Есть основание полагать, что публичный выпад спикера респарламента Сергея Сокола против главы Хакасии и возглавляемого им кабмина шокировал не только авторитетных политологов и местных знатоков причудливых хакасских политджунглей. Остается загадкой, как отреагирует на очередной раунд «боев без правил» федеральный центр.
Вместо красивой медийной картинки о политической идиллии в Хакасии снова закручивается невероятная петля интриги. Ее любопытную нюансировку обозначило «Ура.ру»: «Лидер ЕР в Хакасии Сокол нарушил перемирие с КПРФ». По мнению автора публикации, само нарушение договоренностей угрожает избранию в Госдуму бывшего министра энергетики РФ Николая Шульгинова. Тем самым Сергей Михайлович, вполне возможно, добавил печали администрации президента.
При этом возникает вопрос – чем мотивирован этот крайне рискованный шаг? Возможно, Сергей Михайлович последовал испытанному обычаю английских китобоев. Когда разъяренный кит подплывал к утлому суденышку с явным намерением его опрокинуть, моряки выбрасывали за борт пустые бочки. Похоже, сегодня публика как раз и увлечена звоном пустой тары. Риски базового сценария об едином согласованном соискателе депутатского мандата затмили очередной косяк Сергей Сокола.
Выступая в конце февраля текущего года на очередной сессии Совета депутатов города Абакана, председатель Верховного Совета Республики Хакасия Сергей Сокол обозначил позицию законодательной власти республики по отношению к законопроекту о статусе столицы Хакасии:
«Мы планируем принять решение на сессии Верховного Совета Республики Хакасия по наделению Абакана статусом столицы, если горожане поддержат эту идею. Предварительно мы разговаривали с жителями города. Закон откроет новые финансовые возможности»
За несколько дней до этого бизнес-портал «Континент Сибирь» процитировал сообщение секретаря Хакасского регионального отделения партии «Единая Россия», председателя Верховного Совета республики Сергея Сокола в своем телеграм-канале:
«Статус столицы даст новые возможности для развития. В бюджете города будет оставаться больше налогов. А значит, горожане получат больше качественных дорог, обустроенных дворов и детских площадок».
На внеочередной сессии 8 августа региональному парламенту предстоит принять решение по широко обсуждаемому и не только в республике законопроекту. Возможно, именно от непростых дебатов и призвана отвлечь история с вероломным нарушением перемирия.
Дело в том что в поступившем в парламент 5 июля заключении на проект закона «О статусе столицы Республики Хакасия», помимо прочих доводов, глава Хакасии Валентин Коновалов приводит пару основных моментов.
Дословно:
«Принятие внесённого Советом депутатов города Абакана и депутатом Верховного Совета Республики Хакасия проекта закона повлечёт дополнительные финансовые обязательства в сумме более 282 млн рублей, а также увеличение разрыва в уровне бюджетной обеспеченности между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными районами Республики Хакасия.
Принятие такой нормы лишит республиканский бюджет возможности оказания финансовой помощи в необходимом объёме муниципальным образованиям республики, которые имеют меньшую, по сравнению с городом Абаканом, собственную доходную базу.
Таким образом, в результате реализации органами местного самоуправления городского округа город Абакан функций столицы Республики Хакасия республиканский бюджет, в связи со значительным увеличением финансовых обязательств, вынужден будет уменьшить объём финансовой помощи муниципалитетам с низкой бюджетной обеспеченностью. В итоге усугубится дисбаланс бюджетной обеспеченности муниципальных образований республики.
Необходимо отметить, что республикой передано в местные бюджеты 30 процентов налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения. Большая часть переданных доходов по налогу поступает в бюджет города Абакана - 66 процентов по итогам 2023 года и 67 процентов в 2024 году. За 2 года сумма составит 791 млн рублей дополнительных доходов - 370 млн рублей в 2023 году и 421 млн рублей в 2024 году.
Кроме того, следует отметить, что правительство Хакасии в соответствии с заключенным дополнительным соглашением от 01.09.2020 № 5/5/5/5/5/5 к соглашениям от 7 декабря 2017 г. № 01-01-06/06-305, от 21 декабря 2017 г. № 01-01-06/06-354, от 25 сентября 2017 г. № 01-01-06/06-250, от 17 декабря 2015 г. № 01-01-06/06-245, от 19 октября 2017 г. № 01-01-06/06-259, от 19 октября 2017 г. № 01-01-06/06-260 о предоставлении бюджету Республики Хакасия из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Хакасия обязано обеспечить реализацию мероприятий плана финансового оздоровления государственных финансов Республики Хакасия, 09.06.2016 № 60-п), согласно которому введен мораторий на принятие новых расходных обязательств. Таким образом, проект закона необходимо согласовать с Министерством финансов Российской Федерации.
На основании изложенного Правительство Республики Хакасия в настоящее время не поддерживает принятие представленного проекта закона в данной редакции».
Кстати, Контрольно-счетная палата Хакасии в своем заключении на законопроект пошла еще дальше, напомнив о размере государственного долга по состоянию на 1 июня текущего года – 26,5 млрд рублей, или 88,1% от его верхнего предела. С начала года республика увеличила государственный долга на 1,3 млрд рублей, или на 5,1%. Вместо предложенной нормативной правовой нормы Контрольно-счетная палата считает возможным предложить для финансового обеспечения реализации функций столицы не межбюджетные трансферты из республиканского бюджета, а субсидии с установленными целевыми показателями исполнения бюджетных средств в рамках соответствующей государственной программы. Именно таким образом организовано финансирование столичных городов в Томской и Иркутской областях, отмечают государственные аудиторы.
В такой же скандальный переплет парламент по воле спикера угодил в июле, когда депутаты единогласно приняли обращение к премьеру Михаилу Мишустин с просьбой представить Хакасии финансовую помощь. В тот же день на сайте Верховного Совета появилась публикация с весьма примечательным заголовком «Депутаты Хакасии вынуждены обратиться за финансовой помощью к Михаилу Мишустину». Однако некоторое время спустя пресс-служба парламента подкорректировала название официального релиза «Депутаты Хакасии обратились к Председателю Правительства России Михаилу Мишустину за финансовой помощью для республики». Правда, в парламентском телеграм-канале осталось прежняя трактовка.
Хватит ли спикеру парламента Хакасии Сергею Соколу смелости признать свой очередной косяк?
Почему исчезло слово «вынуждены», ничтоже сумняшеся разъяснил обывателям сам спикер парламента, опубликовав в своем телеграм-канале ответ официальный ответ главы Минфина России Антона Силуанова.
«В нарушение принципа достоверности бюджета, определенного статьей 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет Республики Хакасия на 2024 год, также как и в 2023 году, сформирован с нереалистичными доходными источниками.
Так налоговые и неналоговые доходы утверждены в республиканском бюджете на 2024 год с ростом 129% к исполнению за 2023 год, в том числе налог на прибыль организаций — 218% при фактической динамике поступлений — 97% и 75% соответственно (со снижением к уровню 2023 года).
Минфин России в заключениях на проекты законов о республиканском бюджете Республики Хакасия на 2023-2025 годы и на 2024-2026 годы отмечал риски неисполнения бюджета по налоговым и неналоговым доходам и рекомендовал обеспечить финансирование социально-значимых расходов бюджета в первоочередной порядке и в полном объеме. Минфином России законопроекты не согласованы, замечания Республикой Хакасией не устранены».
Что в сухом остатке: согласует ли Минфин России дополнительные расходы региональной казны на столичные функции административного центра при такой трактовке состояния государственных финансов Хакасии?
То есть на предстоящей внеочередной сессии перед депутатами Верховного Совета Хакасии замаячит дилемма – принять к сведению отрицательный ответ главы Хакасии и послать спикера на курсы ликвидации финансовой неграмотности или пойти на поводу Сергея Сокола и спровоцировать федеральный центр на более жесткий «зеркальный ответ».
Комментарии