Жителям Хакасии рассказали об оспопрививании в ХIХ веке
Фото гравюры предоставлено М. Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй об оспопрививании жителей села Аскизское в ХIХ веке.

Вот её содержание: 

«В 2024 году Аскизскому району исполняется 100 лет. И связи с предстоящим будущим юбилеем особый интерес вызывает история с. Аскизского, которое было образовано в 1770-1771- х годах с постройкой в устье реки Аскиз деревянной церкви Святых апостолов Петра и Павла. В фондах Национального архива Хакасии в настоящее время хранится значительно количество документов, свидетельствующих о различных периодах жизни Степной думы разнородных племен, в том числе и ряд документов о борьбе с оспой в Степной думе. Особенный интерес вызывают документы о прививании у местных жителей и детей.

Натуральная оспа - высоко заразная вирусная инфекция, особо опасная болезнь, характеризуется тяжёлым течением, лихорадкой, сыпью на коже и слизистых оболочках, нередко оставляющей после себя рубцы. Её вызывают два вида вирусов: «Variola major» и «Variola minor». Люди, выживающие после оспы, могут частично или полностью терять зрение, и практически всегда на коже остаются многочисленные рубцы в местах бывших язв.

Весной 1768 года в Российском империи разразилась эпидемия оспы. Екатерина II была озабочена по поводу огромной смертности россиян, особенно детей, которые погибали от ежегодной эпидемии оспы. Ради спасения своих поданных от болезни императрица решила провести прививку от оспы «вариоляцию» себе и наследнику Павлу Петровичу. В обстановке абсолютной секретности из Лондона пригласили знаменитого врача Томаса Димсдала, а свежую «материю» для прививки взяли от заболевшего крестьянского мальчика Саши Маркова. 12 октября 1768 года нитку, зараженную оспой, врач протянул под кожей императрице Екатерине II.

По информации ленинградского этнографа Леонида Потапова в ХVIII веке оспой болели маторы (маторы, часть койбалов - прим. автора) и она нанесла значительное опустошение среди этого народа. В 1760 году маторы имели 30 платежных душ, а в 1772 году их насчитывалось только 10 семейств.

В августе 1772 года немецкий исследователь Пётр Паллас посетил Хакасско-Минусинский край, который записал важные сведения и свои впечатления в книге «Путешествие по разным провинциям Российского государства…». Он писал о маторах следующее:

«Теперь из них не более осталось как 10 человек, по тому что оспа дважды на них нападала и перевела много, иначе их было по крайней мере 30 человек ясачных».

В отношении оспопрививания в Сибири красноярский историк Владимир Карцов писал по данному поводу:

«Первые пробы прививки оспы в Сибири сделали еще в 1771 году, но население им противилось. Еще в 1808 году жители Красноярска от прививки категорически отказались. В 1831 году предписали по Енисейской губернии во всех волостях и родоначалиях выделить из населения «мирским приговором» по одному «имеющему потребные умственные способности мальчику» для обучения оспопрививанию с тем, чтобы в дальнейшем прививать оспу детям. Оспопрививатели обязывались отчитываться в работе ежегодным представлением списков детей, которым делали прививку».

В XVIII веке в Англии несколько наблюдателей обратили внимание на коровью оспу, болезнь, часто встречавшуюся у лошадей и коров, которая проявлялась в виде пустул, пузырьков с гнойным содержимым на вымени, очень напоминавших оспенные высыпания у человека. Однако коровья оспа у животных протекала значительно доброкачественнее, чем натуральная оспа у человека, и могла ему передаваться. Доярки часто переносили коровью оспу, но впоследствии не болели натуральной.

Первые прививки против оспы были сделаны в Англии в XVIII веке и получили название «вариоляции». 3 мая 1796 года английский врач Эдвард Дженнер решился произвести публичный опыт прививания коровьей оспы, которая получила название «вариоляция» - это форма защиты от натуральной оспы: лимфу заболевшего легкой формой болезни вводили под кожу здорового. Вариоляция состояла в прививке оспенного гноя из созревшей пустулы больного натуральной оспой, приводившей к заболеванию оспой в лёгкой форме.

Дженнер в присутствии врачей и посторонней публики снял оспу с руки молодой доярки, заразившейся коровьей оспой, и привил её восьмилетнему мальчику Д. Фиппсу. Оспа принялась, развилась только на привитых местах и протекла нормально. Затем 1 июля 1796 года Дженнер привил Фиппсу натуральную человеческую оспу, которая не привела к заболеванию оспы.

Открытие английского врача Дженнера вызвало большой интерес в России. Первые прививки по способу Дженнера, были сделаны профессором Ефремом Мухиным детям в Московском воспитательном доме в 1801 году.

В 1811 году в Санкт-Петербурге и всех губернских городах создавались «оспенные комитеты». Оспопрививание было вменено в обязанности всем «штатным медицинским чинам» и повивальным бабкам, оспопрививанию обучали в духовных и народных училищах, оспопрививатели пользовались различными льготами, вплоть до освобождения от рекрутчины и награждались за усердие, а сельское духовенство было обязано разъяснять народу пользу оспопрививания. Был принят также российский закон «Об искоренении предрассудков, препятствующих распространению прививания предохранительной оспы».

Разъяснением населению о пользе прививок возлагалось на приходских священников, которые должны были:

«Сравнить в приличных и убедительных выражениях действия оспы натуральной с оспой предохранительной, злу первой противополагать благодеяния второй, и даже, под опасением гнева Божия. Вперять прихожанам свои мысль, что не употреблять испытанных и известных уже предохранительных и целебных пособий в свою или ближних своих пользу, по одному предрассудку, упрямству или небрежению, значить отягощать совесть свою тяжким преступлением, сопряженным нередко с самим человекоубийством».

Инициатива внедрения оспопрививания принадлежала Императорскому Вольному экономическому обществу, которое было основано в 1765 году и уже в 1801 году отозвалось на открытие Дженнера. В 1824 году при обществе было открыто «Пятое попечительное отделение о сохранении здоровья человеческого и всяких домашних животных». Оно стало проявлять довольно энергичную и планомерную деятельность по распространению оспопрививания: издавало и рассылало по губернским оспенным комитетам наставления по оспопрививанию, заготовляло и рассылало склянки с «оспенной материей» и ланцеты, имело на своем иждивении опытных оспопрививателей, вело учет привитых по всей империи. Наставления по оспопрививанию издавались обществом не только на русском, но и на польском, татарском, грузинском, армянском, калмыцком и других языках.

На протяжении всего ХIХ и в начале ХХ века население Российской империи жестко страдало от натуральной оспы.

Статистические данные о смертности от оспы жителей Степной думы разнородных племен Минусинского округа, основываются исключительно на церковных записях каждого случая смерти в так называемых метрических книгах Аскизской Петропавловской церкви, которые к настоящему времени остаются неизученным материалом и требуют отдельного внимания.

Что касается Минусинского округа, только от 29 мая 1824 года появились сведения, что Минусинская полицейская управа требует сведения об оспопрививании у городского старосты Узунова, который пишет по данному поводу, следующее письмо:

«По городу оспопрививателя не имеется и сведений забрать не от кого, хотя избранный из крестьянского общества оспопрививатель Кирилл Еромалев и есть, который находится под ведомством Минусинского земского суда в Шушенской волости».

И в 1827 году уже инспектор Енисейской врачебной управы требует сведения об оспопрививателях в Минусинском округе:

«Если хотя нет, но делом сим не занимается, то в первом случае истребовать от волостных и сельских старшин удостоверительные сведения и почему они не избирают из среды общества своего оспопрививателя для столь полезного дела о благе коего тщательно печется высшее правительство».

В 1819 году в столице Енисейской губернии Красноярске была открыта первая больница, а в начале 30-х годов больницы появились в окружных городах Минусинске и Ачинске. В 1848 году Минусинская больница была переведена в новое помещение.

В 30-х годах ХIХ века в Сибири началась подготовка оспопрививателей, набираемых из среды молодежи на местах. Оспопрививание распространялось по Минусинскому округу, трудно, вначале из-за полного отсутствия кадров оспопрививателей, малых денежных средств и укоренившихся предрассудков. Это дало некоторые результаты в борьбе со страшной болезнью, хотя оспопрививание и наталкивалось на известное сопротивление со стороны раскольников, которые объявляли прививку «печатью антихриста».

Медицинское обслуживание население Сибири значительно улучшилось во II половине ХIХ века с ведением земских учреждений и земской участковой медицины в большинстве губерний. Ситуация с прививкой оспы жителям в Минусинском округе оставалась плохой вплоть до 1852 года, когда в Минусинске открылся «комитет общественного здравия». Началось новое время для оспопрививания.

Земство одной из своих забот поставило устройство правильно организованных телятников и добываемого в них материала для вакцины и передало оспопрививание в руки земских врачей. Как центр округа Енисейской губернии Минусинск получал оспенную «материю» и инструментарий. В городе началось обучение оспопрививателей, привлечение активистов из народа и молодежи. Энтузиасты поощрялись и получали льготы. Правительство учредило золотые и серебряные медали отличившимся оспопрививателям для ношения на зеленой ленте.

Первые оспопрививатели в Степной думе соединенных разнородных племен у сагайцев и бельтир появились в 1856 году. Из архивных данных известно, что в 1856 году оспенным учеником был выбран в Степной думе соединенных разнородных племен, отец известного ученого, Федор Семенович Катанов (1832-1874). В письме Степной думы соединенных разнородных племен в Минусинский Окружной Оспенный Комитет от 5 января 1856 года говорится:

«…По выслушанию предписания Минусинского окружного оспенного комитета от 17 октября 1855 года за №115 избрали мы на место уволенного по неспособности инородца Епифана Идимешева избранного нами по приговору состоявшемуся в 27 мая того же года по оспопрививании в оспенные ученики инородческого сына сагайского улуса II-й половины Федора Семенова Катанова, знающего русский язык и имеющего ныне от роду 19 лет, почему и просим Степную думу приговор сей вместе с инородческим сыном Катановым отправить по принадлежности куда следует для обучения оспопрививанию».

В 1856 году Степная дума соединенных разнородных племен направила Федора Катанова на учебу и практическую «вариоляцию» в Минусинск. Учили оспопрививателей окружные врачи и фельдшеры. Так, врач Виноградов из Минусинска в 1852 году обучал «вариоляции». Есть сведения, что оспу в Минусинске в 80-х гг. ХIХ в. прививал фельдшер М. И. Преображенский.

6 августа 1865 года при императоре Александре II в России была объявлена всеобщая прививка оспы. Все школьники обязывались предъявлять справку о сделанной прививке. Но статистика по-прежнему фиксировала высокую смертность населения: во 2-й половине ХIХ в. у православных она была почти в 2 раза выше, чем у магометан. А староверы прививку оспы считали грехом.

В 1878 году в Енисейской губернии, куда входил Минусинский округ, было 9 врачей, 75 фельдшеров и 10 повивальных бабок, 1 повивальная бабка на 570 рожениц. Денег врачу давалось на 1-2 выезда в год, фельдшеру на медикаменты давалось 83 коп. в месяц. В основном люди лечились средствами народной медицины. В 1880 году в Енисейской губернии начали открываться земские сельские больницы, медицинское обслуживание становилось более квалифицированным.

Минусинский чиновник Н. В. Латкин в книге «Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее» (Красноярск, 1892 г.) писал о состоянии вариоляции в губернии следующее:

«Оспопрививание в губернии развивается очень туго, так в 1881 году оспа была привита всего 11 000 человек, тогда как одних родившихся было до 21 000, впрочем, более половины родившихся, умирает, не достигши и годовалого возраста».

Таким, образом, в статье освещено состояние оспопрививания в Российской империи и Степной думе соединенных разнородных племен, где первым оспопрививателем среди сагайцев в 1856 году стал Федор Катанов, отец первого хакасского ученого Николай Катанова».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии 

Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

Спасибо за интересные статьи.
Картинка со вкусом подобрана для иллюстрации. Получается, что дух "Шарли Эбдо" (Charlie Hebdo - скандально известная французская газета-журнальчик) уже в то время себя проявлял вовсю. Страх перед новыми медицинскими технологиями дворянство выражало в таком стиле. Прошло полвека, все распробовали, привыкли, успокоились. Зато сейчас в "Спутнике-V" независимые эксперты обнаруживают весьма нежелательные для здоровья химические компоненты. И что? Потенциальная польза вакцины сильно превышает вред от этих составляющих? Но теперь-то можно из состава вакцины их убрать или нет? Экономически невыгодно перестраивать отлаженный процесс ее производства и модернизации?
Очень познавательно
Сплошная каша в этой "научной публикации" и мнит себя научным сотрудником.