О «резиденции» золотопромышленника Кузнецова рассказали в Хакасии
Фото И. И. Каратанова предоставлено замдиректором Красноярского краеведческого музея И. Кулинским

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй о том, кто жил и кем служил в селе Аскизском.

 Вот её содержание:

«Начиная с 1870-х годов в селе Аскизском находился перевалочный пункт купца и золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова (1818-1878) и его сыновей Александра Петровича (1848-1913), Иннокентия Петровича (1851-1916) и Ивана Петровича – для грузов, идущих на золотые прииски в Минусинском и Бийском округах, которые находились по рекам Кызас, Анзас и Узун-Чул.

Красноярский историк П. Н. Мешалкин отметил:

«Эксплуатация на приисках была очень высокой. Нанимаясь на работу, они подписывали контракты, которые по оценкам тогдашней печати носили кабальный характер. Не был исключением и прииск Кузнецовых. По контракту, который в ноябре 1895 года рабочие заключали с управлением Абаканских золотых приисков Кузнецовых и Компании, они должны были работать в период с 1 октября по 1 марта с 5 часов утра до 6 часов вечера, а с 1 марта по 1 октября с 4 часов утра до 8 часов вечера».

В конце западной части села Аскизского П. И. Кузнецов построил два больших дома, конюшни, амбары и прочие постройки, где часто останавливались приезжающие в село гости. Летом они останавливались в «резиденции» П. И. Кузнецова – двухэтажном деревянном здании (в настоящее время в нем находится Аскизский районный краеведческий музей им. Н. Ф. Катанова-прим. автора).

В селе Аскизском Петр Кузнецов специально для рабочих построил две казармы, находившихся недалеко от двора «резиденции». В них рабочие во время остановок на прииски получали питание, а также ежедневно определенную порцию водки, раздача которой происходила во дворе «резиденции», где стояла деревянная бочка, водка из которой цедилась через край. Для получения порции водки рабочего выкрикивали по его фамилии, а порция водки по приисковой терминологии тех лет называлась «крючка».

В 1870-1890-е годы «резидентом» у золотопромышленника Петра Ивановича служил Иннокентий Иванович Каратанов (1847-?), который вместе со своей семьей проживал в Аскизском. Семья Каратановых состояла из жены Павлы Николаевны (1856-?), дочерей Ольги, Веры и Дмитрия, и с ними также жила теща И. И. Каратанова Екатерина Мартыновна Собесская, польская дворянка, сосланная за зимнее восстание 1863-1864 года в Сибирь.

И. И. Каратанова происходил из мещан Красноярска по национальности он был коми-зырянин. На службу в «резиденцию» П. И. Кузнецова он поступил предположительно в 1870-х годах и прослужил до 1890-х годов, после его семья Каратановых переехали на Бирюсинские прииски. А поводом для переезда семьи Каратановых из Аскизского стала эпидемия сибирской язвы или чумы, которая произошла в 1890-х годах в Минусинском округе. В результате эпидемии в Степной думе соединенных разнородных племен погиб весь скот и управлять «резиденцией» не имело смысла.

11 марта 1874 года в Аскизском родился будущий известный художник Дмитрий Иннокентьевич Каратанов. Вспоминая свое детство, проведенное в Аскизском он писал:

«Население Аскиза в то время было очень незначительно. Самое большое по величине пространство занимала резиденция. Находилась она в конце села, задним двором выходя на реку Аскиз, и стояла не в линии домов, а поперек улицы. Мне кажется, что я буду близок к истине, если количество жилых домов определю в 20-25.

В селе была небольшая церковь во имя апостолов Петра и Павла, в которой я был крещен. Внутри церковной ограды находилось несколько могил. Архитектура церкви, с которой у меня сохранился снимок, была простая, без всяких украшений, лишь на крыльце церкви стояли четыре круглые колонны. В церкви находилась тогда на левом клиросе размером в два на полтора аршина хорошо выполненная масляными красками копия с картины Рубенса «Снятие с креста» (работа предположительно была выполненная художником Дмитрием Лавровым, который проживал в Аскизском - прим. автора). Году в 1920-1922 церковь была уничтожена, и, вероятно, бесследно утрачена и эта копия. Церкви она была пожертвована П. И. Кузнецовым».

Хозяйство в «резиденции» Петра Кузнецова было очень большим. В нем имелись стада лошадей, овец, коров, разводили кур, гусей и уток. И соответственно имелись большие площади под покосами и часто «резиденту» Иннокентию Каратанову приходилось летом вовремя заготовки сена на зиму объезжать верхом на лошади большие расстояния в 50-60 верст. Поэтому для заготовки сена на зиму использовали труд местных жителей, а женский труд применяли за уходом за огородами, где выращивали овощи – картофель, морковь, редис, огурцы и помидоры.

В «резиденции» П. И. Кузнецова имелась большая прислуга, состоящая из повара, стряпухи, одной горничной и двух женщины по хозяйству, которые доили коров, ухаживали за домашней птицей, а также имелось 6-7 конюхов из местных жителей.

Конюхи в «резиденции» начинали служить с молодых лет и часто пребывали в этой должности до конца своей жизни. Для их проживания имелся отдельный деревянный дом, который назвался «конюховская» состоящий из одной большой комнаты с печью, кроватями и столом. Это помещение содержалось в чистоте прислугой «резиденции».

У конюхов «резиденции» была своя униформа, которая состояла из длинной рубахи-косоворотки, обычно темного цвета, перетянутая широкой опояской, на которой с левого бока в ножнах висел большой нож, а с правого огниво. Поверх рубахи надевали длинную до колен темно-синего цвета сборчатую поддевку. Широкие плисовые шаровары заправлялись в сапоги. Головным убором у конюхов была шляпа, носить картузы было не принято. Одевались конюхи чисто и аккуратно и даже как говорили в то время «форсисто». Такая же униформа одежды была у казенных ямщиков служивших на Московском тракте.

В Аскизском в обязанности И. И. Каратанова входила заготовка продуктов для рабочих золотых приисков и для гостей, останавливающихся в «резиденции». Он также занимался врачеванием местных жителей и написал известную этнографическую статью «Черты внешнего быта качинских татар», которая была издана в «Известиях Русского Географического Общества» в 1884 году. В свободное время Иннокентий Иванович рисовал виды местных окрестностей с. Аскизского, озера Баланкуль, реки Енисей, Абаканской степи, реки Матур, Пророкоильинского рудника и шаманских камланий. В настоящее его рисунки хранятся в архиве Русского географического общества в Санкт-Петербурге.

Вот как вспоминал об увлечении отца художник Д. И. Каратанов:

«Иногда отец в свободные часы занимался рисованием чернилами, цветными карандашами или акварелью на толстой, вероятно, ватманской бумаге. Способности к рисованию у него, несомненно были. Не имея никакой подготовки, он брал, что называется, нутром.

В несколько наивной передаче он как то по своему умел улавливать движение и человека и животного. В пейзажных рисунках с натуры листву на деревьях передавал условно. Иногда копировал картинки из журналов и делал не лишенные остроумия карикатуры. Потом, живя в Красноярске, сделанные (кажется, три) карикатуры на местных жителей им были посланы в журнал «Будильник», и в нем воспроизведены».

Таким образом, в 1860-1890-е годы село Аскизское было образовательным и культурным центром в Минусинском округе, где проживали известные люди красноярские золотопромышленники Кузнецовы и члены их большой семьи, «резидент» золотопромышленника П. И. Кузнецова Иннокентий Каратанов и его сын художник Д. И. Каратанов, будущий профессор Казанского университета Н. Ф. Катанов, учитель Аскизской школы Е. С. Катанов, священник Аскизского прихода Н. А. Орфеев, иконописец Д. И. Лавров, политический ссыльный Иван Маркович Радецкий и другие».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

Хорошо написано!!! Пишите больше историю надо знать!
Маина Петровна, я Ваш фанат, всегда с нетерпением жду статьи. Видео Вас недавно в магазине, но постеснялся подойти
Спасибо!!! Очень благое дело делаете, Маина Чебодаева!