Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй об обнаруженном в захоронении под горой Часовенная седле - памятнике декоративного искусства эпохи средневековья ХIII-ХIV веков.
Вот её содержание:
«В разные годы на территории Красноярского края и Хакасско-Минусинской котловины были обнаружены конские седла или их фрагменты, датированные эпохой средневековья. Седла принадлежали культуре эпохи енисейских кыргыхов (VI-XII вв.) и аскизской культуре ХIII-ХIV вв., который в истории Хакасии был связан с периодом монгольского нашествия.
На сегодняшний день сохранилось три седла енисейских кыргызов, которые дошли до наших дней: седло с серебряными обкладками c горы Часовенная под Красноярском (Государственный Эрмитаж), деревянное из Узун Хая (Хакасский национальный краеведческий музей) и деревянное с костяной лукой из Копенского Чаатаса (Государственный исторический музей).
В фондах Эрмитажа в настоящее время хранятся фрагменты трех седел с горы Часовенная из-под Красноярска, раскопанных археологом С. А. Теплоуховым. Два фрагмента седел были тюркского типа и одно седло монгольского типа.
В 1925 году археологом С. А. Теплоуховым на горе Часовенная под Красноярском были раскопаны могилы с одиночными погребениями и богатым сопровождающим инвентарем. В захоронениях были найдены серебряные сосуды, золотые серьги, оружие, фрагменты камчатой ткани и тафты, и остатки трех седел, которые были декорированы серебряными обкладками. Одно седло имело высокую подтреугольную луку и принадлежало мужчине, а два других с широкими арочными луками принадлежало женщине знатного рода. Всего в могильниках на Часовенной горе было обнаружено 12 серебряных обкладок седел, состоящих из 4 боковых кантов, 4 лицевых обкладки от передней луки и 4 обкладки полок. Металлические обкладки передней луки седла были декорированы растительным орнаментом.
В книге археолога С. А. Теплоухова «Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края» могильник на Часовенной горе составил VIII (последний) период, датированный ХIII-ХIV веками. Однако, из большого количества найденных здесь предметов, в таблицу вошли только серебряные вещи - кубок, ковш, серьга, обкладка передней луки седла; а также навершие в виде трёхпёрого наконечника стрелы; без указания могил, из которых они происходят.
Петербургский археолог Д. Г. Савинов изучая данный археологический памятник сделал важный вывод:
«В целом, могильник Часовенная гора - это небольшое семейное (?) кладбище явно привилегированной группы населения, где каждому из погребённых были предназначены комплекты конской упряжи и соответствующие их социальному положению другие предметы сопроводительного инвентаря. Обращает на себя внимание, что вещи новых для Южной Сибири форм (кубок, ковш, серьги, щеточка) находились в женском погребении, а вещи, связанные с кыргызской культурной традицией - в мужском, что может рассматриваться как косвенное свидетельство их различной этнической принадлежности».
Район Красноярска и горы Часовенная исторически принадлежали к местам проживания этнической группы хакасов-качинцев. Здесь в бассейне сравнительно небольшой речки Качи располагались кочевья качинцев. Очевидно, что степь в Красном Яре и в ее устье реки и была центром «Качинской землицы», так как строитель Красноярского острога атаман Дубенский прямо указывал, что «Красный Яр» там же, «что и Качинская землица», а «прозвал то место Красным Яром» он сам».
В 1960 год красноярский исследователь В. К. Карцов писал:
«Здесь вероятно, уже в ХIII-ХIV вв. сложился какой- то феодальный центр, о чем говорит открытое С. А. Теплоуховым на Часовенной горе (над Красным Яром) богатое княжеское погребение кочевника этого времени, содержащего серебряную посуду, шелковую одежду, дорогое конское убранство, оружие и прочее».
«Конь есть товарищ. Который не опережает своего хозяина и не отстает от него; он есть друг своего хозяина-богатыря в сказках», – так гласила старинная хакасская разговорная речь, и в ней таился глубокий смысл. Лошадь была верным другом и спутником степняка – воина и кочевника – на всех этапах его жизни: от раннего детства, когда он ребенком получал в дар первого жеребчика-стригунка с полным седельным набором, и до самой кончины, когда любимый конь усопшего, снаряженный в парадную амуницию, выполнял ключевую роль в поминально-обрядовом цикле в качестве его верного друга.
Исследователь седел санкт-петербургский археолог Д. Г. Савинов сделал важный вывод о преемственности древних седел у народов Сибири с древнетюркского времени следующее:
«В основе современного убранства верховного коня у якутов, алтайцев, хакасов, тувинцев лежат традиции культуры предмонгольского времени. Так, седла с широкими округлыми луками сохраняются у якутов, причем в данном случае близка не только форма лука, но и приемы их декорировки. У западных тувинцев сохраняются круглые бляхи с ажурным краем и эсовидные перемычки внутри внешних колец удил, сопоставимые с кольчатыми псалиями с эсовидными отростками; у хакасов – металлические оковки лук и полок, начельники и т. д.».
Особый художественный интерес представляет форма и декор седел, являющихся главной эстетической составляющей убранства коня у хакасов. Деревянный остов седла, как правило, выдалбливался из цельного куска дерева твердой породы или делался составным. В составных седлах переднюю и заднюю луку седла между собой укрепляли кожаными ремнями. Встречались также седла, состоящие из двух деревянных планок.
В традиционный набор конской упряжи хакасов ХVIII-начала ХХ века входили: седло (изер), состоящее из деревянной основы; кожаные или суконные чепраки – потник (кичiм) и тебеньки (тебеңгі); узда с оголовьем (чуген); нагрудник (кӧксi паа); потфея-подхвостник (хосхын); подпружные ремни (тартпа, пістан); стремена (iзене) и плеть (хамҷы).
По бокам конского мужского седла у хакасов свисали кожаные чепраки, украшенные тисненым орнаментом, иногда аппликацией из цветной кожи, и массивными посеребренными металлическими пластинами и штампованными бляшками из серебра. Для предохранения ног от трения о верхнюю часть стремянного ремня и украшения седла, по обеим его сторонам крепились нарядные кожаные тебеньки, орнаментированные тисненными рогообразными узорами.
Главным элементом декора на мужских чепраках являлись посеребренные металлические пластины и серебряные бляхи, самой различной конфигурации. Технические приемы их исполнения включали весь известный арсенал приемов хакасского мастера-литейщика: ковку, литье, набивную насечку (таушировку), чеканку и серебрение железа. Активную роль в украшении различных частей и деталей конской упряжи играли также тиснение и аппликация по коже (чепраки, тебеньки), резьба по дереву (остов седла, деревянные стремена). В комплект полного убранства коня входили и предметы декоративного текстиля (седельные подушки, попоны и переметные сумы).
Несмотря на разнообразие используемых декоративных средств, каждому из которых были присущи собственная пластика и графическая передача орнаментов, украшение коня и конской сбруи, представляло собой единый, законченный и хорошо продуманный художественный комплекс, рассчитанный на восприятие при ярком свете дня, на фоне зеленой степной травы летом и чистого синего неба. Отделки пластинок и блях серебром, которое чередуется с теплыми по тону частями кожи ремней и кожаных тисненых чепраков, контрастное сочетание объемных и плоских узоров – все это создавало не только сильный и выразительный художественный образ, но и производило внушительное эмоциональное впечатление на зрителя.
Музейное собрание предметов конского снаряжения хакасов, свидетельствующее о высоком искусстве и таланте местных мастеров торевтики, художественной обработки кожи и резьбы по дереву и является ценным достоянием национальной художественной культуры. Оно служит не только важным источником в деле изучения и пропаганды декоративного искусства, но и представляет собой благодатную почву для творческих исканий современных художников-прикладников проживающих в Хакасии.
Таким образом, предметы с конского убранства коня, обнаруженные в археологических памятниках эпохи средневековья в Саяно-Алтае с горы Часовенная под Красноярском, из Копенского чааатаса и грота Узун Хая, датируемый культурой енисейских кыргызов (VI-XII), являются образцами древнего декоративного-прикладного искусства хакасов.
В настоящее время данные предметы стали наиболее ранними артефактами, обнаруженными в Красноярском крае и Хакасской автономной области, которые оказали влияние на развитие современного конского убранства хакаса-кочевника ХVIII-начала ХХ века».
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева
Комментарии