О вкладе золотопромышленника Иннокентия Кузнецова в развитие села Аскизское
Фото предоставлено М. Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй об оспопрививании жителей села Аскизское в ХIХ веке.

Вот её содержание: 

«В 2024 году Аскизскому району исполняется 100 лет. И связи с предстоящим юбилеем особый интерес вызывает история с. Аскизского, которое было образовано в 1770-1771- х годах с постройкой в устье реки Аскиз деревянной церкви Святых апостолов Петра и Павла. В 1880-1890-е годы в Аскизском проживал сибирский золотопромышленник, меценат, археолог, этнограф и историк Иннокентий Петрович Кузнецов-Красноярский (1851-1916 гг.). Он был уроженцем Минусинского округа Енисейской губернии, выходцем из красноярской купеческой династии золотопромышленников и меценатов Кузнецовых.

Родился Иннокентий Петрович в 1851 году в семье красноярского золотопромышленника Петра Ивановича (1818-1878 гг.), красноярского купца 1-й гильдии, золотопромышленника, почетного потомственного гражданина, мецената, владельца золотых приисков на территории Минусинского и Ачинского округов. В 1869 году Петр Кузнецов подарил дом и библиотеку для сельского училища в с. Аскизском. Выплачивал стипендию Василию Сурикову во время его обучения в Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств.

Среднее образование Иннокентий Кузнецов – Красноярский получил в частной гимназии Келлера в Санкт-Петербурге. В 1876-1877 –х годах он путешествовал по США, а в 1891 году по Скандинавии и Дании, любил искусство и театр, собирал древние документы и археологические предметы, сотрудничал с Минусинским и Томским музеями.

В 1865 году было образована компания «Кузнецов и К» в Красноярске, куда вошли Петр Кузнецов и Павел Шипилин. В связи с этим в с. Аскизском была построена «резиденция» Кузнецовых, где находился перевалочный пункт для грузов, идущих на прииски по рекам Кызас, Анзас и Абакан. В конце западной части села Петр Кузнецов возвел два больших дома (зимний и летний), конюшни, амбары и прочие постройки. В середине села находилась вторая «резиденция», состоявшая из двух домов, принадлежавших сыну Кузнецова – Иннокентию Петровичу.

В мае 1885 - августе 1886 года Сибирь посетили известный американский журналист, путешественник и автор книг о Сибири и сибирской ссылке Джордж Кеннан (1845-1924 гг.) и художник из Бостона Джордж Фрост, знакомясь с системой каторги и ссылки в Российской империи. Из Санкт-Петербурга они ехали по железной дороге до Екатеринбурга. А далее на лошадях: Тюмень-Омск-Павлодар-Семипалатинск-Усть-Каменогорск-Барнаул-Томск-Ачинск-Красноярск-Иркутск- Верхнеудинск-Чита-Нерчинск-Сретенск-Кара. Возвратились путешественники в Санкт-Петербург летом 1886 года.

20 января 1886 года Кеннан и Фрост прибыли в Красноярск, где познакомились с Иннокентием Кузнецовым и его сестрами, который произвел на американцев благоприятное впечатление. В книге «Сибирь и ссылка» Кеннан пишет о встречи с Иннокентием Петровичем в доме Кузнецовых в Красноярске, отметив роскошь в интерьере гостиной с паркетным полом, восточными коврами и картинами известных русских, французских и английских художников следующее:

«Не успели мы отправиться от удивления при виде всей этой неожиданной роскоши, культуры и утонченности, как в гостиную вошел стройный, темноволосый, бледный молодой человек изящно одетый, и на хорошем английском языке отрекомендовался нам Иннокентием Кузнецовым. Скоро мы познакомились со всем семейством Кузнецовых…

Иннокентий Кузнецов и его сестры бегло говорили по-английски, они путешествовали по Америке, побывали в Нью-Йоке, Филадельфии, Саратоге, Чикаго, г. Соленого Озера и в Сан-Франциско».

В 1880-х годах Иннокентий Петрович работал горным инженером на приисках Минусинского округа. Путешествуя по служебной надобности по Минусинскому округу, обратил пристальное внимание на богатейшие археологические памятники Хакасско-Минусинской котловины.

В 1884 году Кузнецов в окрестностях с. Аскизского и с. Есинского, на Немире и Узун-Чуле проводил раскопки на хорошем научном уровне могильных курганов по просьбе директора Минусинского краеведческого музея Николая Мартьянова.

В 1888 году Иннокентий Кузнецов-Красноярский издал на свои средства книгу Дмитрия Клеменца «Древности Минусинского музея» в Томске и приложенный к ней атлас на 21 листах с рисунками ссыльного польского художника Александр Станкевича.

С сентября 1888-по январь 1891 года Кузнецов-Красноярский был вольнослушателем медицинского факультета Томского университета.

В Минусинском округе Иннокентий Кузнецов владел Богородским прииском, который был расположен по реке Немир в 150 км от Минусинска. В 1892 году Иннокентий Петрович оставил золотопромышленность и ушел в науку и охоту. Весной и осенью Кузнецов жил в с. Аскизском. Лето проводил в резиденции на Немире, где охотился и работал над рукописями будущих книг, вечерами занимался астрономией и наблюдал за небом через небольшой телескоп. Зимой жил и работал в библиотеках в Томске.

Иннокентий Кузнецов был страстным рыболовом. Ему принадлежит честь разведения рыбы в озере Баланкуль. Из реки Абакан с неизмеримыми трудностями Кузнецов завез в специальных огромных чанах и на особых дрогах окуней, щук, карасей, линей и пустил их в озеро Баланкуль, в котором раньше рыба не водилась.

В 1892 году художник Василий Сурикова второй раз посетил Хакасию и «резиденцию» Кузнецовых в Узун Чуле. Поездка живописца была связана с работой над историческим полотном «Покорение Сибири Ермаком». Стремление найти необходимые реальные прототипы для сибирских воинов хана Кучума, запечатлеть каждую деталь национального костюма и вооружения привели Сурикова в Хакасию, где он поселился на прииске Узун-Чул, который унаследовал после смерти Петра Кузнецова его сын Иннокентий. Резиденция Кузнецова в Узун-Чуле представляла просторный двухэтажный дом, который находился в глубине ложбины, за ним начинались лесистые холмы. Две крытые боковые террасы делали дом похожим на белую куропатку, раскинувшую крылья для полета.

Иннокентий Петрович Кузнецов с юности дружил с Суриковым, которого в Кузнецове привлекала целеустремленность ученого, ему нравилась его внешность, элегантность, манера держаться и разговаривать.

Сохранилось письмо Сурикова к матери от 3 июля 1892 года:

«Здравствуйте, милые мамочка и Саша! Я теперь живу у Иннокентия Петровича Кузнецова, на его даче за Узун-Джулом, пишу этюды татар. Написал очень порядочное количество. Воздух здесь хороший. Остановился в Минусинске на один день, т. к. музей отделывался, и многие вещи трудно было видеть. Думаю порисовать там, на возвратном пути. Пиши по адресу: Минусинск, Немир, около Узун-Джула, резиденция И.П. Кузнецова, для передачи мне. Останусь здесь недели две еще. Нашел тип для Ермака. Мамочка, целую вас, будьте здоровы. Целую тебя, Сашу. Твой В. Суриков» (Саша брат В. И. Сурикова, – прим. автора).

Суриков в Узун-Чуле прожил две недели, путешествуя верхом на лошади по его окрестностям с альбомом и этюдником. Здесь художник написал множество этюдов и акварелей: «В горах по реке Немиру», «Шаман», «Голова хакаса», «Типы минусинских татар», «Стрелок, стреляющий из лука», «Всадник в степи», «Качинские татары», «Руки хакасов», «Всадник в старинном вооружении» и «Всадник».

1 ноября 1905 году в с. Аскизском состоялся инородческий сход. Кроме головы Аскизской инородной управы, родовых старост, доверенных 12 сагайских и бельтирских родов, были приглашены представители Абаканской инородной управы в лице головы управы и пяти «почетных инородцев». Степная знать инородцев была представлена Иваном Чарковым, Григорием Чарковым, Никитой Окуневым, братьями Алексеем и Терентием Чудогашевыми, Апаком Асочаковым, Мачоном Орешковым, Ильей Райковым, Макаром Кыштымовым, Шоевым, Доможаковым и др.

Председателем инородческого сходы был выбран Иннокентий Кузнецов-Красноярский, секретарем письмоводитель управы Афанасьев, бывший сотрудник Минусинского полицейского Управления. В работе схода принял участие ученый Арсений Ярилов, на тот момент директор Минусинского краеведческого музея.

Сход рассмотрел и взял за основу проект устава «Союза сибирских инородцев», разработанный бурятами. В газете «Забайкалье» от 9 ноября 1905 года говорилось:

«Проект устава должен был установить связь между коренными народностями Сибири, выяснить и осветить их нужды, защитить их интересы, содействовать всестороннему изучению народностей, улучшить их хозяйство и быт, способствовать развитию просвещения среди них и добиться избрания хотя бы одного депутата в Государственную думу от всех инородцев».

Проектом устава «Союза сибирских инородцев» предлагалось вместо административно-родового деления ввести территориальный принцип административного управления, предоставить больше прав органам местного самоуправления, вести всеобщее избирательное право на выборах в Государственную думу. Но сходе стояли вопросы о ликвидации крестьянских начальников, организации медицинской помощи среди инородцев и открытии школ на родном языке.

На сходе обсуждался вопрос о самоназвании минусинских инородцев. Был поставлен вопрос также о территориальной целостности проживания этнических групп качинцев, сагайцев, бельтиров, кызыльцев и койбал и административно в те годы, они проживали в Минусинском и Ачинском уездах Енисейской губернии и Кузнецком уезде Томской губернии.

Многие годы И. П. Кузнецов-Красноярский жил в Томске, где он был членом «Общества попечения о начальном образовании» и финансировал его деятельность. Входил в комиссию этого Общества по созданию Музея прикладных знаний. Участвовал в организации и проведении в Томске этнографических выставок. В Красноярске Кузнецов был почётным смотрителем уездного училища, гласным городской думы. Участвовал в учреждении газет «Справочный листок Енисейской губернии» и «Енисей». В Иркутске состоял сотрудником газеты «Сибирский архив».

И. П. Кузнецов издал ряд исторических работ по археологии и этнической истории: «Древние могилы Минусинского округа» (Томск, 1889), «Исторические акты ХVII столетия. Материалы для истории Сибири (1633-1690)». (Томск, 1890), «Архив Аскысской степной думы». (Томск, 1892), «Поездка г. Адрианова по южным частям Томской и Енисейской губерний летом 1883 года: (критический очерк)» (Томск, 1895), «Исторические акты XVII столетия (1630-1699). Материалы для Истории Сибири (Томск, 1897), «Из истории южных частей Енисейской губернии» (Томск, 1908), «Минусинские древности. Медно-бронзовый и переходный периоды». Вып. 1. (Томск, 1908).

Умер Иннокентий Петрович 13 января 1916 года в Томске. После смерти Кузнецова его домашняя библиотека была передана Томскому университету, а археологическая коллекция из Хакасско-Минусинской котловины легла в основу университетского музея, которому он передал более 1700 предметов, среди которых его индейская и скандинавская коллекции».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии 

Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

Очень интересный и познавательный материал! Надо больше таких публикаций Меньше пропаганды!
Очень интересная статья! Какие люди жили раньше в Сибири! Жаль, что в наших библиотеках не найти книг Дж. Кеннана, а ведь они с Дж. Фростом жили в Минусинске и путешествовали по Хакасии, фотографировали хакасский быт.
Узун чул на который раз перерыли, как у нас в последнее время делается - без рекультивации.Одни отвалы. От усадьбы одни бугры остались. По Немиру летом тоже золотари зашли.
А фото у кого-нибудь есть? А как в площадь лицензии попал этот архитектурный и исторический памятник? Кто за это ответит?
Дом стоял выше истока ручья Узун Чул метров на 800, он сам разрушился наверное. . Он А золото шло от истока. На спутнике видно место усадьбы. Смотреть исток реки Немир, а восточнее на километр Узунчул начинается, течет тоже на восток. Немир на север.
Спасибо!!! Маина! Всегда ждем Ваших статей об истории Хакасии и Красноярского края.
Ощущение, что Маина Чебодаева одна науку тянет в ХакНИИЛИ. Полезный материал.