнозируемый уровень налога.

Светлана Диденко: Налог на прибыль остается камнем преткновения

- Прогнозируется ли в проекте бюджета Хакасии на 2025 год рост доходов от несырьевого сектора?

- В целом налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета в 2025 году прогнозируются в сумме 42 млрд. 18 млн. рублей. Это на 11% или на 4 млрд. 208 млн. рублей больше, чем утвержденные назначения 2024 года.

Если из этой суммы убрать налог на прибыль организаций, который значительно зависит от деятельности экспортно-ориентированных компаний, и доходы республики от налога на добычу полезных ископаемых, то можно говорить о планируемом росте доходов в 2025 году от несырьевого сектора в размере порядка 3,1 млрд. рулей.

Второй по значимости и основной по своей стабильности для республиканского бюджета налог – это налог на доходы физических лиц. Прирост поступлений по НДФЛ в 2025 году составит порядка 1,9 млрд. рублей.

Из года в год прирост дополнительных доходов республиканскому бюджету обеспечивают поступления акцизов. На 2025 год прирост по ним составит порядка 24%, или 1 млрд. 196 млн. рублей.

Благодаря проводимой работе по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса ежегодно увеличиваются поступления по специальным налоговым режимам. Так в 2025 году дополнительные поступления от налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, и налога на профессиональный доход оцениваются в сумме 165 млн. рублей (или 8,7%).

Необходимо также отметить ежегодный рост налоговой базы и поступлений по региональным налогам (налог на имущество организаций, транспортный налог). Общий объем поступлений по региональным налогам за 10 месяцев 2024 года составил 3 млрд. 377 млн. рублей - рост на 462 млн. рублей к аналогичному уровню прошлого года (или на 16%). 

Благодаря изменениям федерального законодательства, ожидаем рост поступлений более чем на 70% (или на 47 млн. рублей) от уплаты государственной пошлины (за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости).

Таким образом, можно говорить о том, что несырьевой сектор в республике вносит стабильный вклад в доходы бюджета, который ежегодно увеличивается.

- Какой эффект для бюджета прогнозируется от сохранения льготной ставки по упрощенной системе налогообложения?

- Установление льготной ставки по упрощенной системе налогообложения – это региональная мера государственной поддержки предпринимательской деятельности, которую правительство Хакасии ежегодно отстаивает перед министерством финансов России.

Данная поддержка обеспечивает не только сохранение численности занятого населения, рост деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства, но и увеличение налоговой базы и поступлений доходов в бюджеты республики.

Согласно данным налоговой отчетности по налогу 5-УСН за последние три года отмечается как рост числа налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, так и значительный рост налоговой базы по налогу – более чем на 20% ежегодно. Это, в свою очередь, отражается на росте поступлений налога в бюджет республики.

В текущем году также отмечается рост поступлений по упрощенной системе налогообложения. Так, за 10 месяцев 2024 года поступления увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года практически на 32 %, или на 421 млн. рублей. При этом отмечу, что 30% налога поступает в местные бюджеты республики, обеспечивая заинтересованность муниципалов в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства на своей территории и легализации их деятельности.

- На каком уровне планируется установить «потолок» государственного долга РХ. Как может измениться его размер в 2025 году?

- В проекте закона о бюджете по состоянию на 01.01.2026 года верхний предел государственного внутреннего долга установлен в размере 33 млрд. 659 млн. рублей. В сравнении с государственным внутренним долгом, прогнозируемым на 01.01.2025 в сумме 28 млрд. 522 млн. рублей, увеличение объема госдолга составит 5 млрд. 137 млн. рублей. Такой рост государственного внутреннего долга обусловлен наличием дефицита бюджета. В соответствии со статьей 33 БК РФ, соблюдается принцип сбалансированности бюджета.

Дефицит бюджета в 2025 году запланирован в сумме 6 млрд. 340 млн. рублей. Источниками финансирования дефицита бюджета являются изменения остатков средств в сумме 1 млрд. 30 млн. рублей, возврат бюджетных кредитов, предоставленных муниципальным образованиям Хакасии из республиканского бюджета, в сумме 173 млн. рублей.

Необходимую недостающую сумму для финансирования дефицита бюджета в сумме 5 млрд. 137 млн. рублей планируется привлечь в виде заемных средств – коммерческих кредитов.

Муниципальные образования Хакасии настаивают на том, чтобы объем финансовой помощи им сохранился хотя бы на уровне этого года. Реально ли это?

Общий объем нецелевой финансовой помощи муниципальным образованиям на 2025 год (включая все виды дотаций, дополнительные и единые нормативы от НДФЛ, единые нормативы от УСН, а также иной межбюджетный трансферт городу Абакану на реализацию функций столицы) предусмотрен в объеме
6 млрд. 77 млн. рублей.

Это на 368 млн. рублей ниже уровня, распределенного первоначально законом о бюджете на 2024 год с учетом роста на 377 млн. рублей по одним муниципальным образованиям (Абакан, Саяногорск, Черногорск, Алтайский район) и снижения на 745 млн. рублей по другим муниципальным образованиям, которым в 2024 году дополнительная дотация на сбалансированность в значительных объемах была распределена поправками Верховного Совета на общую сумму чуть более 1 млрд рублей.

В 2024 году объем аналогичной нецелевой финансовой помощи муниципалитетам составляет 6 млрд. 445 млн. рублей.

Если реально оценивать ситуацию с финансовыми возможностями республиканского бюджета в 2025 году – то могу сказать, что реального источника увеличения финансовой помощи путем распределения дополнительной дотации на сбалансированность в сумме, необходимой для доведения общего объема дотаций до уровня 2024 года, в проекте бюджета на 2025 год не имеется.

«Как при таком бюджете жить?» - Абрек Челтыгмашев не стал молчать

- Планирует ли правительство Хакасии обратиться за дополнительной финансовой помощью в Минфин России?

- На основании протокола совещания под председательством министра финансов России А. Г. Силуанова, распоряжением правительства России от 05.09.2024 № 2434-р Хакасии предусмотрено предоставление дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета в размере 2,8 млрд. рублей.

В сентябре текущего года между минфином России и правительством республики заключено соглашение о предоставлении Хакасии дополнительной финансовой помощи в размере 2,8 млрд рублей.

При этом в соответствии с данным соглашением средства перечисляются в бюджет республики следующим образом:

1,4 млрд. рублей (50 % от объема дотации) поступили в республику равными долями по 0,7 млрд рублей в сентябре и октябре текущего года; 1,4 млрд. рублей поступят в республику равными долями после предоставления в министерство финансов России утвержденного плана оздоровления государственных финансов Хакасия. Этот план уже направлен в минфин  письмом от 08.11.2024 года. Таким образом, ожидается поступление средств равными долями по 0,7 млрд рублей в ноябре-декабре 2024 года.

В соответствии с протоколом минфину России совместно с правительством Хакасии дано поручение рассмотреть дополнительно до 1 декабря 2024 года параметры ожидаемого исполнения консолидированного бюджета республики за 2024 год по итогам 10 месяце. В связи с чем правительство республики в начале декабря 2024 года планирует обратиться в минфин с вопросом о предоставлении республике дополнительной финансовой помощи в 2024 году.

Добавить комментарий

Комментарии  

буду голосовать за Игоря " всякий просящий и призывающий помощь свыше получит то, о чём он просит"
Удивляло вчера в слушаниях, что ФНС дает прогноз по налогу на прибыль один, а минфин пишет в бюджет совсем другую, нарисованную. Поэтому отсылка министра к ФНС абсолютно некорректна.
надо не клянчить деньги, а искать пути сокращения роскошных трат. для этого сравните штаты сегодняшних министерств и отделов и управлений в советские времена, когда работало в десятки раз больше предприятий. было больше коек в больницах и больше учеников в школах. на сегодня штаты министерств образования и здравоохранения увеличили в десятки раз и более, а качество образования и медицинского обслуживания (оказания услуг) ухудшилось в разы