Об этнографической поездке Степана Майнагашева в Хакасию
Фото: Кызылец в степи. 1914 г. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй об этнографической поездке Степана Майнагашева летом 1914 года в Минусинский и Ачинский уезды.

Вот её содержание: 

«В июле 2024 год исполняется 110-лет со времени второй поездки этнографа Степана Дмитриевича Майнагашева (1886-1920 гг.) в Минусинский и Ачинские уезды по заданию «Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении». И хочется надеяться, что данное важное событие в научной жизни Хакасии войдет в Календарь знаменательных дат и не пройдет не замеченным в течении всего 2024 года. Пользуясь предоставленной мне возможностью, хотелось бы в данной публикации рассказать о поездке Степана Майнагашева летом 1914 году в Хакасию.

От «Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении» Майнагашев совершил три экспедиции 1913, 1914 и 1915-х годах, в которых он изучал религию, фольклор, лингвистику и этнографию минусинских и ачинских инородцев, а также собирал музейные коллекции и сделал значительное количество фонозаписей, негативов и фотографий.

Как известно, летом 1913 году студент Московского городского университета им. Шанявского Степан Дмитриевич, совершил свою первую этнографическую экспедицию в Минусинский уезд по заданию «Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении».

В настоящее время собранные музейные предметы во время этнографических экспедиций Степан Майнагашева хранятся в Музее Антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге. Всего за время экспедиций им было собрано семь коллекции № 2164, №2199, № 2287, №2390, №2408, №2409. №№2410, №2568 по этническим группам хакасов (качинцы, сагайцы, койбалы и кызыльцы). 3 коллекции из них составили вещевые и 4 коллекции негативы и фотографии.

Что касаясь цели научной экспедиции летом 1914 года то Майнагашев написал об этом следующее:

«Из Иресова улуса, моего постоянного местопребывания, я совершил две поездки вниз по Абакану, по левой и правой стороне. Последняя, третья крупная поездка была совершена через Камышту и Уйбат к июсинским качинцам и кызыльцам. Кроме того, были предприняты мелкие поездки в ближайшие улусы, между прочим на р. Есь к шаману Пыска, запись камланий которого производилась мною в прошлом году».

В лингвистическом отношении Степан Дмитриевич поставил себе задачу изучить диалекты этнических групп качинцев, сагайцев и кызыльцев. И в статье «Отчет по поездке к турецким племенам Минусинского и Ачинского уездов Енисейской губернии летом 1914 года С. Д. Майнагашевым», которая вышла в Петрограде в 1914 году в «Известиях Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и этнографическом отношении» он подробно осветил данную проблему.

Большое внимание исследователь Майнагашев в экспедиции 1914 года уделил сбору информации о традиционных верованиях качинцев и кызыльцев. Этнограф нашел общее и различное в верованиях качинцев и сагайцев, отметил, что православие к качинцем проникло значительнее раньше, чем к сагайцам. Он написал следующее по данному поводу:

«Однако живы еще и былыя шаманские воззрения, только они более сбивчивы, чем у сагайцев. Шаманов у них очень мало и к тем, какие есть, они относятся с меньшим уважением. По видимому, дело подвигается к полному их исчезновению. Рядовой качинец мало интересуется существованием духов и в большинстве случаев их не знает, тогда как почти каждый взрослый сагаец знает главных духов и знает даже какими словами их призывать».

Отметил этнограф общее в религиозных воззрениях качинцев и сагайцев следующее: общие духи, почитание духов гор, общий дух – покровитель детей (богиня Умай - прим. автора), дух реки, качинцы и сагайцы совершали жертвоприношение Небу «Тигир тайх», но сагайцы в отличии от качинцев не совершали жертвоприношение духу «Суг Ээзи».

Различия между качинцами и сагайцами, по мнению Майнагашева, заключались в следующем:  

«...воззрения сагайцев более стройны. Духи их представляются уже организованную иерархию с духами во главе. У качинцев, помимо этой категории духов, сохранились духи разрозненные между собой, не находящиеся ни в каких отношениях соподчинения. Изображения их стоят на правой стороне, женской стороне юрты и сами они более относятся к компетенции, женщины, главным образом старух. Наиболее популярные среди качинцев «Белый дух» есть также существо одинокое и самостоятельное».

В отношении кызыльцев, проживающих в Ачинском уезде Енисейской губернии, Степан Дмитриевич отметил, что они не были ими исследованы, но ему передавали, что кызыльцы устраивают те же жертвоприношения, что и качинцы и кроме того совершают особое жертвоприношение Земле «Чир Су».

Во время экспедиции 1914 года Степан Майнагашев побывал на 6-ти разных жертвоприношениях, где производил записи и фотографирование, посетил поминки у сагайцев, где также он произвел записи и фотографирование, а также собрал 30 сказаний и рассказов религиозного характера, 17 призываний духов, которые он записывал на валики фонографа.

Собраны были также этнографом сведения о свадебном обряде качинцев в улусе Вершина Биджа – это форма заключения брака, умыкание невесты, сватание, калым, приданое невесты, свадебный кортеж, свадебный костюм. Он нашел различия в свадебных обрядах у качинцев и сагайцев, им произведены записи обрядов и сделано фотографирование с большими трудностями. Как он пишет, «потому что большинство обрядов протекает в тесной и темной юрте, да ещё набивается туда масса гостей и любопытных».

Исследователем Майнагашевым был собран интересный материал об этногенезе качинцев, данные о 15 качинских сеоках. Он отметил:

«Представители почти всех качинских сеоков повторяли одно и тоже, что их предки вышли с реки Качи. Значительно распространен среди качинцев сеок «Кыргыз», но и о них не помнят никаких сказаний, сами же себя они не отличают от качинцев».

Также исследователь получил поручение от «Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении» произвести антропологические измерения минусинских и ачинских инородцев специальным прибором. Но это было сложно сделать:

«Таких измерений я успел сделать немного, началась война (Первая мировая война - прим. автора), и к инородцам проникли слухи, что их будут брать в солдаты. Ко мне стали являться уже намеренные с опасениями, не возьмут ли их теперь в солдаты. Мне пришлось их разубеждать, а измерения ввиду таких обстоятельств я решил более не производить».

В 1914 году в Петроград из данной научной экспедиции Майнагашев кроме научных материалов по фольклору и народным верованиям он привёз также музейные предметы, негативы и фотографии, собранные им в Минусинском и Ачинских уездах, которые поступили в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).

В коллекцию МАЭ №2390 вошло 37 предметов, из них 10 предметов шаманского культа - 1 бубен, костюм (кафтан и шапка), колотушка и 6 хакасских тесов и 17 предметов традиционного костюма хакасов (шубы, сигидек, халат-сикпен, платье, платок, шапка свахи «тулгу пурек», шапка «тагаях», нагрудное украшение «пого», сумочка «нанджик», зимняя и летняя обувь, рукавицы), настенный войлочный ковер и чепрак из войлока, принадлежность женского седла и др. Предметы были приобретены Степаном Майнагашевым на сумму 141 рублей 60 копеек, которые были выделены «Русским комитетом для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении».

Вторая коллекция МАЭ №2408, собранная в 1914 году, состоит из 109 фотонегативов на стекле. Все фотографии были сделаны самим этнографом, которому «Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении» предоставил фотоаппарат. Коллекция фотонегативов была сделана в улусах Тастар, Тадар Сон, Усть-База, Тайырга, Иресов, Сескин, Чаптыков, где на фотографиях он запечатлел повседневную жизнь сагайцев, кызыльцев и качинцев: жилище, ловлю рыбы, а также традиционные верования - жертвоприношения горе, лошади «ызых» и реке, традиционные свадебные обряды.

Третья № 2409 и четвертая №2410 коллекции Майнагашева включают фотоотпечатки и негативы в количестве 214 единиц хранения, выполнение в местах проживания сагайцев, качинцев и кызыльцев на левом береге рек Абакан, Аскиз, Бирь, Биджа, Карыш, Белый Июс и в улусах Тадар Сон, Иресов, Усть-База, Чаптыков, Окунев, Базинская Бея, Харасуг, Усть-Фыркал, Шоев, Чертыков, Сескин, Усть-Уйбат, Вершина Биджи и Усть-Камышта. В фотографиях этнограф снял местные пейзажи, антропологические типы минусинских и ачинских инородцев, жилище, внутреннее убранство юрты, жертвоприношение горе, небу и воде, камлание шамана, свадебные обряды и похоронную обрядность.

В этнографической экспедиции, которая продолжалась с середины июля по 10 сентября 1914 года этнограф привез в Петроград фонографические валики с лингвистическими записями, песнями и шаманскими песнопениями. Им было привезено 50 фонозаписей, которые хранятся в настоящее время в Институте русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге. А негативы и фотоотпечатки в количестве 323 единиц хранения, поступили в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).

В 1914 году в журнале «Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях» вышла статья Степана Дмитриевича «Отчет о поездке к турецким племенам Минусинского и Ачинского уездов Енисейской губернии летом 1914 года С. Д. Майнагашева», где он подробно рассказал о цели поездки и предварительные исследования, выявленные во время экспедиции.

Таким образом, этнографическая экспедиция летом 1914 года Степана Майнагашева по Минусинскому и Ачинскому уездам была плодотворна для становления молодого исследователя. Во время путешествия этнограф собрал значительные материалы по языку, фольклору и этнографии этнических групп хакасов сагайцев, качинцев и кызыльцев».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии 

Маина Чебодаева

Добавить комментарий