Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева делится с читателями 19rusinfo.ru статьей о старшем брате ученого Н. Ф. Катанове – священнике Николае-Паё Федоровиче Катанове (1858-1892).
Вот ее содержание:
«19 мая 2022 года исполнилось 160 лет со дня рождения известного ученого Николая Фёдоровича Катанова (1862-1922) российского тюрколога, профессора Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктора сравнительного языкознания, этнографа, фольклориста и общественного деятеля, первого хакасского ученого, воспитанника Императорского Санкт-Петербургского университета окончившего восточный факультет по разряду арабско-персидской-турецкой-татарской словесности.
За прошедшие годы вышло много различных научных и газетных публикаций о петербургском, казанском периодах жизни ученого, но практически мало было публикаций о семье Н. Ф. Катанове, его родителях Федоре Семеновиче и матери Марии Степановны Кизековой, известном дяде Семене Ефимовиче, сестре Марии и жене Александре Тихоновне. В данной публикации мне хотелось осветить сведения о старшем брате Николае (Паё) Федоровиче Катанове, тем самым восполнить пробел в истории семьи Катановых. К сожалению, фотографию Николая-Паё Катанова обнаружить пока не удалось.
Как известно, Катанов Николай Федорович (Пора - по-хакасски - прим. автора) родился 19 мая 1862 года в местности Изюм Аскизской степной думы Минусинского округа в семье Федора (Хызыл) Катанова из племени сагайцев и качинки Марии (Чамах) Кизековой. В семье Катановых родилось 3 детей: Мария-Торлок (1854-1939), Николай-Паё (1858-1892) и Николай-Пора (1862-1922).
В 1874 году старший брат Николай-Паё поступает в Красноярскую учительскую семинарию, которая была открыта 4 ноября 1873 года в Красноярске. Учебное заведение, готовило учителей для сельских одноклассных училищ и содержалась на средства от казны, волостных правлений и частных пожертвований. Принимали в семинарию на обучение юношей от 16 до 18 лет, окончивших двухклассное сельское училище, которых в Енисейской губернии было 3. Это - Аскизское, Балахтинское и Рыбинское училища, поэтому и конкурс в семинарию был небольшим.
В основном в семинарию поступали дети зажиточных родителей, т. к. общежития не предоставлялось и нужно было снимать квартиру. Курс обучения семинарии, продолжался три года. Для молодых людей устраивался вступительные экзамены по русскому языку, арифметике, географии, русской истории и закону божьему, а прошение и документы предоставлялись позднее. Таким образом, для поступления в семинарию требовались знания в объеме примерно курса двуклассных сельских училищ по программам 1869 года в Российской империи. Почти с самого открытия учительская семинария располагались в Красноярске в доме Волкова.
В 1877 году Николай-Паё Федорович окончил Красноярскую учительскую семинарию и был направлен в с. Каптырево Минусинского уезда учителем одноклассного училища. 18 июля 1879 года в Каптырево он женился на Марии Андреевне, русской крестьянке. Вместе они прожили 13 лет; и у супругов родилось 5 детей: Василий (1880-1937), Иван (1883-1927), Александр (1885-1937), Мария (1888-1930) и Юлия (1891-1947). Нужно отметить, что отец Николай-Паё Федорович оказал большое влияние на своих сыновей и все три сына Николая (Паё) стали священниками, занимались просветительством, а два его сына Василий и Александр подверглись в 1930-х годах сначала лишению избирательных прав, а затем были репрессированы.
В 1884 году Николай (Паё) Федорович стал священником Усть-Есинской Евдокиевской миссионерской церкви. Усть-Есинский приход был открыт в 1884 году после постройки деревянного храма на средства канского купца Игнатия Никифоровича Некрасова. При приходе имелось три школы: в с. Усть-Есть, в улусе Усть-Чуль и д. Монок. Жителей в приходе насчитывалось 3132 мужчин и 2988 женщин, из них 5421 были инородцами, 473 казаков и остальные крестьяне.
По данному поводу в «Енисейских епархиальных ведомостях» за 1884 год №15 в разделе «Распоряжения Епархиального начальства» говорится: «За учителем Аскизского училища, инородцем Николаем Катановым зачислено священническое место в Усть-Есинской инородческом приходе Минусинского округа».
В июле-августе 1887 года Епископ Енисейский и Красноярский Тихон и Епископ Бийский, начальник Алтайской миссии Макарий посетили церкви и инородческие улусы Минусинского и Ачинского округов с целью ознакомления с положением миссионерского дела. Сопровождал этих важных персон священник Николай-Паё Катанов. Местом встречи было выбрано с. Таштып, где епископы встретились 1 августа 1887 года. В этот день в Таштыпской Христорождественской церкви в 18 часов состоялась литургия на которой присутствовали жители села Таштып и окрестных улусов. Епископ Макарий совершил богослужение на славянском и шорском языках. Этот факт стал по сути важным историческим событием, когда впервые состоялась церковная служба на инородческом языке.
По желанию Преосвященного Тихона и Преосвященного Макария 2 августа 1887 года состоялась всенощная и 3 августа 1887 года литургия в с. Усть-Есь в Евдокиевской церкви. После всенощной и литургии Макарий провел беседу с инородцами о понимании выпущенного букваря на шорском языке. Грамотные местные инородцы признали букварь для шорцев не совсем понятным для местных сагайских и качинских диалектов.
Вечером 3 августа 1887 года Тихон и Макарий прибыли в с. Аскизское, откуда Тихон отправился далее в Бейское, Сабинское, Каптыревское, Шушенское, Казанцевское, Лугавское и Минусинск, где 5 августа он отслужил всенощную, а 6 августа литургию в местной соборной церкви.
А преосвященный Макарий решился отправиться в с. Усть-Абаканское через улусы Камышта, Уйбат, Ташеба, где в Николаевской церкви 5 августа отслужил всенощную, а 6 августа литургию. Сопровождал Макария в поездке Николай-Паё Катанов. После службы в церкви с. Усть-Абаканское Макарий отправился со своей свитой обратно в Томскую епархию.
Из биографии Архиепископа Тихона (в миру Михаил Михайлович Троицкий-Донебин (1831-1911) известно, что он 8 марта 1886 года был назначен епископом Енисейским и Красноярским, а позднее в 1892 году стал архиепископом Иркутским.
Другой священнослужитель Макарий был епископом Бийским и Начальником Алтайской духовной Миссии. 22 февраля 1855 года Макарий поступил на службу в Алтайскую духовную миссию в звании учителя и миссионерского сотрудника. В 1855-1857-х годах он служил псаломщиком в Улалинской церкви, где исполнял обязанности чтеца, помогал миссионерам в путешествиях, ухаживал за больными и не гнушался физического труда. Чтобы сблизиться с коренными жителями Горного Алтая, Макарий изучил алтайские языки и знакомился с местными обычаями. В 1864 и в 1867-1868 годах он находился в Санкт-Петербурге, где занимался печатанием составленного им первого «Алтайского букваря» (1868) и православных книг на алтайском языке: «Литургия святого Иоанна Златоуста», «Священная история Нового Завета», «Огласительные поучения для готовящихся ко святому крещению», «Евангелия воскресные, утренние и праздничные» и ряда других.
С 29 декабря 1883 года Макарий стал начальником Алтайской духовной миссии (до 1891 года) и сыграл значительную роль в становлении и развитии Бийского катехизаторского училища, в котором получали образование представители различных народностей Сибири: алтайцы, телеуты, шорцы, абинцы, сагайцы, киргизы и остяки. Молва о миссионерской деятельности отца Макария была широко известна в России.
В феврале 1887 году Николай-Паё Федорович Катанов стал заведующим сельской школы в Устье-Есь, которое размещалась в частном доме и в ней обучалось 15 человек. По результатам поездки летом 1887 года Епископом Енисейским и Красноярским Тихоном были выделены деньги и принято решение о строительстве нового здания сельской школы в Усть-Есь и организации общежития при церковно-приходской школе, где могли бы проживать в период учёбы дети из удалённых селений и улусов. Быть попечителем школы изъявил готовность житель Таштыпа Д. И. Иванов, известный тем, что построил школу в с. Матур Кузнецкого округа.
В с. Усть-Есь Николай-Паё Федорович занимался переводами православной литературы на сагайский язык и был последователем известного русского миссионера Николая Ивановича Ильминского (1822-1892), известного как разработчик миссионерско-просветительской «системы Ильминского» и «алфавита Ильминского». В 1855-1856-х годах Н. И. Ильминский, выработал систему православного просвещения народов Поволжья, Средней Азии и Сибири, который считал, что «лучшим средством для борьбы с иноверческой пропагандой может быть только школьное просвещение инородцев». А сам Н. И. Ильминский в книге П. В. Знаменского «Несколько материалов из истории алтайской миссии и участия в ее делах Н. И. Ильминского» (Казань. 1901) назвал Николая-Паё Катанова «…самым выдающимся, а быть может и единственным миссионером в Минусинском крае».
Летом 1888 году после окончания восточного факультета Императорского Санкт-Петербургского университета его младший брат Николай-Пора Катанов был направлен в Сибирь для изучения Сибири и Восточного Туркестана. 30 мая 1888 года Совет университета присудил ему степень кандидата словесности, одновременно было удовлетворено представление И. Н. Березина по представлению Катанова стипендиатом восточного факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Императорским указом от 22 декабря 1888 года кандидат Н. Ф. Катанов был «командирован с учёной целью» в Сибирь и Китай.
В декабре 1888 года Н. Ф. Катанов выехал из Петербурга в Сибирь. 19 января 1889 года он прибыл в Красноярск, а затем в родной Аскиз, где обустроил главную базу для своих полевых исследований. Село Аскиз - был центром Аскизской Степной думы соединённых разнородных племен, здесь Николай-Пора Федорович знакомился с архивными документами, собирал статистические данные о сагайцах и писал отчеты-письма в Императорское Русского Географическое общество и Академию наук в Санкт-Петербург.
Научная программа на время экспедиции Николая-Пора Катанова была весьма насыщенной и состояла из собирания материала и его научной обработки. За время этой научной экспедиции он посетил Урянхайскую землю (Туву), (с 7 марта-по 27 августа 1889 года). После экспедиции он жил в с. Аскизе. В январе - феврале 1890 года Н. Ф. Катанов выезжает и изучает в Восточных Саянах, в Канском округе, проживающих там карагасов (тофаларов). Весну – лето 1890 года он живет также в Аскизе, где обрабатывает и систематизирует результаты своих поездок в Туву и Тофаларию и одновременно готовится к путешествию в Китай и Восточный Туркестан.
В декабре 1889 года в поездке по Минусинскому округу Н. Ф. Катанов собрал коллекцию №235, которая поступила в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Коллекция состояла из 8 предметов шаманского культа хакасов, но к глубокому сожалению в настоящее время коллекция утрачена. В коллекцию вошли бубны (№235-1 и №235-2), колотушки к бубну (№235-3 и №235-4), головной убор шамана (№235-5 и №235-6), нагрудник шамана (№235-7) и кафтан шамана (№235-8).
В письме от 4 марта 1894 года консерватору музея Антропологии и Этнографии Императорской Академии Наук Г. Ф. Руссову ученый Н. Ф. Катанов писал о коллекции подаренной братом Николаем-Паё Федоровичем в музей следующее: «Сим честь имею известить Вас, что шаманские принадлежности о которых Вы говорите в письме от 1 марта сего года, посланы именно мною на имя Академии Наук 19 декабря 1889 во время путешествия по Минусинскому округу Енис. Губ. Тогда же я послал и описал бубен со всеми прочими принадлежностями шаманского костюма. Это описание бубна напечатано в сочинении «Письма из Сибири и Восточного Туркестана». Тут же находится и описание колотушки. Я послал в Академию всего: 2 бубна, 2 колотушки к бубну и 2 костюма. Все эти вещи пожертвованы Академии наук родным, моим братом, ныне покойным священником Усть-Есинской миссионерской церкви в Минусинском округе Енис. Губ. Николаем Катановым, который взял их у племени бельтиров».
Благодаря изданию Н. Ф. Катанова «Письма Н. Ф. Катанова из Сибири и Восточного Туркестана» (СПб. 1893) мы может узнать описание одного из предметов – это бельтирского бубна и колотушки, подаренного братом Николаем-Паё. В описании ученый уделил внимание размерам, технологии изготовления бубна (из конкой кожи и рукоятки из березы, железных погремушек, колокольчиков и бубенчиков, ленточкам из ткани белого, красного, черного и белого цвета число которых было от 6). Колотушка к бубну по сообщению священника Николая-Паё Катанова делалась из веток таволожника и обтягивалась заячьей шкурой.
В июне 1892 года старший Николай-Паё Федорович Катанов заболел после чего умер в с. Усть-Есть. Так сложилась судьба еще одного представителя семьи Катановых, родного брата ученого Н. Ф. Катанова, священника, внесшего большой вклад в просвещение народов Енисейской губернии Николая-Паё Федоровича Катанова».
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева
Комментарии