Петр Каралькин - исследователь декоративно-прикладного искусства хакасов
Фото: М. Чебодаева

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей «П. И. Каралькин - исследователь декоративно-прикладного искусства хакасов».

Публикация будет интересна историкам, этнографам, культурологам, всем, кто интересуется историей и культурой Хакасии.

В числе известных сибирских ученых XX века, внесших большой вклад в изучение культуры коренного населения Сибири хакасов, алтайцев, сибирских татар и тувинцев, особое место занимает Петр Иванович Каралькин (1908-1990) – алтайский этнограф, музеевед, исследователь сибирского изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства хакасов. В Абакане исследователь П. И. Каралькин проживал с 1939 по 1949-е годы, где работал директором Хакасского краеведческого музея (1939-1941) и был заведующим сектором истории Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (1946-1949).

Как известно из биографии ученого Петра Ивановича Каралькина в 1926 году он был направлен на учебу на рабфак Томского государственного университета. В 1927 году после учебы на рабфаке в Томске П. И. Каралькин поступил в Институт народов Севера при ВЦИК СССР в Ленинграде. По окончании института П. И. Каралькин получил диплом преподавателя русского языка и литературы в национальных учебных заведениях, а также специалиста по вопросам письменности малых народов Сибири.

Петр Каралькин - исследователь декоративно-прикладного искусства хакасов

В 1939 году Народный комиссариат просвещения РСФСР командировал П. И. Каралькина в Абакан для организации Хакасского областного краеведческого музея. Открытие музея было приурочено к 10-летию Хакасской автономной области, которое отмечалось в 1940 году. С сентября 1939 года по июнь 1941 года П. И. Каралькин был директором Хакасского областного краеведческого музея

В 1944 году, распоряжением СНК РСФСР №1786-р, в Абакане был открыт Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. Его целью стало изучение языка и письменности, литературы и фольклора, истории, археологии и народного искусства. Первым директором института стал Н. Г. Доможаков – писатель, кандидат филологических наук. Структурными подразделениями института стали три сектора: языка и письменности, литературы и фольклора, истории и этнографии.

Значительный материал по народному искусству и орнаменту хакасов был собран во время летних этнографических экспедиций Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории в 1946, 1947 и 1948 годах под руководством П. И. Каралькина.

Летом 1946 года Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории организовал первую этнографическую экспедицию. Одной из основных задач экспедиции стало изучение этногенеза хакасов, современного состояния культуры и быта сагайцев, культурного влияния русского народа на хакасов, семейные отношения и религиозные верования. В состав экспедиции вошли этнограф Ю. А. Шибаева, археолог А. Н. Липский, этнограф П. И. Каралькин и Л. П. Потапов – научный сотрудник Музея этнографии и антропологии им. Петра Великого (Кунсткамера) из Ленинграда. Экспедиция работала в течение августа – октября 1946 года в бассейне реки Теи, в районе проживания этнической группы сагайцев в Аскизском районе, где члены экспедиции посетили улусы Усть-Есь, Абрамов, Верх-Тея, Усть-Чуль и др.

Петр Каралькин - исследователь декоративно-прикладного искусства хакасов

Во время этнографической экспедиции 1946 года исследователь П. И. Каралькин сделал этнографические рисунки, которые в настоящее время хранятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) коллекция «И-1200 (1-20) в Санкт-Петербурге и в рукописном фонде Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории фонд №898 в Абакане.

В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) коллекция «И-1200 (1-20) хранятся девятнадцать карандашных рисунков, выполненных в 1946 году П. И. Каралькиным, с мотивом орнаментов вышивки на женских шубах, изображений детской люльки, кожаной сумки и охотничьей обуви, детских игрушек, металлического тагана и деревянной воронки, предметов выделки кожи, сундука из кожи, огниво и курительных трубок, веялки для провеивания зерна, скребка для изготовления деревянной посуды, болванки для изготовления седла, деревянной и каменной ручных мельниц.

Традиционному женскому костюму хакасов - сагайцев и орнаменту на вышивке на женских шубах «ах тон», этнограф П. И. Каралькин закономерно отвел значительное место в рисунках, им было создано 7 листов. В рисунке МАЭ (И-1200-8) «Женская шуба (спинка)» этнограф детально рассмотрел покрой праздничной женской шубы «ах тон» и сделал авторские комментарии, которые рассказывают нам, что зарисованная на рисунке шуба «тон», принадлежала Клана Бурнаковой, 42 лет, жительнице улуса Верх Тея, Аскизского района. На шитье шубы «ах тон» мастерица Бурнакова использовала 8 белых овчин, 3 метра сатина на «хачи» и 270 штук беличьих лапок на «хума», шубу она сшила вручную за 7-8 дней, этнограф также детально рассмотрел вышивку на спинке шубы и аппликацию пратами и тартханами.

В рукописном отделе Хакасского научно-исследовательского института язык, литературы и истории (№ 898) хранятся 26 рисунков, исполненных П. И. Каралькиным во время этнографической 1946 года в Аскизский район - в технике акварели с изображением женской шубы «тон», безрукавки «сигидек», вышивки на традиционной женской рубахе «когонек», женской шапки «тулгу порiк», рукавицы «мелей», женских украшений «ызырга» и кисета «хапчик».

В улусе Усть-Есь Аскизского района у местной жительницы Аксиньи Ильиничны Тодиновой этнограф П. И. Каралькин зарисовал детали традиционного хакасского платья «когонек». Всего этнографом было сделано 4 рисунка с платья «когонек» Тодиновой в технике акварели с вышивкой на женском платье: на рукаве «поркам», на наплечнике «иньмен» и два рисунка вышивки на воротнике рубахи «мойдырых». Этнограф П. И. Каралькин очень тщательно относится фиксации национальной женской рубахи «когонек», где он старается передать ее неповторимый национальный колорит и особенности размещения вышивки на рубахе с мотивом растительного орнамента, который использовался для декорирования женской рубахи этнической группой хакасов-сагайцев.

Большой интерес в этнографических экспедициях у П. И. Каралькина вызывают накостные женские украшения «ызырга», где в своих рисунках он запечатлел четыре вида хакасских съемных женских украшений. Эти этнографические рисунки «ызырга» были сделаны с натуры у жительниц улуса Абрамов Марии Владимировны Казыгашевой и Ирсы Николаевны Боргояковой, Марии Владимировны Топоевой и жительницы улуса Усть-Сос Короча Ачитаевой.

Данные накостные серьги «ызырга», носили хакасские свахи «худагай». Серьги «ызырга» делались местными ювелирами и состояли из медной проволоки, согнутой в круг от 4,5 -8 см в диаметре, к которому вертикально прикрепляется проволока, с нанизанными на нее вперемежку крупными и более мелкими розовыми кораллами (3-8 штук), к концу же проволоки подвешиваются серебряные монеты от гривенника до царского рубля и кисти из цветного шелка или бисера. Иногда серьги «ызырга» спускались до самых плеч и соединялись лежащей на груди медной или серебряной цепочкой «льчьрбе». В настоящее время женские накосные серьги «ызырга» редко встречаются в музейных коллекциях, по причине их ограниченной сферы бытования – женщины-хакаски носили серьги под головным убором и платком и специально не собирались.

Петр Каралькин - исследователь декоративно-прикладного искусства хакасов

В июле - августе 1947 году была организована вторая комплексная экспедиция ХакНИИЯЛИ, которая называлась «Бельтирская» в Аскизский и Таштыпский районы Хакасской автономной области. Целью экспедиции было изучение народных традиций, материальной культуры, фольклора и языка бельтиров и сагайцев. В состав экспедиции вошли: руководитель П. И. Каралькин, филолог Ц. Д. Номинханов, этнограф Ю. А. Шибаева, археолог А. Н. Липский, художник Д. П. Черепанов и др. В научной экспедиции П. И. Каралькин изучал основные занятия хакасов (земледелие и охоту) и русскую этнографию; Ю. А. Шибаева жилище и костюм; а художник Д. П. Черепанов делал этнографические зарисовки традиционного костюма и орнамента.

Группа выехала из Абакана 9 июля 1947 года по маршруту: Абакан-Малый Монок-Аскиз-Маткечик-Иудино-Красный Ключ-Кызыл Карасуг. В Малом Моноке экспедиция пробыла до 22 июля. Здесь экспедиция разделилась на две группы: П. И. Каралькин, Ц. Д. Номинханов, А. Н. Липский и Д. П. Черепанов поехали в Большие Арбаты, а Ю. А. Шибаева и А. П. Бытотова поехали в улусы Маткечик и Бельтиры. Подведя итоги «Бельтирской экспедиции» 1947 года, нужно сказать, что был собран значительный материал по истории, этнографии, фольклору, антропологии, археологии, музыке и декоративному искусству хакасов. Художником экспедиции Д. П. Черепановым было выполнено 185 рисунка хакасского костюма и орнамента, которые в настоящее время хранятся в рукописном фонде Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории и Хакасском национальном краеведческом музее.

В июле-августе 1948 году состоялась следующая «Шорско-бельтирская» экспедиция Хакасского научно-исследовательского института в Таштыпский район Хакасской автономной области. Целью экспедиции было изучение семейно-родовых отношений, основных занятий (земледелие, скотоводство, охота и рыболовство), жилища, костюма, ремесла и верований шорцев, сагайцев и бельтиров. В состав экспедиции вошли: П. И. Каралькин – начальник отряда, этнограф Ю. А. Шибаева, художник Д. П. Черепанов, фотограф Я. А. Петров и Е. Боргоякова – переводчица Ю. А. Шибаевой.

Члены экспедиции на автомашине выехали из Абакана 12 июля 1948 года, направляясь через Аскиз-Таштып-Нижние Сиры-Верхние Сиры-Кызыл суг в Таштыпский район. Базируясь в Кызыл суге, отряд проводил работу в Малых и Больших Шорах и Карасуге. Фотографом Я. А. Петровым проводилась фотосъемка по жилищу и костюму (данные фотографии видимо, не сохранились - прим. автора).

29 июля члены экспедиции Ю. А. Шибаева и Е. Боргоякова выехали в Усть-Абаканский район для исследования жилища и костюма качинцев в улусах Доможаков и Трояков. Отряд в составе П. И. Каралькина и фотографа Я. А. Петрова выехали по маршруту Анжуль-Чиланы-Бутрахты-Карагай-Печин Таштыпского района. В улусе Чиланы П. И. Каралькин сделал рисунки спинки хакасских женских шуб «тон» с вышивкой пратами и тартханами местной жительницы М. И. Майнагашевой.

Спинки праздничных женских шуб «ах тон» у хакасских женщин обильно украшались вышивкой и аппликациями с «пратами» и «тартханами», которые были символом богини плодородия и деторождения Умай (Ымай). Праты делались – в виде матерчатых аппликаций (из парчи, шелка или бархата) или вышивались гладью. Размер пратов составлял приблизительного 5х5 см, их количество делалось – три или пять, но всегда было нечетное количество.

В 1949 году Петр Иванович с женой и детьми Нелли и Русланом переехали в Ленинград, где он поступил в аспирантуру Института народов Севера, которую окончил и в 1952 году успешно защитил диссертацию на тему «Расселение и племенной состав хакасов в XVII–XIX вв.». После защиты диссертации П. И. Каралькина пригласили на работу в Государственный музей этнографии народов СССР. За годы работы в музее Петр Иванович заведовал его научным архивом, руководил отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока, являлся заместителем директора по научной работе.

За время многочисленных этнографических экспедиций, совершенных П. И. Каралькиным в 1940-1960-е годы по Саяно-Алтаю им было собрано большое количество музейных предметов, пополнивших фонды главных музеев страны Санкт-Петербурга и Абакана которые к глубокому сожалению до настоящего времени не изучались и не публиковались целиком.

Особое место в архивных и музейных фондах занимают авторские работы П. И. Каралькина, раскрывающие еще одну грань его художественного таланта, которые включают около 45 этнографических рисунков, характеризующих быт и традиционный костюм сагайцев, бельтир и шорцев.

Петр Иванович Каралькин скончался 10 сентября 1990 года в Ленинграде, оставив после себя большое научное наследие. Большая часть материалов собранных материалов ученого-этнографа, рассредоточена по разным архивам и музеям России и требует полного и досконального научного исследования.

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий