О Василии Тихонове - летчике из Хакасии в небе над Берлином
В.Г. Тихонов. Фото с сайта «Дорога памяти»

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов РХ Маина Чебодаева поделилась с читателями информагентства статьёй об Иване Барахтаеве (1925-2013 гг.) - краснофлотце из 76 аварийно-спасательного отряда Краснознаменного Балтийского флота.

Вот её содержание:

«В преддверии 80-летнего юбилея Великой Победы тема вклада воинов, призванных из Хакасии и принявших участив в обороне Ленинграда, приобретаю особую актуальность для ученых и общественных организаций, занимающихся военной-исторической проблематикой.

С 7 августа по 5 сентября 1941 года на Берлин было совершенны воздушные налеты двумя отрядами авиации ВМФ и ВВС СССР. Один отряд вылетел с о. Сааремаа (Эзель), другой из Пушкина Ленинградской области. В составе Пушкинского отряда находился уроженец рудника Улень Ширинского района Василий Гаврилович Тихонов (1909-1976). За что в августе 1941 года нашему земляку, капитану, командиру эскадрильи в составе 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии В. Г. Тихонову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Обстоятельства складывались следующим образом.

С началом Великой Отечественной войны лётчики Люфтваффе Германии совершали полёты вглубь территории СССР. 22 июля 1941 года они осуществили первый массированный авианалёт на Москву. При этом немецкое командование полагало, авиация СССР уничтожена и что угрозы ответных налётов со стороны авиации РККА не будет.

26 июля 1941 года нарком Военно-морского флота СССР адмирал Н. Г. Кузнецов и командующий ВВС ВМФ СССР генерал-лейтенант С. Ф. Жаворонков на встрече у Сталина предложили ему провести ответные бомбардировки по Берлину силами военно-морской авиации Балтийского флота с аэродрома Кагула на острове Сааремаа (Эзель) Моонзундского архипелага, который ещё не был оккупирован немцами и откуда Берлин был досягаем.

27 июля 1941 года 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота под командованием полковника Е. Н. Преображенского был отдан личный приказ Сталина: произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам.

28 июля генерал С. Ф. Жаворонков прилетел в посёлок Беззаботное под Ленинградом, где базировался 1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота. Операция готовилась в режиме повышенной секретности. Для нанесения удара по Берлину были отобраны 15 экипажей полка. Командиром особой ударной группы назначили командира полка полковника Е. Н. Преображенского.

2 августа 1941 года из Кронштадта в условиях повышенной секретности и под сильной охраной вышел морской караван, состоящий из тральщиков и самоходных барж с запасом бомб и авиационного топлива, двумя тракторами, бульдозером, трамбовочным асфальтовым катком, камбузным хозяйством и койками для лётного и технического состава особой ударной группы. Караван прошел через заминированный Финский залив и осаждённый немцами Таллинн.

Утром 3 августа караван подошёл к причалам острова Эзель (Сааремаа) и приступил к постройке 1300-м грунтовой взлётно-посадочной полосы на аэродроме Кагула для взлета тяжёлых бомбардировщиков.

4 августа особая ударная группа летчиков из Ленинграда перелетела на аэродром Кагула о. Сааремаа (Эзель), после чего производилась подготовка к полёту, устройство лётного и техсостава.

В ночь на 6 августа 1941 года 5 экипажей летчиков отправились в разведывательный полёт на Берлин. Было установлено, что зенитная оборона расположена кольцом вокруг города в радиусе 100 км и имеет много прожекторов, способных действовать на расстоянии до 6000 м.

7 августа 1941 года с аэродрома Кагула на острове Сааремаа (Эзель) поднялась группа из 15 бомбардировщиков «ДБ-3» ВВС Балтийского флота с загруженными бомбами «ФАБ-100». Командовал группой полковник Е. Н. Преображенского.

Полёт проходил над Балтийским морем на высоте 7000 м по маршруту: остров Сааремаа-Свинемюнде-Штеттин-Берлин. Температура за бортом достигала минус 35-40, из-за чего стёкла кабин самолётов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, лётчикам пришлось всё время пользоваться кислородными масками. Для соблюдения секретности на всём протяжении полёта выход в радиоэфир был категорически запрещён.

Через три часа полёта вышли к северной границе Германии. При полёте над её территорией самолёты неоднократно были обнаружены с немецких наблюдательных постов, но, немецкая ПВО принимали их за свои, и огня не открывала. Над Штеттином немцы, посчитав, что это с задания возвращаются заблудившиеся самолёты Люфтваффе, с помощью прожекторов предложили экипажам самолётов сесть на ближайший аэродром.

8 августа 1941 год пять самолётов осуществили сброс бомб на хорошо освещённый Берлин, остальные отбомбились по берлинскому предместью и Штеттину. Немцы настолько не ожидали авианалёта, что включили светомаскировку только через 40 сек, после того, как первые бомбы упали на город. Проконтролировать результаты налёта лётчикам не позволила немецкая ПВО, что заставила радиста В. Кротенко прервать режим радиомолчания и сообщить о выполнении задания в прямом радиоэфире. После семичасового полёта, экипажи без потерь вернулись на аэродром Кагула на остров Сааремаа (Эзель).

Бомбёжки Берлина сильно озаботили немцев. Гитлер требовал от своего командования: ликвидировать военно-морские и военно-воздушные базы СССР на островах Сааремаа (Эзель) и Даго. И в первую очередь - аэродромы, с которых производятся налёты на Берлин.

6 сентября самолёты Люфтваффе дважды бомбили аэродром Кагула. Шесть самолетов «ДБ-3», один «Ил-2» и один «МиГ-3», а также весь бензин и часть боезапаса сгорели на земле. Полк Е. Н. Преображенского был срочно отправлен в Ленинград. После оставления Таллинна и Моонзундского архипелага полёты на Берлин пришлось прекратить.

Второй группой самолетов, летавших бомбить Берлин в августе 1941 года, стала 81-я дальняя бомбардировочная авиационная дивизия, где служил летчик из Хакасии В. Г. Тихонов. Летели бомбить летчики из аэродрома в Пушкине Ленинградской области. Это был старейший аэродром, построенный в 1911 году в Царском селе. В 1918 году Царское село было переименовано в Детское село, а в 1937 году Детское Село было переименовано в город Пушкин.

В 1930-е годы в Детскосельский аэродром стал одним из основных военных аэродромов Ленинградского Военного округа. На нем базировались 3-я авиадесантная бригада особого назначения (АБОН)(1933-1938). Кроме того на территории аэродрома размещались Центральные курсы по подготовке начальников и инструкторов парашютно-десантных служб ВВС. На базе 3-й АБОН проводились сборы летчиков по отработке техники пилотирования и десантирования тяжёлых грузов (автомашин, броневиков, танков и артиллерийских орудий). В 1938 году 3-я АБОН была реорганизована в 201-ю воздушно-десантную бригаду имени С. М. Кирова.

В 1939 году на Пушкинском аэродроме была построены две взлётно-посадочные полосы длиной 850 м и 950 м, с искусственным покрытием из цементобетона.

С осени 1940 года по июль 1941 года на аэродроме Пушкин базировались истребители «И-153» и «И-16» из состава 154-й, 155-й и 156-й авиаполков 39-й истребительной авиадивизии, которые с началом войны вели воздушные бои на подступах к Ленинграду.

В августе 1941 года аэродром Пушкин в Ленинградской области был выбран для старта самолётов 81-й авиационной дивизии под командованием лётчика комбрига М. В. Водопьянова с задачей налётов на Берлин. Для этой цели были выделены 12 тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-7» и 28 дальних бомбардировщиков «Ер-2». Проведенные расчёты показали, что самолеты «ТБ-7» с дизельными двигателями «М-40Ф» с бомбовой нагрузкой 4000 кг могли совершить полёт до Берлина и вернуться обратно. В Пушкине после более тщательного отбора оставили 10 самолетов «ТБ-7» и 16 самолетов «Ер-2».

10 августа 1941 года самолёты совершили посадку в Пушкине. Вечером того же дня они поднялись в воздух с курсом на Берлин. Но, случились непредвиденные обстоятельства. При взлёте на аэродроме на 2 бомбардировщиках произошли аварии. Один самолет «Ер-2» не смог набрать требуемую для отрыва от поверхности скорость, выкатился за пределы полосы, въехал канаву и сломал шасси. У другого самолета «ТБ-7» при взлёте заглохли два правых дизеля; под углом он врезался в землю, а 6 членов экипажа погибли и 6 получили тяжелые ранения.

На Берлин ушли только 7 самолётов «ТБ-7» и 3 самолета «Ер-2». Операция проходила в обстановке строгой секретности. Поэтому по пути к Берлину самолёты неоднократно были атакованы своими же истребителями и обстреляны своей же зенитной артиллерией с побережья Финского залива и кораблей Балтийского флота. В итоге, до Берлина долетели и отбомбились только 4 самолета «ТБ-7» и 2 самолета «Ер-2».

Самолёт комбрига М. В. Водопьянова при наборе высоты по ошибке был атакован своими истребителями «И-16», но дошёл до цели и отбомбился по Берлину. После этого самолет попал под зенитный огонь немцев, был повреждён и вынужден выполнить посадку на оккупированной Эстонии. Через два дня экипаж самолета вышел к своим.

На самолёте лейтенанта В. Д. Видного над немецкой территорией загорелся левый внешний двигатель. Экипажу удалось ликвидировать пожар, но самолёт продолжил полёт с потерей высоты. Не долетев до Берлина 370 км, экипаж сбросил бомбы и лёг на обратный курс. После отказа ещё одного двигателя «М-40Ф» самолёт совершил посадку на аэродроме в Обухове.

Самолет «ТБ-7» капитана А. Н. Тягунина по ошибке был атакован своими истребителями, в результате отказал один из двигателей. Кроме того, над побережьем Балтийского моря самолёт обстреляли свои зенитчики. Машина загорелась, командир приказал сбросить бомбы и спасаться на парашютах. При этом погибли 4 члена экипажа и 1 пропал без вести.

На другом «ТБ-7» майора М. М. Угрюмова несколько раз на больших высотах отказывали двигатели. Экипаж отбомбился по Берлину, израсходовал всё топливо и выполнил вынужденную посадку в Торжке Калининской области.

Бомбардировщик «Ер-2» лейтенанта Б. А. Кубышко на обратном пути по ошибке был сбит своим истребителем «И-16». Экипаж спасся на парашютах. Другой «Ер-2» капитана А. Г. Степанова пропал без вести на обратном пути и судьба экипажа не ясна до сих пор.

Самолет «ТБ-7» майора А. А. Курбана, отбомбившись по Берлину, получил повреждения от зенитного огня и разбился при вынужденной посадке в районе Ропши Ленинградской области, но экипаж выжил.

Из 10 самолетов ушедших на Берлин из аэродрома в Пушкине вышли на цель и отбомбились только шесть, а на аэродром вернулось только две машины один «ТБ-7» и один «Ер-2».

Таким образом, 10 августа 1941 года отряда летчиков из 81-й дальней бомбардировочной авиационной дивизии, где служил Василий Тихонов, совершила групповой налёт на Берлин. Учитывая дальность полёта около 900 км в одну сторону, 1765 км в обе стороны, из них 1400 км над Балтийским морем и мощную ПВО противника, успех операции был возможен лишь при определенных условиях. Полёт необходимо было осуществлять на большой высоте, возвращаться назад по прямому курсу и иметь на борту лишь одну бомбу весом 500 кг или две бомбы по 250 кг. В общей сложности на Берлин были сброшены фугасные, зажигательные и с агитационными листовками бомбы. Это была первая, хотя и символическая, победа над Германией в начале Великой Отечественной войны.

18 сентября 1941 года город Пушкин и аэродром в Ленинградской области были заняты немецкими войсками».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

С другими материалами Маины Чебодаевой читатели 19rusinfo.ru могут ознакомиться перейдя по тегу #АИСХАКАСИЯ.

Добавить комментарий

Комментарии  

Хорошо бы ещё пояснили причины, по которым свои истребители атаковали бомбардировщики.