Звезда "9 роты", принявший участие в фильмах Хакасской киностудией "Ветер перемен", Амаду Мамадаков резко раскритиковал решение отдавать часть площадей в Национальном театре республики Алтай под торговые точки. На своей странице в соцсети он разместил запись следующего содержания:
"Национальный театр республики Алтай продолжает пробивать дно. Про торговлю трусов и шуб молчу. Уберите с фасада слово театр, не позорьте его".
Разумеется, не все разделяли подобное мнение, о чём и сообщили в комментариях под постом. Актёр не стал отступать от своего мнения и вступил в дискуссию. Отстаивая свою позицию, Амаду апеллировал к собственному опыту.
Один из комментаторов выразил мнение, что ситуация возмутившая актёра, удручает, но так зарабатывают все учреждения культуры:
"Точка зрения «так везде» имеет немало приверженцев: В библиотеке Чевалкова обувь продают, все ДК в Новосибирске регулярно открывают двери для меховых ярмарок. Так во всех городах, Горно-Алтайск не исключение. В прошлом году я была на этой строительной выставке и мне очень понравилось, были представлены отличные фирмы и разная продукция, не считаю это мероприятие позорным. Если удастся выйти на самоокупаемость за счёт культурных мероприятий – отлично. Однако, даже коммерчески успешные спектакли и концерты не всегда спасают учреждения в целом".
Известный по фильмам «Звезда», «72 метра», «9 рота», «Монгол», «28 панфиловцев», «Сердце Пармы» и сериалу «Солдаты», Амаду Мамадаков не согласился с тем, что подобное наблюдается во всех республиках:
"Вот уровень мышления: сравнивать ДК с единственным Театром, и такое мнение у всех на Алтае. Почему-то в Туве, в Бурятии, в Хакасии, в Якутии в театрах нет этого же, где по несколько театров. Да, беда... Торговля окончательно помутнила сознание людей. И самая беда, что это сознание укоренилось в правящих лицах и в их окружении. Обеднели, несчастные, аж готовы оправдать все что угодно и как мантру повторяют – самоокупаемость, выгода, коммерция, ничего в этом плохого... Зато все на джипах, в коттеджах и брендовых одеждах. Вы еще раз подтверждаете, что у нас совершенно потеряно понятие, что такое театр..."
Напомним, что о важности не смешивать коммерческую выгоду с духовным смыслом театра говорил в интервью ИА "Хакасия" актёр театра кукол "Сказка" Эдгард Арутунов:
"И слава театра "Сказка" в том, что он интересен в своём творчестве. А не тем, что каждый месяц переполняют план по зрителю и по финансированию. Мы понимаем, что всё это нужно. Но тот же план по финансированию можно по-разному выполнять.
Был фильм прекрасный "Тупой жирный заяц". В нём рассказывалось, что для заработка денег в театр впустили колбасного короля. И он в фойе разместил колбасы, поручил актёрам выходить в антракте в костюмах и как бы покупать их.
Другой пример - был период, когда драмтеатр сдавал помещение под шубы. Да он выполнял план, но извините, а куда ушло творчество? Всё-таки главное в театре - это творчество. На самом деле наш театр зритель любит за его эксперименты, за классические спектакли, за качество. Если будет качество, то зритель будет идти и, соответственно, будет выполняться план и всё остальное".
Видимо, люди, по-настоящему служащие театру, солидарны в том, что искусство должно ставить во главу угла духовные ценности, а не коммерческие.
Отдельного внимания заслуживает полемика Амаду Васильевича с теми комментаторами, которые пытались объяснить происходящее так: «Видимо, пытаются так заработать, если хороших спектаклей и зрителей мало…», «Пытаются зарабатывать или единственная площадка в городе такого масштаба?».
Амаду Мамадаков заметил:
"Действительно, своему окружению надо платить. А театр может сидеть без сцены, без цехов, без бухгалтерии. Зато название забрали и вывесили на фасаде и зарабатывают. Так же трусы и шубы продавал. Удобно. А народ-то думает – ну это ж вот такой театр, с трусами и техникой. Нету другого представления о театре, как и у вас, как я понял. Другие республики смеются и угорают над нашим представлением о театре".
"Амаду, да не думает так народ! Что вот такой театр с трусами и шубами. Может, не стоит слушать подстрекателей из других регионов, с их лицемерными охами-вздохами, ну зачем сравнивать театры регионов, где совершенно разная культура посещения театров/концертов? У них есть прослойка людей, которые в театр ходят чуть ли не каждую неделю. У нас – 3-4 раза за сезон сходишь и уже получишь уничижительное клеймо «любительница концертов», означающее "бездельница, не то что я, трудяжка". И мне эти выставки в стенах театра не мешают воспринимать постановки отдельно от них. Да, лучше без них, но как-то не смертельно", - возразили актёру.
Звезда фильмов парировал следующими словами:
"Действительно, другие республики смеются. Я ж езжу. Недавно в Хакасии был и министр культуры удивлялся, как же так можно? Что, у вас совершенно нет понятия театра? И так же в Бурятии, в Туве. Я не считаю их подстрекателями.
Так же глава Хакасии говорит, что культуру Хакасии поднимают алтайцы, которые переехали к нам. Яркий пример – Артур Марлужоков. Да, у нас исчезла эта прослойка, когда с 90-х театр стоял разрушенным до фундамента и разогнали русскую труппу и алтайскую труппу. Выросло поколение, которое абсолютно не понимает значения театра, которое считает людей культуры третьим сортом и дает клеймо тем, кто ходит.
Весь город в торговых площадках. Мало? Двойные стандарты с названием «национальный театр». Лучше убрали бы с фасада слово театр. Не позорить слово театр. По-честному назвать "центр искусств и торговли", как и есть по документам".
Пример Артура Викторовича, однозначно, яркий. Заслуженный артист республик Алтай и Хакасия, певец и художественный руководитель республиканской филармонии был принят многими сценическими площадками страны, но родная сцена нашлась именно в Хакасии. Гостеприимная Хакасия открыта для развития не только музыкальной сферы.
Так для съёмок фильма "Чекаго" в республику прибыли московские киношники и именитые актёры: Иван Кокорин, Юрий Кузнецов, Игорь Жижикин и другие. Помимо Амаду Мамадакова в съемках этно-мистической кинокартины "Шаман" участвовали комедийная актриса Марина Федункив, а также тувинская актриса Лянеа Ондур. А театры республики приглашают гостей из столицы для постановок, вывозят собственные спектакли на суд зрителей из соседних регионов, участвуют в фестивалях и конкурсах различных (вплоть до международного) уровнях.
Комментарии