Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями ИА «Хакасия» статьей «Участник «Тихвинской оборонительной операции» (1941) поэт-герой Георгий Суворов».
Публикация будет интересна историкам, этнографам, культурологам, всем, кто интересуется историей и культурой Хакасии.
Имя поэта-воина Георгия Кузьмича Суворова и его военные стихи хорошо известны в Хакасии. Но, к глубокому сожалению пока остается не изученный его боевой путь и участие поэта-героя в обороне Ленинграда. Георгий Кузьмич Суворов родился 11 апреля 1919 в селе Абаканское Енисейской губернии в бедной крестьянской семье, родители умерли рано, будущий поэт вместе с сестрой Тамарой воспитывались в детском доме.
В 1933 году Суворов поступил в Абаканское педагогическое училище, но из-за материальных проблем не смог его окончить, нужно было помогать младшей сестре Тамаре. В 1937 году Суворов уехал работать в село Бондарево Бейского района учителем начальных классов. В это время происходит знакомство Суворова с сибирским поэтом членом Союза писателей СССР Иваном Евдокимовичем Ерошиным, оказавшим заметное влияние на становление начинающего поэта, который делает первые шаги в написании стихов и пьес.
В 1939 году Суворов поступает в Красноярский педагогический институт на факультет русского языка и литературы, начинает заниматься литературой деятельностью при газете «Красноярский рабочий». Но на первом курсе института Суворова призывают на срочную военную службу, которую он проходит в городе Омске, где он дебютирует в печати со своими поэтическими произведениями. Одним из наставников молодого поэта становится омский поэт Леонид Мартынов.
В конце сентября 1941 года Георгий Суворов был призван на фронт со станицы Ярославской Ярославского района Краснодарского края.
Из письма Г. К. Суворова к сестре Т. К. Серебряковой от 2 сентября 1942 года, мы узнаем, что первый раз он вылетел на фронт в сентябре 1941 года в район Ладожского озера Ленинградской области и стал участником «Тихвинской оборонительной операции» (16 октября-18 ноября 1941). Он писал следующее:
«Был сначала у Ладожского озера, в гвардейском части. Немцы были сильны, но в том месте мы их держали и кое-где вели наступательные действия. Вначале было неприятное ощущение того, что через минуту можешь умереть. Постепенного привык. Научился воевать. И прошло это неприятное ощущение. На этом участке был химическим инструктором. На этом фронте пробыл около 20 дней.
Скоро немец, стал рваться к Тихвину и на Волховстрой. Наша часть была переброшена на Тихвинский фронт. Здесь я узнал много тяжелого, но ничего. Риск и трудности – все это к чести бойца. Немцы здесь перли как черти. И авиация, и всякая немецкая гадость. Но их падало много больше, чем нас. Помню, как в одном месте из танковых пулеметов мы уложили целую автоколонну и около 200 гитлеровцев. Пятого ноября (1941 года прим. автора) я был ранен в правую ногу двумя минными осколками. Ранение было тяжелое».
Изучая боевой путь поэта Г. Суворова удалось выяснить, что осенью 1941 года Суворов служил во 2-й отдельной роте химической защите 4 гвардейской стрелковой дивизии 54-й армии под командованием генерала М.
С. Хозина, которая располагалась южнее Ладожского озера и стал участником «Тихвинской оборонительной операции».
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, в ходе которой сухопутные коммуникации, ведущие к городу были перерезаны. В середине сентября 1941 года немецким командованием было принято решение: отрезать Ленинград от остальной части страны и принудить к капитуляции. Однако у Ленинграда оставались пути сообщения по Ладожскому озеру, поскольку южный и юго-восточный берега, а также часть восточного берега озера находились под контролем советских войск. Советское командование на момент начала операции держало оборону в составе: 54-й армии, 4-й отдельной армии и двух дивизий 52-й армии.
С целью прекращения всяких коммуникаций Ленинграда с «Большой земле», командованием группы армий «Север» был разработан план, в соответствии с которым войска Германии должны были развить наступление с рубежа реки Волхов в общем направлении на Тихвин, выйти на реку Свирь и соединиться там с финскими войсками. 16 октября 1941 года наступление немецких войск на Тихвин стало в неожиданным для советского командования, которое сконцентрировало свои силы находящихся южнее Ладожского озера. С немецкой стороны в операции была задействованы 39-й моторизованный корпус и 1-й армейский корпус. Пехотные части Вермахта сконцентрировались в двух местах по левому берегу реки Волхов: напротив Грузино и в районе железнодорожного моста через реку Волхов. Командование всеми войскам, было возложено на командира 1-го армейского корпуса генерала пехоты Куно фон Бота.
16 октября 11-я пехотная дивизия и 21-я пехотная дивизия Вермахта переправились в двух местах через реку Волхов и сумели создать плацдарм в Грузино. 18 октября после создания плацдарма у Грузино пехотными частями туда переправились танковые части 12-й танковой дивизии и 20-й моторизованной дивизии, которые начали наступление в направлении на Будогощь. В то же самое время 11-я пехотная дивизия и 21-я пехотная дивизия, развернулись фронтом на север, и начали наступление вдоль реки Волхов в направлении Киришей. С 20 октября части 52-й армии стали отходить в восточном и юго-восточном направлениях и таким образом между 52-й армией и 4-й армией образовался разрыв, в который устремились немецкие войска в направлении на Будогощь. 23 октября немецкие войска взяли Будогощь, выйдя в тыл частям 4-й Красной армии и принудили её к отводу войск.
Советское командование в спешном порядке начало снимать части с других участков фронтов, чтобы не допустить расширения прорыва. 23 октября, части 4-я стрелковой дивизии, где служил Г. К. Суворов погрузили в воинские эшелоны и были отправлены на станцию Жихарево в состав 4-й армии куда прибыли 24 октября и далее в Тихвин. 26 октября 4-я стрелковая дивизия разгрузилась в Тихвине и к 29 октября 1941 года маршброском и на технике, была передислоцирована в район деревень Красницы, Хортица, Заручевье вдоль железной дороги Будогощь - Тихвин.
27 октября передовые подразделения 4-й стрелковой дивизии, переброшенные железной дорогой, уже вступили в бои у разъездов№ 2 и 3 с частями 39-го моторизованного корпуса Вермахта и были оттеснены за деревни Петровское - Недащицы. Дивизия вела бои за эти населённые пункты до 6 ноября 1941 года, после чего эти населенные пункты удалось взять.
9 ноября 1941 года 51-й моторизованный полк 18-й моторизованной дивизии Вермахта без единого выстрела взяли город Тихвин.
«Тихвинская оборонительная операция» стала одной из первых оборонительных операций советских войск. Несмотря на то, что Вермахт имел в ходе операции успехи и в частности был захвачен Тихвин и тем самым было прекращено снабжение продовольствием Ленинграда по железной дороге. Взятие Тихвина немецкими войсками явилось одной из реальных причин уменьшения продовольственных пайков, и как следствие массовый голод зимой 1941-1942 года в блокадном Ленинграде.
5 ноября 1941 году Г. К. Суворов был тяжело ранен под Тихвином.
В военном госпитале в Алтайском крае Г. К. Суворов пролечился до 26 января 1942 года. В начале марта он прибыл на фронт под Орел, где пробыл недолго и был направлен на курсы младших лейтенантов в Тулу. После учебы на курсах младших лейтенантов Г. К. Суворова был направлен в 50-отдельный гвардейский истребительно-противотанковый дивизион 70 стрелковой дивизии Невской оперативной группы Ленинградского фронта, где принял участие в других битвах из военной истории за Ленинград (1942-1944) года, которые требуют дальнейшего изучения и детального рассмотрения.
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева