Опять напутал г-н Сокол - теперь и с северным завозом? Хакасия может поставлять овощи и фрукты на Север, решил председатель Верховного Совета Хакасии Сергей Сокол. Ой ли?
На днях спикер респарламента стал участником Совета законодателей России, где в том числе обсуждали реализацию федерального закона «О северном завозе». Конкретно речь шла о доставке продуктов, медикаментов и топлива в арктические и труднодоступные регионы России, в том числе соседнего с Хакасией Красноярского края, его северных территорий.
"Участие в северном завозе — возможность для нашего агропромышленного комплекса совместно с Минусинским районом снова наладить сбыт продукции на север края. Это позволит не только удержаться на плаву во время финансовых трудностей в Хакасии, но и заполучить постоянный канал сбыта свежих овощей и фруктов", - прокомментировал Сокол.
А не слишком ли оптимистично Сергей Михайлович решил, что Хакасия "во время финансовых трудностей" продержится на продаже овощей и фруктов?
Фото: Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва
Да и производит ли сибирская, хоть и южная, республика столько овощей и фруктов, чтобы их экспорта хватило на выживание? Владеет ли на самом деле Сергей Михайлович темой?
Политическая или популистская гипербола а-ля Сокол какая-то опять. На дурака заявление?
В министерстве сельского хозяйства и продовольствия даже улыбнулись:
"Теоретически да. Отправлять овощи и фрукты на Север в рамках северного завоза можно. Но это коммерческий проект, в котором участвуют предприниматели, просто перекупщики. Они же самостоятельно находят перевозчика".
В перечень территорий северного завоза Хакасия не вошла, а вошли населенные пункты республик Тувы, Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Якутия, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Пермского и Хабаровского краев, Амурской, Архангельской, Иркутской, Магаданской, Мурманской, Сахалинской и Тюменской областей, Ненецкого и Чукотского автономных округов, а также Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Между тем, как сообщало ИА Хакасия", наша республика не остается в стороне от северного завоза.
Более 1100 км автодорог соседней с Хакасией Тувы вошли в опорную транспортную сеть северного завоза, сообщало rtyva.ru. На территории Тувы опорную сеть северного завоза формируют, том числе, региональная автомагистраль Абакан - Ак-Довурак на участке от г. Абазы до г. Ак-Довурака.
Формирование опорной сети дорог является продолжением начатой правительством России в 2023 году работы по созданию централизованной системы бесперебойного снабжения жизненно важными товарами территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. До сих пор вопросы обеспечения труднодоступных поселений регионы решали сами, как могли.
В 2022 году по инициативе президента Владимира Путина снабжение и развитие труднодоступных северных территорий было объявлено общегосударственной задачей. Первым делом будет выстроена транспортно-логистическая инфраструктура северного завоза. В конце 2023 года правительство РФ определило населенные пункты, которые попадают под понятие северных.
Следующим шагом стало утверждение перечня дорог, по которым в северные территории будут доставляться товары первой необходимости. Дороги, попавшие в этот перечень, независимо от того, в чьей они собственности – республики или муниципалитета, с 2026 года будут полностью содержаться за счет финансовой помощи из государственного бюджета.
То есть у убитого хакасского участка в Туву по дороге Абакан - Ак-Довурак из Абазы появились шансы на новую жизнь?
Новая система северного завоза предполагает выстраивание других логистических объектов. То есть и тут Хакасии нужно будет, если она войдет в федеральный проект, организовать центры приемки, сортировки, хранения и распределения грузов. Это могут быть, к примеру, теплые и холодные склады, овощехранилища, пункты реализации и т.п.
Инфраструктуру северного завоза планируется использовать и в обратном трафике – из северных территорий на материк. Предполагается, что северяне смогут с меньшими затратами вывозить на «большую землю» свою продукцию и за счёт этого развивать собственные производства. Хакасия может, к примеру, получать рыбу с Севера.
В перспективе федеральные власти готовы предоставлять регионам, участвующим в программе северного завоза, льготные бюджетные кредиты под 0,1% годовых на закупку товаров для северян. Ожидаемые эффекты — это сокращение сроков доставки товаров на север и снижение не менее чем на 15% их стоимости, которая сейчас как минимум вдвое выше средней по стране.
Чем хорошо для Хакасии участие в программе северного завоза. Закон устанавливает общие для всех правила поставок жизненно важных товаров в труднодоступные местности страны. Но самое главное – он устанавливает обязанность государства финансировать эту работу.
Поддержка планируется в виде бюджетных кредитов на закупку продуктов и лекарств, а также компенсации затрат на перевозку грузов. Это позволит обеспечить надежность поставок, сократить их сроки и снизить стоимость жизненно важных товаров для северян.
Комментарии