Хакасия нашла отражение в исторических картинах Василия Сурикова
Фото: Государственный Русский музей

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй о связи Хакасии с работой знаменитого российского художника Василия Ивановича Сурикова «Княгиня Ольга встречает тело Игоря».

Вот её содержание:

«В фондах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге в настоящее время хранится одна из последних работ художника В. И. Сурикова эскиз к картине «Княгиня Ольга встречает тело Игоря», написанная в 1915 году. Как известно, в 1916 году в возрасте 68 лет В. И. Суриков умер в Москве.

В последние годы жизни Василий Иванович Суриков много работал над данной исторической экспозицией, которая был написана под впечатлениями от его поездки на курорт Шира в 1909 году.

4 июля 1909 года Василий Иванович с дочкой Еленой выехали из Красноярска на озеро Шира, который находился в Минусинском округе. Дорога из Красноярска до озера занимала несколько дней. Сначала Суриковы 2-3 дня добирались на пароходе по Енисею до пристани Батени в Минусинском округе. Там Суриковы пересели на ямщицкие тройки и 60 километров ехали по холмистой степи, поросшей полынью, мятой и цветущей пикулькой-ирисами, с многочисленными курганами и мелкими озерами по сторонам дороги, с синими увалами гор, окаймляющих степь. Путешествие было несколько хлопотливое и сопряженное с неудобствами, но зато оно окупалось замечательными живописными видами степных пейзажей Хакасии. В Шира они провели весь июль и в Красноярск возвратились только 4 августа.

27 июля 1909 года на курорте Шира Суриков стал очевидцем празднования дня Святого Пантелеймона. В этот день из окрестных хакасских улусов на праздник съезжалось много хакасов-качинцев. На окраине Шира прибывавшие разбивали лагерь, состоящий из кочевых войлочных юрт. Утром в праздничный день после церковной службы огромная толпа людей приближалась к озеру. В ярких национальных костюмах (многие верхом на лошадях) они въезжали в озеро и купались в нем. После купания проводились конные скачки. Эта пестрая и шумная толпа людей на берегу Шира в день Святого Пантелеймона была особенно красочна, она-то, по-видимому, и запомнилась Сурикову. В голове у художника созрела идея написания картины о языческой Руси Х века.

Курорт Шира был в 1909 году для своего времени вполне благоустроенным. Несколько домов и деревянные хакасские юрты, крытые древесной корой, были расположены по берегу, образуя поселок. По соседству с курортом находился так называемый «улус богача» – золотопромышленника И. М. Иваницкого – поселок, состоящий из трех рядов деревянных юрт. Над всеми строениями высился силуэт деревянной церкви. В Шира имелись гостиница, курзал, теннисные и крокетные площадки, ресторан, кухмистерская Арнаутовой.

Внучка художника Н. П. Кончаловская писала:

«С курортной публикой Суриковы не общались, лечиться им было не от чего. Интересовали Василия Ивановича только хакасы. Он приглашал их к себе, Лена угощала их чаем. Суриков ездил к ним сам в улусы, писал их с натуры. Ему нравилось, как они сидели кучками за беседой прямо на траве. Женщины отдельно от мужчин. Нравилось, как они пели, – что видят перед собой, о том и поют заунывно, однообразно. Плясали они не грациозно, но конские игры и скачки были бесподобны.

Очень интересны были у них сказители хайджи, весь округ собирался слушать их. Они сидели на ковре под открытым небом, окруженные плотным кольцом слушателей, и по очереди говорили сказки – смешные, печальные, страшные. И, хотя говорили они по-татарски, было понятно, о чем идет речь, по жестам, по интонации рассказчиков, – это были артисты. Несмотря на то, что все татары края давно приняли христианство, шаманство у них было в силе. Василий Иванович любил наблюдать пляску шаманов».

Также большое влияние на художника Сурикова при работе над картиной оказало прочтение книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц», где рассматривается судьба и роль женщины в различные периоды истории Древней Руси. Княгиня Ольга у Забелина олицетворяла образ героической русской женщины. Идея эта, по-видимому, была близка художнику Сурикову, и обращение к ней было подготовлено его раздумьями в процессе создания галереи женских образов. Впервые художник решил после картин, посвященных истории XVI–XVIII веков «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова» и др., перейти к столь глубокой древности, середине X века - к эпохе еще дохристианской, языческой Руси.

Доктора искусствоведения В. С. Кеменов из Москвы считал:

«Забелин считал, что в языческое время женщина в Древней Руси выступает как общественная личность. Поэтому княгиня Ольга продолжает выполнять мужскую княжескую работу, действуя мудро и мужественно. Она воюет, путешествует, издает законы, налагает дань, воспитывает отважный дух в маленьком сыне Святославе. То был век богатырских подвигов и мужчин, и женщин.

Затем, после принятия христианства, на Руси распространились византийские понятия, что породило аскетичный идеал монашеской жизни, и женщина была отделена от общественных дел, обречена на затворничество либо в домашней сфере (терем), либо в церковной (монастырь).

В XVII веке наиболее энергичные натуры стремятся к активной деятельности, идут на разрыв с принятым укладом жизни: боярыня Морозова в стремлении к религиозному подвигу, царевна Софья в стремлении к царскому трону. Поступки обеих женщин Забелин сравнивал с деятельностью Ольги, их прабабки еще языческого века».

В поисках материалов и новых впечатлений художник Суриков, вновь обращается к Хакасии. Курганы и каменные изваяния, стремительные конские скачки и игры, сказители и шаманы, хакасы, сидящие прямо на траве группами, мужчины отдельно от женщин, плакальщицы на похоронах и хакасские женщины в цветастых платьях «когонеках» до пят с пестрыми оплечьями «энн» с вышивкой, длинные косы с понизями накостных украшений ызырга - все это рождало у Сурикова представление о древних славянах.

Первый эскиз к картине «Княгиня Ольга встречает тело Игоря» был сделан в 1909 году, последний, одиннадцатый эскиз, – в 1915-м году. Композиция к картине была уже вполне решена. Даже по эскизам можно представить себе, какое редкое по красоте и суровой правде произведение созревало в творческом воображении Сурикова.

Последний эскиз к исторической картине «Княгиня Ольга встречает тело Игоря», который хранится в Государственном Русском музее наиболее интересен и тщательно разработан художником, был датирован 1915 годом. Эскиз изображает хакасскую степь с холмами на горизонте, отлогий берег реки и столпившийся на берегу народ. К берегу причалил плот с телом князя Игоря, убитого древлянами.

В центре композиции окруженная плакальщицами и воинами стоит княгиня Ольга. Подняв руку, она дает клятву отомстить древлянам за смерть мужа. Рядом, прижавшись к матери и опустив голову, стоит маленький Святослав. Действие происходит на фоне степного пейзажа с курганами, широким горизонтом, и низко нависшими серыми тучами.

Восточные лица сидящих на земле женщин, княгини Ольги, дружинников – типичные для хакасов. Художник в данном эскизе стремился усилить восточный облик толпы – овал лица, разрез глаз, скуластость, коренастые фигуры воинов, степных наездников, позы сидящих на земле женщин словно отсылают в ширинские степи, к хакасам-качинцам. Тщательно написаны фигуры сидящих женщин в платьях, в которых без труда можно узнать хакасок.

Одежда изображенных на эскизе характерна для хакасских женщин. Одна из трех женщин, сидящих на земле, одета в светлое длинное платье «когонек» с широкими сборками у воротника, характерными наплечниками «энн», которые часто делались из другой материи, и с вышивками, и широкими рукавами. Две косы, свисающие по бокам головы, и платок, повязанный сзади, – обычная – традиционная прическа замужней женщины-хакаски. У женщины сидящей с края в левой части тоже типичные хакасские украшения. Особенно характерны способы повязывания головных платков «плат».

Интересна обувь стоящих воинов на ногах, в которой мы узнаем хакасскую. Летние сапоги хакасов-качинцев «маймах» шились из мягкой кожи с высоким голенищем. Носок у повседневных сапог был широкий, у праздничных делался более острый, и в старину слегка загибался кверху. Именно такие сапоги мы видим у двух воинов, стоящих с копьями над телом князя Игоря.

Таким образом, Хакасия стала одной из героинь творчества художника Василия Ивановича Сурикова. Он посетил ее в разные годы, будучи студентом Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге и зрелым состоявшимся художником. И оставался почитателем ее самобытности и национального колорита всю жизнь.

Суриков не мог не полюбить, этот удивительный край с прекрасной природой и населенной древним кочевым народом хакасами. По-своему она стала для него родной и близкой и он навсегда остался под впечатлением от Хакасии, воспев в своих живописных произведениях ее широкие и бескрайние степи, голубые дали Кузнецкого Алатау, древние седые курганы и изваяния и серебристую гладь соленого озера Шира».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

Спасибо! Очень интересно!
Прочитала статью с огромным удовольствием.Сначала рассмотрела на картине женщин в хакасских платках и платьях, а потом уже прочитала про Ольгу. Неожиданно...
Нравится мне эта рубрика! Популяризация искусства, посвященная Хакасии - это очень важная часть культурного наследия! Изложение материала уважаемым искусствоведом Маиной Петровной всегда на высоте!
Почему у нас нет памятника Сурикову? Суриков наш! Поставить ему памятник в живописном месте, вокруг воссоздать среду XIX века (для туристов), проводить праздники, которые Суриков любил - скачки, песни. Зимой - взятия снежного городка. Парочку действующих трактиров с самоварами и брусничными шаньгами... На открытие памятника пригласить его родню - Михалковых и Кончаловских...