В Хакасии рассказали о «резиденции» Кузнецовых в судьбе художника Сурикова
Фото предоставила Марина Серебренникова (правнучка купцов Кузнецовых из Красноярска)

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй о «резиденции» золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова в Узун-Чуле Минусинского округа.

Вот её содержание: 

«В ХIХ-начале ХХ в. село Аскизское – центр Степной думы разнородных племен, становится образовательным и культурным местом в Хакасско-Минусинском крае, где проживали известные люди того времени красноярские золотопромышленники П. И. и И. П. Кузнецовы, «резидент» золотопромышленника П. И. Кузнецова И. И. Каратанов и его сын художник Д. И. Каратанов, будущий профессор Н. Ф. Катанов, учитель Аскизской школы Е. С. Катанов, священник Аскизского прихода Н. А. Орфеев, иконописец Д. И. Лавров, политический ссыльный Иван Маркович Радецкий и др.

Большой вклад в развитие культуры в с. Аскизском внес известный красноярский купец и золотопромышленник Петр Иванович Кузнецов. Роль которого до настоящего времени в истории Хакасии не рассматривалась. А сделано Кузнецовым было немало: он помог в организации Аскизской начальной школы в 1869 году, выделил для школы помещение, деньги, помог с учебниками и книгами и выделял деньги и на другие важные проекты тех лет.

В 1865 году красноярский купец и золотопромышленник Петр Иванович Кузнецов стал одним из основателей компании «Кузнецовы и Ко». Кузнецовы стали владельцами золотых приисков в Минусинском, Томском и Ачинском округах. Принадлежащий им Митрофановский золотоносный прииск находился в Ачинском округе, прииски на реке Кызас и Троицкий прииск на ручье Узун Чул в Минусинском округе.

Пётр Иванович Кузнецов (1818-1878 гг.) был золотопромышленником, купцом первой гильдии, городской голова Красноярска (1853-1855, 1862-1864, 1871-1875-х годах). Его отец Иван Кириллович Кузнецов принадлежал к первым из красноярских торговцев, который в 1835 году стал купцом первой гильдии и был дважды был городским головой Красноярска в (1835-1837) и (1844-1846 годах). П. И. Кузнецов с 1847 года по 1850-е торговал в Кяхте, стал потомственным почетным гражданином и кавалером ордена св. Станислава второй степени.

С 1865 года в с. Аскизском строится «резиденция» и находится перевалочный пункт золотопромышленника Ивана Петровича Кузнецова и его сыновей – для грузов, идущих на золотые прииски по рекам Кызасу, Анзасу и Узун-Чулу. В конце западной части села Аскизское Кузнецов возвел два больших дома, конюшни, амбары и прочие постройки, где часто останавливались приезжающие в Аскизское гости. В летнее время гости в «резиденции» П. И. Кузнецова останавливались в двухэтажном деревянном здании (в настоящее время там находится Аскизский районный краеведческий музей им. Н. Ф. Катанова).

Второй «резиденцией» купца и золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова в Степной думе соединенных разнородных племен был Узун Чул, расположенный в верховьях рек Немир и Узун-Чул, в 150 километрах к юго-западу от Минусинска. Узун-Чул переводится с хакасского языка, как «Длинный ручей». «Резиденция» Кузнецова в Узун-Чуле представляла просторный двухэтажный дом, который находился в глубине ложбины, за ним начинались лесистые холмы. Дом имел две крытые боковые террасы, которые делали дом похожим на белую куропатку, раскинувшую крылья для полета. В Узун Чуле П. И. Кузнецов построил также конюшни, амбары и сельскохозяйственные прочие постройки. В «резиденции» часто останавливались приезжающие гости.

Узун Чуль был известен тем, что здесь летом 1873 году побывал художник Василий Иванович Суриков и своих живописных и графических работах воспел этот красивый и неповторимый таежный край Хакасии. Первую поездку в Хакасию В. И. Суриков совершил, еще будучи студентом Академии художеств. Напряженная учеба и сырой петербургский климат сказались на здоровье: он заболел туберкулезом. Узнав об этом, опекавший его, красноярский золотопромышленник Петр Иванович очень огорчился и пригласил Сурикова приехать летом на одну из своих дач-резиденций в таежное имение Узун-Чул.

Золотопромышленник Петр Иванович Кузнецов много сделал для известного художника В. И. Сурикова. Он не только платил ему стипендию, но и по-отечески заботился, став для него чутким и мудрым советчиком. Дом П. И. Кузнецова в Красноярске считался одним из самых роскошных во всей Енисейской губернии. Он был известным собирателем картин русских и зарубежных художников, обладал редкой коллекцией фарфора и бронзы. Путешественник и натуралист, он прекрасно знал музыку и литературу, несколько иностранных языков.

В Императорском Мариинском театре в Санкт-Петербурге у П. И. Кузнецова была собственная ложа. В 1878 году П. И. Кузнецов умер в Санкт-Петербурге. Но похоронен был в Красноярске в ограде Воскресенского собора рядом с графом Н. П. Резановым (1764-1807 гг.), русским дипломатом и путешественником. В 1950-е годы Воскресенский собор и его кладбище были уничтожены, а могилы Н. П. Резанова и П. И. Кузнецова были потеряны.

Таким запомнили современники П. И. Кузнецова, так много сделавшего для Сурикова в начале его творческого пути. Богач-золотопромышленник и меценат, городской голова Красноярска, он был первым, кто поверил в талант Сурикова и оплачивал его обучение в Императорской Академии Художеств.

В 1911 году художник В. И. Суриков рассказал писателю М. А. Волошину, о его знакомстве с купцом П. И. Кузнецовым следующее:

«А раз пошел я в собор, - ничего ведь я и не знал, что Кузнецов обо мне знает, - он ко мне в церкви подходит и говорит: «Я твои рисунки знаю и в Петербург тебя беру». Я к матери побежал. Говорит: «Ступай. Я тебе не запрещаю». Я через три дня уехал.

Одиннадцатого декабря 1868 года. Морозная ночь была. Звездная. Так и помню улицу, и мать темной фигурой у ворот стоит. Кузнецов - золотопромышленник был. Он меня перед отправкой к себе повел, картины показывал. А у него тогда был Брюллова - портрет его деда. Мне уж тогда те картины нравились, которые не гладкие. А Кузнецов говорит: «Что ж, те лучше».

Кузнецов рыбу в Петербург посылал - в подарок министрам. Я с обозом и поехал. Огромных рыб везли: я на верху воза на большом осетре сидел. В тулупчике мне холодно было. Коченел весь. Вечером, как приедешь, пока еще отогреешься; водки мне дадут. Потом в пути я себе доху купил».

В 1873 году Суриков доехал из Санкт-Петербурга в Красноярск, далее из Красноярска художник добирался на подводах до Ачинска, а до места назначения Узун-Чул, проезжая через ширинскую и Салбыкскую степи, так называемую «Долину царей». Свой путь художник запечатлел в известных работах: «Минусинская степь» (1873), «Минусинск. В пути» (1873) и «Группа людей у повозок» (1873).

В Узун-Чуле П. И. Кузнецов дал Сурикову для поездок коня из своей конюшни. Верхом на лошади художник ежедневно ездил в хакасские улусы пить кумыс - напиток из кислого кобыльего молока. В результате очень скоро он избавился от испарины, полностью прекратилось покашливание. Два месяца, проведенные среди первозданной хакасской природы, населяющих ее людей и кумыс, – все это благодатно сказалось на его здоровье. Бесспорно, помог и хакасский степной сухой, горячий воздух, пахнущий полынью. В Узун-Чуле Суриков прожил больше месяца и излечился от туберкулеза.

Чувствуя прилив физических и творческих сил, Суриков много и плодотворно работал как живописец-пленэрист и как художник исследователь, постигая величие природы и красоту местного населения. Он брал альбом, краски и уезжал в степь на весь день. Один за другими рождались чудесные акварели, которые во многом сохранили своеобразные черты быта и национального образа хакасов и сагайцев, качинцев и койбалов: «Мурза», «Хакас с закованными в цепи ногами», «Минусинская татарка», «Карым-подпасок. Каменная баба», «Минусинские татары», «Минусинские татарки» др.

Вторая поездка художника В. И. Сурикова в Узун Чул состоялась в 1892 году и была связана с работой над историческим полотном «Покорение Сибири Ермаком». Для художника одним их самых важных моментов в процессе создания картины «Покорение Сибири Ермаком» была работа с натурой. С этой целью Суриков приехал в Сибирь и совершил поездки в Енисейскую и Тобольскую губернии. Преодолевая бесчисленные трудности – с альбомом, карандашом и красками в руках, он настойчиво отыскивал нужные ему типы людей и предметы, стараясь «уловить правду легендарного похода» сибирского казака Ермака.

Летом 1892 года художник собирает материал и пишет этюды к войску Кучума – в Хакасии и в Тобольске. Сначала, в мае, Суриков вместе с дочерьми Леной и Ольгой поехал в Тобольск, где им были написаны этюды: «Остяк в лодке», «Головы татар» (старика и молодого) и др. Затем на короткое время он приехал в Красноярск, оставил здесь дочерей с родными и направился вверх по Енисею в местность Узун-Чул. Стремление найти необходимые реальные прототипы для сибирских воинов Кучума, запечатлеть каждую деталь национальной одежды и вооружения привели Сурикова в Хакасию. Здесь он поселился на прииске Узун-Чул, который унаследовал после смерти Петра Ивановича Кузнецова в 1878 году его сын Иннокентий Петрович Кузнецов-Красноярский.

Сохранилось письмо В. И Сурикова к матери от 3 июля 1892 года:

«Здравствуйте, милые мамочка и Саша (брат В.И. Сурикова, – прим. автора)! Я теперь живу у Иннокентия Петровича Кузнецова, на его даче за Узун-Джулом, пишу этюды татар. Написал очень порядочное количество. Воздух здесь хороший. Остановился в Минусинске на один день, т. к. музей отделывался, и многие вещи трудно было видеть. Думаю порисовать там, на возвратном пути.

Пиши по адресу: Минусинск, Немир, около Узун-Джула, резиденция И. П. Кузнецова, для передачи мне. Останусь здесь недели две еще. Нашел тип для Ермака. Мамочка, целую вас, будьте здоровы. Целую тебя, Сашу. Твой В. Суриков».

Суриков в Узун-Чуле прожил две недели, путешествуя верхом на лошади по его живописным окрестностям с альбомом и этюдником. Эта поездка оказалась для него особенно удачной. Здесь художник написал множество этюдов и акварелей: «В горах по реке Немиру», «Шаман», «Голова хакаса», «Типы минусинских татар», «Стрелок, стреляющий из лука», «Всадник в степи», «Качинские татары», «Руки хакасов», «Всадник в старинном вооружении» и «Всадник».

Почти ежедневно Василий Иванович и в этой поездке приносил домой все новые этюды. Он выискивал характерные типы хакасов: подсаживаясь к ним и сидя на земле, художник делал карандашные наброски, акварели и небольшие этюды маслом, быстро и верно схватывая выражение и черты лица каждого портретируемого.

На обратном пути из Узун-Чула в Красноярск Суриков посетил знаменитый Минусинский краеведческий музей. В фондах музея он тщательно изучал этнографический отдел – с сохранившейся традиционной одеждой и головными уборами хакасов, шаманскими предметами, орнаментальными украшениями и предметами быта, делал с них зарисовки для будущей работы. В отделе археологии музея художник долго и тщательно зарисовывал черепа древних обитателей края, боевые доспехи, кольчуги из металла, старинное оружие, лук и стрелы. Художнику хочется мысленно проникнуть в тот языческий мир, который существовал в Сибири до прихода Ермака и его дружины.

Таким образом, поездки художника В. И. Сурикова в с. Аскизское и Узун Чуль Минусинского округа в 1873 и 1892 –х годах стали творческим вдохновением для живописца, которое послужили для создания акварельных работ и самого известного исторического полотна «Покорение Сибири Ермаком», которые бесспорно вошли в сокровищницу русского изобразительного искусства».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

Суриков такой круглолицый, отличается от столичных своих друзей на старых фотографиях. Вроде бы, у него в предках были местные, хакасы. Тогда Суриков наш! Почему у нас нет даже памятника ему? Нужно проводить в честь него праздники, взятия снежного городка и т. д., надо всем хвастаться, что это мы его от туберкулеза вылечили)) Приглашать сюда его пра-пра-правнуков (Михалковых-Кончаловских) в гости...