Жителям Хакасии рассказали, чем было село Аскизское в XIX веке
Фото из личного архива Маины Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева делится с читателями 19rusinfo.ru статьей о культурном и образовательном центре соединенных разнородных племён Хакасии в 1860-1880-е годы - селе Аскизском.

Вот ее содержание:

«Село Аскизское в истории Хакасии всегда было образовательным и культурным центром. Особенно интересным и малоизученным периодом в истории села стал период ХIХ-начала ХХ века, когда село Аскизское стало центром Степной думы соединенных разнородных племен и входило в состав Минусинского округа. Здесь, как писал Енисейский губернатор А. П. Степанов, посетивший село Аскизское была церковь, кабак и дом попа.

Во второй половине ХIХ века, в с. Аскизском проживали известные люди: красноярские золотопромышленники Кузнецовы и члены их большой семьи, «резидент» золотопромышленника Петра Кузнецова Иннокентий Каратанов и его сын, художник Дмитрий Каратанов, профессор Николай Катанов, учитель Аскизской школы Ефим Катанов, священник Аскизского прихода Николай Орфеев, иконописец Дмитрий Лавров, политический ссыльный Иван Радецкий. В с. Аскизском побывал в 1873 году художник Виктор Суриков и в 1880-е годы польский художник Александр Станкевич.

Малоизвестным фактом в истории села стало то, что 19 августа 1887 году в Аскизской Петропавловской церкви ссыльный студент Д. А. Клеменц женился на начальнице Минусинской женской прогимназии Е. Н. Зверевой, а в 1880-е годы село посетила дочь золотопромышленника Мария Барташева, здесь также побывали многие другие известные люди российской истории и культуры ХIХ-начала ХХ века.

Село Аскизское было образовано в 1770-1771- гг. в связи с постройкой в устье р. Аскиз деревянной церкви Святых апостолов Петра и Павла. Основание села Аскизское было связано с именем сагайского князя Амзора Наира, сына Чадана Наира Гульбежекова, одного из первых башлыков, принявших подданство Российской империи.

Князь Амзор, принял крещение и обратился к церковным властям с просьбой основать здесь церковный приход. И уже в 1771 году, с благословения Епископа Тобольского и Сибирского Варлама, «...тщением Томской духовной концистории и прихожан разнонародных племен койбалов, сагайцев и мрасцев» была построена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла.

В 1772 году немецкий ученый Петр Симон Паллас, посетивший село Аскизское край писал, «что Аскиз состоял из нескольких юрт, маленькой церкви, домов священника и князца Амзора».

По «Уставу об управлении инородцев» (1822) хакасы, как традиционно занимающихся скотоводством были отнесены к разряду кочевых. Основной административной единицей объявлялся род. На территории, где проживали хакасы в Минусинском и Ачинских округах были учреждены: Качинская, Койбалькая, Кызыльская и Соединенных разнородных племен. Исследователь национальной государственности хакасов, профессор ХГУ, доктор исторических наук Е. П. Мамышева пишет:

«Степная дума была высшей ступенью управления хакасов. В соответствии с Наставление, в компетенцию Степной думы входили такие вопросы, как «народоисчесление, раскладка сборов, правильный учет всех сумм и общественный имуществ, распространение народной промышленности. Степные думы состояли из родоначальников и избранных заседателей, количество которых зависело от принятого обычая или решения родовичей».

В 1822 году с. Аскизском была создана Степная дума соединенных разнородных племен, где территориально проживали сагайцы и бельтиры и куда вошли сагайские и бельтирские рода: Сагайский I половины, Сагайский II половины, Бельтирский, Ближне-Каргинский, Дальне-Каргинский, Казановский, Кийский, Кивинский, Изушерский, Койбальский, Карачерский, Кизильский.

В 1829 году в Аскизский Петропавловский приход был назначен священник Аниподист Александрович Ярцев (1799-1852), сын священника, выпускник Тобольской духовной семинарии (1809-1813), который стал первым священником Петропавловской церкви и прослужил в ней с 1829 по 1833- е годы.

В 1831 году в с. Аскизском сгорела деревянная церковь, но церковную утварь местным жителям удалось спасти. И в 1851 году вместо сгоревшей деревянной церкви была построена каменная, в которой священником стал Иоанн Михайлович Токарев (1829-1883), а с 1864 года - выпускник Томской духовной семинарии Николай Андреевич Орфеев (1844-1914) по инициативе которого в с. Аскизском открылось сельское училище.

В ноябре 1864 года в с. Усть-Абаканском после неоднократных сходов инородческих улусов качинцев и старост Абаканской инородной управы было основано на средства хакасов-качинцев Министерское классное училище (школа находилась в Абакане в районе улицы Набережной д. 28 - прим. автора). Немало труда пришлось приложить жителям Степной думы соединенных разнородных племен, чтобы получить разрешение от царской администрации открыть школу в с. Аскизском. Хакасы-сагайцы, видя, что качинцы открыли училище в селе Усть-Абаканском и там обучают своих детей грамоте, решили организовать свою школу в с. Аскизском.

Священник Аскизской Петропавловской церкви Н. А. Орфеев решил использовать это желание сагайцев в своих миссионерских целях, подвергнув их христианизации. Исходя из этой цели, священник Н. А. Орфеев написал 5 марта 1868 года в Степную думу соединенных разнородных племен письмо о необходимости открытия в селе Аскизском училища.

Степная Дума обратилась к красноярскому золотопромышленнику Петру Кузнецову, чтобы он оказал помощь в создании сельского училища в селе Аскизском для инородческих детей. Петр Иванович обратился к окружному исправнику Вахрушеву, который удовлетворил его просьбу об открытии школы.

В конце декабря 1868 года Степная дума соединенных разнородных племен получила разрешение на открытие Аскизского сельского одноклассного Министерского училища. А 10 января 1869 года началось первое занятие в Аскизском сельском училище. Письмоводитель Степной думы докладывал окружному начальнику Вахрушеву о том, что «Училище в с. Аскиз открыто 10 января сего года (1869 год - прим. автора). Инородческих детей обучается 4 мальчика Асочаковых, Асочакова, Очетаев, из духовного звания один Пушкарев и девица приказного Байкалова».

Приказом директора училищ Енисейской губернии в качестве первого учителя Аскизской школы был назначен Ефим Семенович Катанов, дядя профессора Николая Катанова, который владел хакасским и русским языками. Ефим Катанов выучился грамоте у письмоводителя Аскизской думы Е. Широкова.

В с. Аскизском находился перевалочный пункт золотопромышленника Ивана Петровича Кузнецова и его сыновей – для грузов, идущих на прииски по рекам Кызасу, Анзасу и Узун-Чулу. В конце западной части села Кузнецов возвел два больших дома, конюшни, амбары и прочие постройки, где часто останавливались приезжающие в с. Аскизское гости, которые останавливались в летнее время в «резиденции» П. И. Кузнецова – двухэтажном деревянном здании (в настоящее время там находится Аскизский районный краеведческий музей им. Н. Ф. Катанова-прим. автора).

В 1870-1890-е годы «резидентом» у золотопромышленника П. И. Кузнецова служил Иннокентий Иванович Каратанов (1847-?), который вместе со своей семьей проживал в с. Аскизском. Семья Каратановых состояла из жены Павлы Николаевны (1856-?), дочерей Ольги, Веры и Дмитрия, с ними также жила теща И. И. Каратанова Екатерина Мартыновна Собесская, польская дворянка, сосланная за зимнее восстание 1863-1864 года в Сибирь.

И. И. Каратанова происходил из мещан г. Красноярска по национальности он был коми-зырянин. На службу в «резиденцию» П. И. Кузнецова поступил в 1870-х годах и прослужил до 1890-х годов, после чего семья Каратановых переехали сначала на Бирюсинские прииски, а затем в Красноярск.

В центре села с. Аскизского находилась вторая «резиденция» золотопромышленников Кузнецовых, состоявшая из двух домов, принадлежавших сыну П. И. Кузнецова – Иннокентию Петровичу. В начале ХХ века И. П. Кузнецов-Красноярский бросил заниматься золотопромышленностью и весь ушел в науку и в охоту. Весной и осенью он жил в с. Аскизском, рыбачил. Лето проводил на прииске Немир, охотился, трудился над своими научными рукописями, а вечерами иногда занимался астрономией и из своей «самодельной обсерватории» – вышки наблюдал за небом через небольшой телескоп. Много времени он тратил на раскопки курганов в Аскизской степи. Зимой он работал в библиотеках Томска и Красноярска. И. П. Кузнецов-Красноярский, стал автором книг и статей по истории и археологии Южной Сибири. Много внимания он оказывал он Аскизской школе, будучи в течении многих лет ее попечителем.

Таким образом, село Аскизское в истории Хакасии было всегда образовательным и культурным центром, где к началу ХХ века имелась церковь, сельское училище и библиотека, «общество трезвости» и др. образовательные и культурные учреждения характерные для того времени в Российском империи».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева
 

Добавить комментарий

Комментарии  

интересная новость!
Интересно