Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей «Традиции вышивки енисейских кыргызов (ХII-ХIII века) в «Качинской землице».
Публикация будет интересна историкам, этнографам, культурологам, всем, кто интересуется историей и культурой Хакасии.
Среди древних сохранившихся образцов народной вышивки енисейских кыргызов, стали известны фрагменты шелковой одежды с вышивкой из богатого качинского захоронения, обнаруженные в 1925 году археологами С. А. Теплоуховым и А. Н. Глуховым на горе Часовенная под Красноярском. Данные фрагменты датируются средневековой аскизской культурой XII- XIII вв., который в истории Хакасии был связан с периодом монгольского нашествия и в настоящее время хранятся в Государственном Эрмитаже.
В 1925 год в могиле мужчины №14 и могиле женщины №17 на горе Часовенная археологами А. Н. Глуховым и С. А. Теплоуховым, а позднее описанные археологом А. А. Гавриловой в книге «Могильнику Кудыргэ как источник по истории алтайских племен», в состав предметов найденных в могильнике Часовенная, были найдены остатки одежды из шелковых тканей двух сортов – тафты и камчатной ткани.
Несмотря на широкую известность и эталонное значение памятника, материалы Часовенной горы в полном объёме до настоящего времени не были опубликованы. В коллекции находок из часовенногорских могил, хранящихся в Государственном Эрмитаже (коллекция №1931), находится серия вещей, связь которых с конкретными погребениями не установлена, среди них фрагменты вышивки с мотивами растительного орнамента, выполненная в технике глади на шелковой ткани. Вышивка вызывает несомненный интерес, т. к. это единственный сохранившийся образец древней вышивки енисейских кыргызов, предков современных хакасов.
На фрагменте шелковой одежды древняя кыргызская мастерица вышила в технике глади мотив растительного орнамента с цветами и листьями, использовав нити золотисто-желтого, зеленого и коричневого цветов. В результате лицевая сторона ткани выполнена в технике глади, а на оборотной стороне остались лишь маленькие стежки, которые, сливаясь с оборотной стороной, становятся практически невидимыми. Вышивка гладью как элемент декорирования одежды появилась еще в древности и из раскопок мы находим подтверждение, что у енисейских кыргызов техника вышивки гладью, возможно появилась в ХII-ХIII веках. Таким способом в средневековье женщины и девушки создавали уникальные узоры и орнаменты, украшая свою праздничную и повседневную одежду, создавая поистине потрясающие шедевры с многообразием цвета и тонкими цветовыми переходами.
Район города Красноярска и горы Часовенная исторически принадлежали к местам проживания этнической группы хакасов - качинцев. Здесь в бассейне сравнительно небольшой речки Качи располагались кочевья качинцев. Очевидно, степь на Красном яру в ее устье реки Качи и была центром «Качинской землицы», так как строитель Красноярского острога атаман Дубенский прямо указывал, что «Красный яр» там же, «что и Качинская землица», а «прозвал то место Красным яром» он сам».
В 1960 год красноярский исследователь В. К. Карцов писал по поводу «Качинской землицы» в районе Красноярска следующее: «Здесь вероятно, уже в ХIII-ХIV вв. сложился какой- то феодальный центр, о чем говорит открытое С.А. Теплоуховым на Часовенной горе (над Красным яром) богатое княжеское погребение кочевника этого времени, содержащего серебряную посуду, шелковую одежду, дорогое конское убранство, оружие и прочее».
О внешних связях населения Южной Сибири и енисейских кыргызов в VI-XI века свидетельствует громадное количество археологического материала. Большая часть этого материала иллюстрирует связи енисейских кыргызов с Танской империей. Это прежде всего, привозные бронзовые зеркала, монеты, шелковые ткани, ювелирные и лаковые изделия, сельскохозяйственные орудия. Значительную часть привозных вещей из Китая составляли шерстяные и шелковые художественные ткани (полихромные газовые и камчатные шелковые ткани). В обмен на эти предметы роскоши от енисейских кыргызов в Китай вывозили мускус, получаемый из рогов кабарги, меха, а также деревья тополь и халадж (?) и высоко ценимые на Ближнем Востоке бивни мамонта.
Как известно в государстве енисейских кыргызов, сложившегося в VI-ХII веках высокого развития достигла внешняя торговля с Танским Китаем. В это время существовал Великий шелковый путь, который связал страны Европы со странами Востока. По мнению известного ленинградского ученого Е. И. Лубо-Лесниченко в Центральной Азии существовало два торговых пути «Уйгурский» и «Киргизский», которые связали страны Азии с Танской империей в Китае. «Киргизский путь» шел из Турфана через Джунгарию в предгорья Монгольского Алтая и далее – через перевал Кемиз-арт и через Туву – к Минусинской котловине.
По «киргизскому пути» происходила интенсивная торговля государства енисейских кыргызов с оазисом Восточного Туркестана и странами Среднего Востока. Как пишет китайская летопись «Таншу», кыргизы: «всегда имели близкие отношения с Даши, тибетцами (Туфань) и карлуками (галолу). Тибетцы при поездках к киргизам боялись грабежей со стороны уйгур (Хуйху) и непременно брали с собой для сопровождения карлуков. Из Даши не более двадцати верблюдов приходило с узорчатыми тканями, но когда невозможно было уместить всего, то раскрадывали на двадцать четыре верблюда. Такой караван отправляли один раз в каждые три года».
Археолог С. А. Теплоухов
В знаменитой книге археолога С. А. Теплоухова «Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края» (1927) могильник на Часовенной горе составил VIII (последний) период, датированный ХIII-ХIV веками. Однако, из большого количества найденных здесь предметов, в таблицу вошли только серебряные вещи — кубок, ковш, серьга, обкладка передней луки седла; а также навершие в виде трёхпёрого наконечника стрелы; без указания могил, из которых они происходят.
Известный петербургский археолог Д. Г. Савинов изучая данный археологический памятник на Часовенной горе, сделал важный вывод, что:
«В целом, могильник Часовенная гора — это небольшое семейное (?) кладбище явно привилегированной группы населения, где каждому из погребённых были предназначены комплекты конской упряжи и соответствующие их социальному положению другие предметы сопроводительного инвентаря. Обращает на себя внимание, что вещи новых для Южной Сибири форм (кубок, ковш, серьги, щеточка) находились в женском погребении, а вещи, связанные с кыргызской культурной традицией — в мужском, что может рассматриваться как косвенное свидетельство их различной этнической принадлежности».
Таким образом, фрагменты с вышивкой на одежде из шелковой ткани, обнаруженные в археологическом памятнике с горы Часовенная под Красноярском в 1925 году, датируемый аскизской культурой (ХII-ХIII века), является образцом древнего народного искусства енисейских кыргызов, предков современных хакасов.
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева