Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей «Наталья Нагорская - исследователь декоративно-прикладного искусства хакасов».
Имя Натальи Николаевны Нагорской (1895-1983) открывает перед нами одну из важных страниц из истории изобразительного искусства Хакасии 1920 - 1930-х годов. Но, в наши дни оно оказалось забытым. В 1928 году художница Нагорская побывала здесь первый раз и с тех пор полюбила этот сибирский край. В 1931 под ее руководством была создана художественная артель в Абакане «Улуг быт». Биография Н. Н. Нагорской в полной мере отразила все крутые повороты истории России первой половины XX века, связанные с революцией 1917 и репрессиями 1930-х годов.
Родилась Наталья Николаевна 13 августа в 1894 году в Киеве в семье инженера Николая Людвиговича Ивановского и его жены Александры Петровны.
В 1912 году после окончания женской гимназии она поступила в Киевское художественное училище (1913-1917). Здесь среди ее наставников были преподаватель по рисунку, ученик талантливейшего педагога Московского училища живописи, ваяния и зодчества Павла Чистякова Олаф Ионасон, преподаватель живописи Анна Прахова, дочь известного в Киеве профессора, член Киевского товарищества художников, а также Федор Кричевский, который вел портретный класс. Училище Н. Нагорская закончила успешно и получила рекомендацию для поступления в Академию художеств в Санкт-Петербурге.
Параллельно с учебой в художественном училище она посещала частную студию Александры Экстер, впоследствии известной театральной художницы, которая в 1920-е годы работала вместе с режиссером Александром Таировым в Московском Камерном театре. По сведениям новосибирской исследовательницы Раисы Коняшевой, одного из первых исследователей графики Сибири 1920 - 1930-х годов, которая была лично знакома с Н. Нагорской, в студии А. Экстер не только рисовали, но и читали стихи, слушали музыку.
В 1921 году Н. Н. Нагорская поступает во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) в Москве, сначала на живописный факультет в мастерскую Александра Осмеркина, а менее чем через год переходит на печатно-графический факультет, где ее учителями стали знаменитые мастера - Владимир Фаворский и Павел Павлинов. Но в 1924 году была отчислена з за своего социального происхождения «из дворянства».
С октября 1924 года Нагорская переехала в Новониколаевск (Новосибирск), где работала в книжном издательстве «Сибкрайиздате», краеведческом музее, учителем рисования в школе и др.
Осенью 1925 года Н. Нагорская становится сотрудником краеведческого музея и каждое лето совершает поездки в разные районы Сибирского региона. Весной 1925 года она участвовала в экспедиции в Нарымский край, откуда и были привезены вышеназванные образцы народных орнаментов. Кроме работ
этнографических, впечатления от поездки послужили основой для станковых произведений, посвященных Сибири.
В 1926 году в Новосибирске Н. Н. Нагорская выходит замуж за художника А. В. Вощакина. Он стал ее вторым мужем. Первый муж Петр Нагорский кадровый морской офицер умер в период Гражданской войны на юге России в Крыму. Второй муж, художник А. А. Вощакин был деятельным и инициативным человеком, который обладал выдающимися организаторскими способностями. Он стал одним из организаторов общества художников «Новая Сибирь» (1926-1931) и ее бессменным председателем, а так же одним из инициаторов подготовки и проведения Первой Всесибирской выставки.
В 1926- и 1927 - х годах художница вместе с мужем А. В. Вощакиным выезжают в этнографическую экспедицию на Алтай по р. Чарыш и в район Уймонов. Из этой этнографической экспедиции они привезли в музей зарисовки, фотографии и коллекции по ремеслам, орнаменту, костюмам, дневники о русском старожильческом населении. Подобные иллюстрированные дневники путешествий с записью не только местности, где была сделана зарисовка, но и с точной, порой до дня, датой нередки в искусстве тех лет. Они служили своеобразной копилкой сюжетов, заметками на память и были необходимы при работе над местными, этнографическими сюжетами. Собранные материалы и иллюстрированные дневники экспедиций хранятся в Новосибирском краеведческом музее.
В 1926 году происходит значительное событие в художественной жизни Сибири, в Новосибирске возникает объединение «Новая Сибирь».
2 января 1926 года состоялось учредительное собрание общества «Новая Сибирь» в составе: А. В. Вощакина (председатель), В. Н. Гуляева (секретарь), П. И. Ивакина, А. П. Лекаренко, С. Н. Липина, В. М. Макарова, Н. Н. Нагорской, Н. А. Надольской, А. О. Никулина, П. П. Подосенова, К. Г. Поляшева, Ю. Поповой-Ветровой, В. И. Романова (Ромов).
Собрание избрало временное правление общества, приняло декларацию и устав. В декабре 1926 года правлением общества «Новая Сибирь» были разосланы приглашения по городам Сибири, с просьбой принять участие на первой Всесибирской выставке, а так же сообщение о проведении съезд сибирских художников.
1 января 1927 года открылась первая Всесибирская выставка живописи, скульптуры, графики и архитектуры в Новосибирске. На ней экспонировались более 600 произведений семидесяти трех художников из Новосибирска, Красноярска, Омска, Томска, Барнаула, Бийска, Минусинска, Улан-Удэ, Иркутска и Читы. Через две недели выставка отправилась по городам Сибири: Омск-Томск-Красноярск-Иркутск, причем в каждом пункте экспозиция пополнялась работами местных художников.
В дни работы Всесибирской выставки 3-6 января 1927 года в Новосибирске состоялся 1-й Всесибирский съезд художников, на котором присутствовало 37 делегатов, представляющих разные районы Сибири.
В президиум съезда вошли: А. А. Ансон, А. В. Вощакин, И. Л. Копылов, В. М. Мизеров, В. Л. Петраков, В. И. Уфимцев, Н. Н. Чевалков. Съезд признал основополагающим творческим методом «героический реализм», основанный на идеологии марксизма, утвердил план работы общества и избрал правление под председательством А. В. Вощакина.
После 1928 года деятельность художественного общества «Новая Сибирь» пошла на спад. Запланированная руководством общества обширная выставка в Москве, а также 2-я Всесибирская выставка не состоялась из-за организационных неурядиц. Осенью 1931 году по Постановлению Крайрабиса и Сибискусства Общество художников «Новая Сибирь» было ликвидировано.
Летом 1928 года вместе с Н. Н. Нагорской и А. В. Вощакин он учувствовал в этнографической экспедиции Новосибирского краеведческого музея по сбору полевых материалов о верованиях и бытовом укладе, типах внешности и национальных костюмах этнических групп хакасов. Экспедиция началась в Красноярске, затем ее участники побывали в Минусинске, Аскизе, Тайха и Апчинаеве улусе. Н. Н. Нагорская вела дневник, в котором подробно описала этнические особенности внешности мужчин и женщин качинцев, бельтир и сагайцев, женские прически и украшения к ним, национальную одежду- шубы, сигедеки и шапки, хакасские свадебный и похоронный обряды, выделка и окрашивание кожи, изготовление веревок. В Аскизе им удалось присутствовать на камлании шамана, затем поговорить с шаманом, который им подробно рассказал об одежде, бубне и колотушке и из чего они изготовлены.
К числу работ Н. Н. Нагорской, связанных с впечатлениями от поездки в Хакасию, принадлежит линогравюра «В абаканской кузнице (Друзья)» (1928). В основе работы несомненно лежат конкретные впечатления художницы в Абакане. В этой работе чувствуется прекрасное владение выразительными возможностями графики и понимание ее специфики. Особенно хорошо это прочитывается в решении пространства листа, в его построении. Возвращаясь к работе, нужно сказать, что местная тема здесь достаточно органично воплощена в произведении высокого художественного уровня, где уже в самом сюжете, повествующем об изменении традиционного образа жизни хакасов, звучат веяния революционных идей. Примечательна символичность мотива: хакас в традиционной рубахе «когонек» и русский пролетарий вместе куют и созидают новую жизнь в абаканской кузнице, демонстрируя нам идеи дружбы между народами.
В 1931 году художница Н. Н. Нагорская была командирована Сибирским Союзом промышленных кооператоров в Абакан для организации артели «Улуг Быт». Художница должна была организовать производство хакасской национальной вышивки на экспорт. В те годы народное искусство СССР пользовалось большим спросом за границей. Создание артели стало часть кооперативного движения в Хакасии. В годы индустриализации в СССР кустарная промышленность стала рассматриваться как источник поступления денежных средств на модернизацию и создание крупной индустрии страны.
Артель «Улуг Быт» просуществовала недолго – с января по август 1931 года. Известно, что в артели работало 29 мастериц, которые занимались вышивкой кисетов, рукавиц, национальных платьев, рубах и обуви. В артели велось профессиональное обучение и культурно-просветительная работы: выпускалась стенная газета «Чахсы хоных» на двух языках русском и хакасском, организованы курсы по ликвидации неграмотности, созданы кружки по туризму и краеведению. В артели работали в основном молодые женщины от 18 до 24 лет. Заработная плата вышивальщиц была в размере 45 рублей в месяц, но платили ее несвоевременно.
В 1930-1931 годы художницей были созданы этнографические рисунки тушью с орнаментами народного искусства хакасов, которые хранятся в Новосибирском краеведческом музее. Среди этой группы произведений есть примеры образцов этнических групп хакасов качинцев, сагайцев и бельтиров: вышивки на женской одежде- манжетой и наплечников, кисетов и рукавиц и курительной трубки.
В 1932 году муж Н. Н. Нагорской А. В. Вощакин подвергся репрессии. В 1932 году он был арестован органами ОГПУ, где проходил по делу «Российского общевойскового союза», обвинялся в организации и руководстве боевой ячейкой «краевой повстанческой контрреволюционной организации... из бывшего белого офицерства и контрреволюционного элемента». Коллегией ОГПУ от 05 августа 1933 года Вощакин был осужден по ст. 58-2-6-7- 11 УК РСФСР на 10 лет Исправительных Трудовых Лагерей. Отбывал он наказание в Соловецкой тюрьме особого назначения. Особой тройкой УНКВД Ленинградской Области от 25 ноября 1937 года был приговорен по ст.58-2- 11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде 08 декабря 1937 года.
По сведениям новосибирского исследователя Раисы Коняшевой, сама художница Нагорская также была арестована и три месяца провела в заключении. После всех этих событий необходимо было жить по-иному и потому творческие планы отошли на второй план.
С 1939 по 1941 годы Н. Нагорская работает учителем рисования в одной из школ города Новосибирска. Во время Великой Отечественной войны 1941-1944 годы Н. Н. Нагорская писала плакаты для эвакуированной в Новосибирск Ленинградской филармонии.
С октября 1944 года художница работает инструктором по самодеятельному изобразительному искусству в Новосибирском областном Доме народного творчества, где она проработала до 1961 года. Нужно сказать, что это занятие не было просто средством для добывания хлеба насущного, поскольку интерес к народным традициям возник у Н. Нагорской еще во время жизни на Украине.
В 1980 году Нагорская переехала к дочери Ирине Вощакиной в Химки. В 1983 году Нагорская умерла в Химках Московской области.
Человек глубокой культуры, Наталья Николаевна Нагорская много сделала для развития изобразительного искусства Сибири не только своими произведениями, но и в общекультурном смысле. Кроме значительного вклада в рамках Общества художников «Новая Сибирь», Нагорская активно участвовала во всех делах картинной галереи на первых этапах ее становления. Художница подарила Новосибирскому художественному музею редкие издания по графике, каталоги сибирских выставок 1920 - 1930-х годов, авторские работы и гравюрные доски, живописные и графические произведения художников А. В. Вощакина, А. Г. Заковряшина и С. Липина.
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева