Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй о посещении села Аскизское Григорием Спасским в 1805 году.
Вот её содержание:
«В 2024 году Аскизскому району исполняется 100 лет. В отличии от района, его районный центр село Аскизское было образовано в 1770 году, имеет давнюю историю и ему около 253 лет. Село Аскизское, всегда было образовательным и культурным центром Хакасии, многие уроженцы села стали известными учеными, общественными и государственными деятелями, рядовыми тружениками промышленности и сельского хозяйства.
В 1805 году село Аскизское посетил чиновник Григорий Иванович Спасский, будущий русский историк и исследователь Сибири. В 1818 году он написал в журнале «Сибирский вестник» об интересном факте из истории постройки Аскизской Петропавловской церкви следующее:
«Между тем был один в орде сагайский башлык, или князец Амзор, по крещению же Федор, который отличался набожностью и духом веры от прочих своих собратов и построил на реке Аскиз в 1771 году церковь, во имя св. Апостолов Петра и Павла, собственным иждивением».
Григорий Иванович Спасский родился в конце сентября 1783 года в Егорьевске Рязанской губернии, в семье священника. Обучался в Коломенской духовной семинарии, который не завершил, в связи с её переводом в Тулу. В октябре 1799 года он поступил в службу в Московский уездный суд, а затем в 1800 году переехал в Санкт-Петербург, где служил канцеляристом в Берг-коллегии, посещал публичные лекции, организованные Академией наук, вступил в Вольное Общество любителей наук, словесности и художеств. Не получив никакого специального образования, Спасский всю свою жизнь усиленно занимался самообразованием.
В 1803 году Спасский попал в число чиновников, набираемых в Санкт-Петербурге для службы в новооткрываемой Томской губернии, гражданским губернатором был Василием Хвостовым. Затем служил в Красноярске и Кузнецке, а с мая 1806 года в Бийском уездном суде. В 1805 году участвовал в работе Ученой части посольства графа Юрия Головкина в Китай. В 1807 году был назначен кузнецким земским исправником, а в 1809 году по «желанию своему и склонности» был зачислен в штат колывано-воскресенских заводов на Алтае с переименованием из губернских секретарей в соответствующий горный чин «берггешворена».
Находясь в распоряжении начальника Кузнецкого округа (1810-1812 гг.), «при бергмейстерской должности» в Змеиногорском руднике (1812-1817 гг.), чиновник Спасский накопил богатейший материал по истории, археологии, этнографии, природе и эпиграфике Сибири. Собрал большую археологическую коллекцию, которая ныне хранится в Историческом музее в Москве. Проделал огромную работу по созданию «Горного словаря» (1841-1843 гг.) - энциклопедии горнозаводского производства XVIII-XIX-х веков, а также осуществил публикацию «Книги Большому чертежу» (1846 г.).
В начале ХIХ века в передовых кругах сибирского общества возникали проекты преобразования быта коренных народов Сибири, в связи с их национальными особенностями и условиями местной жизни. Со своим проектом о путях реконструкции общественного быта кочующих минусинских и ачинских инородцев выступил Григорий Спасский.
Его предложения явились результатом ознакомительной поездки в 1805 году в Хакасско-Минусинский край с целью сбора различных исторических и топографических сведений. Изложенный проект получил название «Предположения для ясачных орд» (1805 г.), где в проекте он предлагал открыть школу для кочующих инородцев в селе Аскизском. Проект Спасского был далек от реальной жизни кочующих народов, отличался гуманизмом и автор исходил из идей французского просветителя Руссо.
Историк Владимир Карцов писал по данному поводу следующее:
«Следуя идеалам просветительства ХVIII века, автор проекта уделяет исключительное внимание и вопросу «об учреждении школы для обучения детей кочующих». В школу, создание которой намечалось автором в Аскизе, предлагалось принимать всех детей в возрасте от 10 до 17 лет, хакасских и русских вместе. Это способствовало бы сближению хакасского народа с русским и содействовало бы его скорейшему культурному росту.
Кроме общеобразовательных знаний Григорий Иванович Спасский требовал, чтобы школа сообщала детям «некоторые правила сохранения здоровья, домохозяйства и скотоводства, как предмета единственного упражняющего кочующих». Автор требовал привлечения учителей из окончивших семинарии или университеты, причем непременно людей «отменно хороших свойств душевных».
Григорий Спасский также разработал проект об учреждении административных районов «комиссарств», которые бы объединили кочующих инородцев, проживающих на тот период в Кузнецком и Красноярском округе качинцев, сагайцев, кызыльцев, бирюсов, койбалов, шорцев и др. Местом пребывания «комиссара» он наметил село Аскизское, расположенное в Сагайской степи.
В 1817 году Спасский был назначен сопровождать караван серебра в Санкт-Петербург, и уже не возвратился в Сибирь. В Санкт-Петербурге он получил повышение и был определен в горную экспедицию Кабинета Его Величества, с оставлением в штате заводов.
В Санкт-Петербурге Григорий Спасский совместно с Василием Дмитриевым основал первый в России краеведческий журнал «Сибирский вестник», который выходил в 1818-1827-е годы и а с 1825 года журнал стал называться «Азиатский вестник», где публиковались материалы по истории Сибири и Алтая, летописи и отчеты о путешествиях.
Научные заслуги Спасского получили широкое признание. Он состоял членом-корреспондентом Императорской Академии Наук (1810 г.), членом Археолого-нумизматического общества, Русского географического общества, Общества истории и древностей Российских. В настоящее время архив Григория Ивановича хранится в Красноярском государственном архиве и ждет своего исследователя.
В 1835 году Спасский был назначен заведующим соляными промыслами Крыма; где также проводил научные исследования. В 1838 году он вышел в отставку, поселился в Москве, где проживал до самой своей кончины 29 апреля 1864 года».
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии
Маина Чебодаева
Комментарии