Жителям республики рассказали об одной из старейших школ в Хакасии
Фото предоставлено М. Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru информацией из истории Аскизской средней школы (1869-1917 гг.).

Вот её содержание: 

«В 2024 году Аскизскому району исполняется 100 лет. И связи, с предстоящим будущим юбилейным мероприятием, особый интерес вызывает история с. Аскизского, которое было образовано в 1770-1771- х годах с постройкой в устье реки Аскиз деревянной церкви Святых апостолов Петра и Павла.

В настоящее время Аскизская средняя школа имени Героя Советского Союза М. И. Чебодаева в с. Аскиз, относится к числу старейших учебных заведений не только Аскизского района, но и всей Хакасии. Тысячи воспитанников Аскизской средней школы, продолжив свое образование в высших или других учебных заведениях России, впоследствии стали учеными, общественными и государственными деятелями, рядовыми тружениками промышленности и сельского хозяйства.

Первые школы в Хакасии стали появляется во второй половине ХIХ века. В ноябре 1864 года, после неоднократных сходов инородческих улусов и старост, было основано на средства качинцев в с. Усть-Абаканском - Министерское одно классное училище, первое учебное заведение в Хакасии.

Немало труда пришлось приложить жителям Степной думы соединенных разнородных племен, чтобы получить разрешение от царского чиновника открыть школу в с. Аскизском – административном центре сагайцев и бельтир, которые видели, что качинцы открыли училище и обучают своих детей грамоте, решили организовать свою школу. Священник Аскизской церкви Н. Орфеев решил использовать это желание сагайцев в своих целях, для христианизации хакасов и тем показать верноподданство монарху. Исходя из этой цели, священник написал 5 марта 1868 года в Степную думу о необходимости открытия в селе Аскизском училища.

Степная дума обратилась к золотопромышленнику Петру Ивановичу Кузнецову, чтобы он оказал помощь в создании училища в селе Аскизском для сагайских детей, который обратился к окружному исправнику Вахрушеву. Последний удовлетворит просьбу П. И. Кузнецова об открытии школы.

В связи с этим окружной исправник Вахрушев 11 мая 1868 года написал в Степную думу:

«Золотопромышленник Петр Иванович Кузнецов изъявил желание при резиденции своей в селе Аскиз отвести безвозмездно помещение для сельской школы, а приходской священнослужитель лично выразил мне свое согласие на обучение мальчиков закону божьему.

Я нахожу весьма возможным и полезным устройство школы в селе Аскиз с 1-го будущего сентября, если инородцы по общественному приговору изъявят на то свое согласие и примут средства для найма учителя, а потому предписываю думе об этом предложить обществу инородцев с внушением той пользы, которая должна ожидаться от развития между ними грамотности и правил христианского учения, и составленный о том приговор представить ко мне не позже 1 июля для дальнейшего распоряжения».

Родовые старосты Степной думы 1 июля 1868 года на своем сходе составили приговор:

«Попросить начальство для обеспечения годового содержания школы и на наем учителя дозволить нам производить с инородцев денежный сбор, положенное на сей предмет количество, смотря по надобности и чтобы сбор сей производился с 7445 наличных душ и попросить между тем разрешение на открытие по Минусинскому округу добровольно на сбор денег подписи».

Окружной исправник Вахрушев суммы сборов на содержание школы не утвердил. Тогда родовые старосты на сходе сами определили сумму сбора на год:

«На жалование учителю - 200 рублей, сторожу - 40 рублей, на ремонт дома под училище - 15 рублей, отопление и освещение – 30, на выписку книг -25, всего 310 рублей серебром».

В конце декабря 1868 года Степная дума получила разрешение на открытие сельского приходского училища. 10 января 1869 года началось первое занятие в Аскизском инородческом сельском приходском училище. В сообщении окружного начальника содержится известие следующего содержания:

«Училище открыто 10 января 1869 года, инородческих детей обучается 4 мальчика из духовного звания, один Пушкарев и девица приказного Байкалова. Училище помещено в общественном доме священника Аскизской церкви, так как в пожертвованном доме для училища купцом П. И. Кузнецовым квартирует сам священник. Училище будет перемещено в означенный дом Кузнецова с наступлением весеннего теплого времени».

Приказом директора училищ Енисейской губернии в качестве первого учителя Аскизской школы был назначен Ефим Семенович Катанов, который владел хакасским и русским языками. Е. С. Катанов выучился грамоте у частного лица письмоводителя Степной думы Е. Широкова. К моменту открытия школы Е. С. Катанов выдержал экзамен на учителя в Ачинском уездном училище. Но он совершенно не владел методикой преподавания в школе.

В первые дни в Аскизском сельской школе обучалось 6 учащихся: 5 мальчиков и одна девочка, а в течение года -14 учащихся.

Царская администрация и духовенство в инородческих школах видели прежде всего учреждения, где лучше всего можно внедрять в сознание народа христианско-монархическую идеологию. В правилах об инородных начальных училищах 1870 годов говорилось о том, что начальные школы инородцев-христиан должны иметь целью их религиозно-нравственное образование и утверждение в православной вере, а также ознакомление с русским бытом.

Начиная с 80-х годов ХIХ века, царское правительство отдавало предпочтение церковно-приходским школам перед министерскими. Были открыты Чебаковская и Большеозерская школы. В 1887-1888 учебном году начала работать Усть-Есинская церковно-приходская школа. Церковь добились попечительства над Аскизской и Усть-Абаканской школами Министерства просвещения. В 90-х годах ХIХ века было открыто несколько школ: Усть-Фыркальская, Чарковская, Синявинская, Матурская-церковно-приходские и Табатская-министерская.

Преподавание в школах велось на русском языке. Детей обучали четырем простым арифметическим действиям, считать на счетах, русскому языку (писать и читать), пению и закону божьему, а в церковно-приходских –церковно-славянскому языку. Программа и учебники, которыми пользовались в хакасских школах, предназначалось для русских школ. Они не отвечали несущим требованиям «инородческих» школ, где обучались дети, не владеющие русским языком.

В школах Министерства просвещения, в том числе Аскизской и Усть-Абаканской, не преподавался церковно-славянский язык. Поэтому многие хакасские дети, не желая изучать церковно-славянский язык предпочитали учиться в Аскизской или Усть-Абаканской школах. Тем более, что в Аскизской школе, как Министерской, больше обращалось внимания на изучение общеобразовательных дисциплин. Успешно окончившие Аскизскую школу, дети зажиточных хакасов поступали в Минусинскую городскую школу, Минусинскую женскую прогимназию, Красноярскую учительскую и духовную семинарию, Красноярскую гимназию и другие учебные заведения. Большинство из них после окончания учебных заведений работали учителями на территории Хакасии.

В 1880-1890- х годах в Минусинской женской прогимназии учились из Аскизской школы М. Е. Катанова (дочь Е. С. Катанова – прим. автора), А. И. Тихонова (будущая жена Н. Ф. Катанова-прим. автора), В. Г. Чикотеева, П. И. Тюдешева и другие.

Известно, что в 1885 году в Аскизской школе воспитывались 22 ученика: 14 мальчиков и 8 девочек. В 1887 году Аскизское одноклассное училище было преобразовано в двухклассное с пятилетним обучением.

Из числа формирующейся хакасской интеллигенции ХIХ века, высшее образование и ученую степень имели ряд воспитанников Аскизской школы.

Известный ученый Николай Федорович Катанов, который со дня основания до 1876 года учился в Аскизской школе. С 1876 и по 1884-е годы Н. Ф. Катанов учился в Красноярской классической гимназии и окончил ее с золотой медалью. В 1884-1886 годах он провел в стенах Императорского Санкт-Петербургского университета на факультете восточных языков. Позднее Н. Ф. Катанов стал первым ученым хакасом, доктором филологических наук, профессором Казанского университета.

Будущий первый журналист Хакасии И. В. Барашков и первый этнограф С. Д. Майнагашев учились в Московском народном университете имени А. А. Шанявского. В 1913-1915-х годах по заданию Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии, С. Д. Майнагашев занимался изучением этнографии и фольклором хакасов, учувствовал в создании хакасской письменности.

Учительницей Аскизской школы была и Прасковья Иннокентьевна Гедымин-Тюдешева – первая хакасская революционерка, человек удивительной судьбы. Бывшая кухонная работница аскизского священника Василия Суховского под влиянием политических ссыльных Тюдешева стала на путь борьбы против царизма и участвовала в революционном движении Красноярска 1902-1905 гг., работала под началом Н. Н. Баранского, специалиста по подпольным типографиям Сибири, автором учебников по географии, работала в Иркутской организации РСДРП (б), была сослана, затем стала спецуполномоченным Иркутского ГУБЧК, начальником Восточного отдела ГПУ Бурятии, заместителем начальника наркома просвещения РСФСР, и наконец – представитель Хакасии при ВЦИКЕ (1930-1935).

Учителями в Аскизской школе в дореволюционный период работали после Е. С. Катанова, брат Н. Ф. Катанова – Николай-Паё Федорович Катанов - старший (священник), Довгилло. Особое внимание заслуживает педагогическая деятельность заведующего Аскизским двухклассным училищем Никифора Тимофеевича Потемкина, который проработал здесь с 1884 по 1923 годы. За эти годы Никифор Тимофеевич заслужил уважение и признательность хакасов. Н. П. Потемкин учил не только детей, но и стал учителем для многих хакасских учителей.

Хакас Кирилл Шулбаев, окончил Бийское катехизическое училище. В  конце ХIХ века вместе с Н. П. Потемкиным работал в Аскизской школе, получил от него конкретные советы, помощь и перенял любовь к педагогической работе, 30 лет он успешно проработал в советской школе.

Первое помещение под Аскизскую школу, отведенное золотопромышленником П. И. Кузнецовым, стояло на месте нынешнего здания Аскизской районной администрации. Оно было не приспособлено для школьных нужд. Вскоре школа была переведена в деревянное здание, которое находилось недалеко от первой школы. Там школа находилась по 1907 года, когда при учителе Н. Т. Потемкине была построено новое деревянное здание, которое в советское время стало помещением для начальных классов Аскизской средней школы по улице Хакасской (дом не сохранился – прим. автора).

На дальнейшее развитие народного образования в Хакасии большое влияние оказала февральская революция в 1917 году. Возникли новые школы в Хакасии: Верх-Аскизская, Казановская, Усть-Сосинская, Кындырлинская, Усть-Кындырлинская, Усть-Чульская, Усть-Таштыпская и др. Заметно увеличилось число учащихся. Если в 1880-1890 гг. в Аскизской и Усть-Абаканской школах обучалось в год по 20-30 человек, то, начиная с 1908 года, их число превысило в год по 20-30 человек. В Аскизской двухклассной школе в 1912-1913 гг. учебном году обучалось 138, а в 1916-1917 гг. 156 учащихся.

Таким образом, несмотря на узкие и ограниченные цели и задачи дореволюционной школы в Хакасии и в селе Аскизском, она сыграла значительную роль в распространении грамотности среди хакасов и способствовала приобщению их к светской культуре».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

Это все краеведение, а где наука, кою должен выдавать научный сотрудник?
Девушка, не позорьтесь. С удовольствием читаю статьи М.П. Чебодаевой на ИА Хакасия и покупаю ее книги. Публикации здесь направлены для массового читателя. Не хотелось бы вас как котеночка-проказника за «плохим делом застукать», но если не знали, то краеведение - это наука😉
Полностью подтверждаю т. к. сама являюсь ученым с большой буквы
Какой долгожданный текст. Представляю, как много наших современников гордятся своими предками, о которых с таким уважением и искренним вниманием поведала Автор. Кстати, для комментаторов и пытливых читателей: существует разница между научно-популярным и академическим научным текстом. Для "учёных-комментаторов" не comme il faut (известное нам как «комильфо») оставлять следы собственной слабой компетентности. (сарказм)
Очень долгожданное и ценное краеведение. Особая благодарность ресурсу за возможность читать содержательные материалы от учёных, изложенные хорошим русским (и доступным) языком. Требовательная Современница перепутала жанры? За академическим текстом следует обратиться в научные журналы. А научно-просветительскую функцию науки могут реализовывать, к сожалению, далеко не многие учёные. Судя по всему, Современница мимо...
Спасибо за статью Маина Петровна! Интересный материал! Столько новых фактов узнала о своем селе
Маина, Сiрерге алгыс Вам от нашего района за статью! Гордимся, что родились на Аскизской земле! Светлая память Вашим родителям - П.И. Чебодаеву и А.Н. Чебодаевой, которые внесли большой педагогический вклад, они были учителями от Бога! А Петр Иванович еще и эффективным директором!