Жителям Хакасии рассказали о памятнике декоративного искусства эпохи средневековья
Фото предоставлено М. Чебодаевой с разрешения научного сотрудника Государственного Эрмитажа Л. С. Морсадолова

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй об обнаруженном в захоронении под горой Часовенная седле - памятнике декоративного искусства эпохи средневековья ХIII-ХIV веков.

Вот её содержание:

«В разные годы на территории Красноярского края и Хакасско-Минусинской котловины были обнаружены конские седла или их фрагменты, датированные эпохой средневековья. Седла принадлежали культуре эпохи енисейских кыргыхов (VI-XII вв.) и аскизской культуре ХIII-ХIV вв., который в истории Хакасии был связан с периодом монгольского нашествия.

На сегодняшний день сохранилось три седла енисейских кыргызов, которые дошли до наших дней: седло с серебряными обкладками c горы Часовенная под Красноярском (Государственный Эрмитаж), деревянное из Узун Хая (Хакасский национальный краеведческий музей) и деревянное с костяной лукой из Копенского Чаатаса (Государственный исторический музей).

В фондах Эрмитажа в настоящее время хранятся фрагменты трех седел с горы Часовенная из-под Красноярска, раскопанных археологом С. А. Теплоуховым. Два фрагмента седел были тюркского типа и одно седло монгольского типа.

В 1925 году археологом С. А. Теплоуховым на горе Часовенная под Красноярском были раскопаны могилы с одиночными погребениями и богатым сопровождающим инвентарем. В захоронениях были найдены серебряные сосуды, золотые серьги, оружие, фрагменты камчатой ткани и тафты, и остатки трех седел, которые были декорированы серебряными обкладками. Одно седло имело высокую подтреугольную луку и принадлежало мужчине, а два других с широкими арочными луками принадлежало женщине знатного рода. Всего в могильниках на Часовенной горе было обнаружено 12 серебряных обкладок седел, состоящих из 4 боковых кантов, 4 лицевых обкладки от передней луки и 4 обкладки полок. Металлические обкладки передней луки седла были декорированы растительным орнаментом.

В книге археолога С. А. Теплоухова «Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края» могильник на Часовенной горе составил VIII (последний) период, датированный ХIII-ХIV веками. Однако, из большого количества найденных здесь предметов, в таблицу вошли только серебряные вещи - кубок, ковш, серьга, обкладка передней луки седла; а также навершие в виде трёхпёрого наконечника стрелы; без указания могил, из которых они происходят.

Петербургский археолог Д. Г. Савинов изучая данный археологический памятник сделал важный вывод:

«В целом, могильник Часовенная гора - это небольшое семейное (?) кладбище явно привилегированной группы населения, где каждому из погребённых были предназначены комплекты конской упряжи и соответствующие их социальному положению другие предметы сопроводительного инвентаря. Обращает на себя внимание, что вещи новых для Южной Сибири форм (кубок, ковш, серьги, щеточка) находились в женском погребении, а вещи, связанные с кыргызской культурной традицией - в мужском, что может рассматриваться как косвенное свидетельство их различной этнической принадлежности».

Район Красноярска и горы Часовенная исторически принадлежали к местам проживания этнической группы хакасов-качинцев. Здесь в бассейне сравнительно небольшой речки Качи располагались кочевья качинцев. Очевидно, что степь в Красном Яре и в ее устье реки и была центром «Качинской землицы», так как строитель Красноярского острога атаман Дубенский прямо указывал, что «Красный Яр» там же, «что и Качинская землица», а «прозвал то место Красным Яром» он сам».

В 1960 год красноярский исследователь В. К. Карцов писал:

«Здесь вероятно, уже в ХIIIIV вв. сложился какой- то феодальный центр, о чем говорит открытое С. А. Теплоуховым на Часовенной горе (над Красным Яром) богатое княжеское погребение кочевника этого времени, содержащего серебряную посуду, шелковую одежду, дорогое конское убранство, оружие и прочее».

«Конь есть товарищ. Который не опережает своего хозяина и не отстает от него; он есть друг своего хозяина-богатыря в сказках», – так гласила старинная хакасская разговорная речь, и в ней таился глубокий смысл. Лошадь была верным другом и спутником степняка – воина и кочевника – на всех этапах его жизни: от раннего детства, когда он ребенком получал в дар первого жеребчика-стригунка с полным седельным набором, и до самой кончины, когда любимый конь усопшего, снаряженный в парадную амуницию, выполнял ключевую роль в поминально-обрядовом цикле в качестве его верного друга.

Исследователь седел санкт-петербургский археолог Д. Г. Савинов сделал важный вывод о преемственности древних седел у народов Сибири с древнетюркского времени следующее:

«В основе современного убранства верховного коня у якутов, алтайцев, хакасов, тувинцев лежат традиции культуры предмонгольского времени. Так, седла с широкими округлыми луками сохраняются у якутов, причем в данном случае близка не только форма лука, но и приемы их декорировки. У западных тувинцев сохраняются круглые бляхи с ажурным краем и эсовидные перемычки внутри внешних колец удил, сопоставимые с кольчатыми псалиями с эсовидными отростками; у хакасов – металлические оковки лук и полок, начельники и т. д.».

Особый художественный интерес представляет форма и декор седел, являющихся главной эстетической составляющей убранства коня у хакасов. Деревянный остов седла, как правило, выдалбливался из цельного куска дерева твердой породы или делался составным. В составных седлах переднюю и заднюю луку седла между собой укрепляли кожаными ремнями. Встречались также седла, состоящие из двух деревянных планок.

В традиционный набор конской упряжи хакасов ХVIII-начала ХХ века входили: седло (изер), состоящее из деревянной основы; кожаные или суконные чепраки – потник (кичiм) и тебеньки (тебеңгі); узда с оголовьем (чуген); нагрудник (кӧксi паа); потфея-подхвостник (хосхын); подпружные ремни (тартпа, пістан); стремена (iзене) и плеть (хамҷы).

По бокам конского мужского седла у хакасов свисали кожаные чепраки, украшенные тисненым орнаментом, иногда аппликацией из цветной кожи, и массивными посеребренными металлическими пластинами и штампованными бляшками из серебра. Для предохранения ног от трения о верхнюю часть стремянного ремня и украшения седла, по обеим его сторонам крепились нарядные кожаные тебеньки, орнаментированные тисненными рогообразными узорами.

Главным элементом декора на мужских чепраках являлись посеребренные металлические пластины и серебряные бляхи, самой различной конфигурации. Технические приемы их исполнения включали весь известный арсенал приемов хакасского мастера-литейщика: ковку, литье, набивную насечку (таушировку), чеканку и серебрение железа. Активную роль в украшении различных частей и деталей конской упряжи играли также тиснение и аппликация по коже (чепраки, тебеньки), резьба по дереву (остов седла, деревянные стремена). В комплект полного убранства коня входили и предметы декоративного текстиля (седельные подушки, попоны и переметные сумы).

Несмотря на разнообразие используемых декоративных средств, каждому из которых были присущи собственная пластика и графическая передача орнаментов, украшение коня и конской сбруи, представляло собой единый, законченный и хорошо продуманный художественный комплекс, рассчитанный на восприятие при ярком свете дня, на фоне зеленой степной травы летом и чистого синего неба. Отделки пластинок и блях серебром, которое чередуется с теплыми по тону частями кожи ремней и кожаных тисненых чепраков, контрастное сочетание объемных и плоских узоров – все это создавало не только сильный и выразительный художественный образ, но и производило внушительное эмоциональное впечатление на зрителя.

Музейное собрание предметов конского снаряжения хакасов, свидетельствующее о высоком искусстве и таланте местных мастеров торевтики, художественной обработки кожи и резьбы по дереву и является ценным достоянием национальной художественной культуры. Оно служит не только важным источником в деле изучения и пропаганды декоративного искусства, но и представляет собой благодатную почву для творческих исканий современных художников-прикладников проживающих в Хакасии.

Таким образом, предметы с конского убранства коня, обнаруженные в археологических памятниках эпохи средневековья в Саяно-Алтае с горы Часовенная под Красноярском, из Копенского чааатаса и грота Узун Хая, датируемый культурой енисейских кыргызов (VI-XII), являются образцами древнего декоративного-прикладного искусства хакасов.

В настоящее время данные предметы стали наиболее ранними артефактами, обнаруженными в Красноярском крае и Хакасской автономной области, которые оказали влияние на развитие современного конского убранства хакаса-кочевника ХVIII-начала ХХ века».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

В абаканском музее стоят манекены воинов, чтобы показать посетителям, как выглядела древняя одежда. Почему бы рядом не поставить муляж коня с полной реконструкцией сбруи? Ведь для жителей степи лошадиное убранство имело не меньшую ценность. Рядом фотографии седел из Эрмитажа повесить. По словесному описанию трудно представить предмет искусства. Может быть, из Эрмитажа эти седла сюда вернуть?