Хакасский музей бережно хранит работу Василия Грачева «Прощание казака с казачкой»
Фото предоставлено М. Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru материалом «Работа В. Я. Грачева «Прощание казака с казачкой» (1878)»:

В собрании Хакасского национального краеведческого музея находится произведение известного русского скульптора Василия Яковлевича Грачева (1435-1488) «Прощание казака с казачкой», переданные по завещанию хакасского скульптора И. Н. Карачаковой-Картиной после ее смерти в 1989 году.

Автором идеи «Прощание казака с казачкой», создавшим прототип скульптуры является Е. Н. Лансере, а исполнителем переработанного варианта скульптуры - В. Я. Грачев. Первоначальное название композиция скульптуры Лансере называлась «Не забывай меня!», за которой позднее закрепилось другое название «Прощание казака с казачкой».

По данной работе «Прощание казака с казачкой» имеются научные публикации, как зарубежных так и русских искусствоведов, которые и нашли различия в исполненных работах Лансере и Грачева. Но именно с названием Лансере «Не забывай меня!» скульптура была впервые опубликована на страницах «Всемирной иллюстрации» в январе 1878 года и это было связано с обзором Всемирной выставки в Париже 1878 года.

Описывая русский павильон, специальный корреспондент «Всемирной иллюстрации» писал:

«Гораздо разнообразнее и лучше, по моему мнению, бронзовые фигуры, выставленные другим петербургским фабрикантом, г. Шопеном; они литы по моделям г. Лансере, обладающего, очевидно, большим талантом.

Все его фигуры интересны по сюжету и художественны по исполнению. Из выставленных здесь произведений этого художника некоторые уже известны читателям «Всемирной иллюстрации», как, например, прелестная группа: «Не забывай меня!», представляющая казака верхом на лошади, целующего свою жену, стоящую у него на стремени».

В скульпторе Е. Н. Лансере «Не забывай меня» казачка изображена справа от лошади, босиком, правой ногой стоит на стремени. Мастер изобразил момент, когда казак и казачка смотрят в глаза друг другу, как кажется, перед прощальным поцелуем. Очевидно, что - это жена казака: ее волосы покрыты косынкой, как полагалось по обычаям того времени одеваться замужней женщине в русском традиционном обществе.

В работе В. Я. Грачева «Прощание казака с казачкой» босоногая казачка, находясь слева от лошади, оттолкнувшись от пня, в порывистом движении бросается в объятия к казаку, сидящему на лошади. Казак наклонился к девушке, обхватил ее левой рукой за талию, приподнял, а правой рукой притянув к себе прижимает голову девушки в долгом поцелуе.

Из биографии скульптора Василия Яковлевича Грачева (1831–1905) известно, что происходил он из государственных крестьян. Первоначальное художественное образование он получил в Санкт-Петербурге как ученик придворного мастера по чеканке Андреева, в мастерской которого провел шесть лет и в дальнейшем работал у мастеров Верховцева, Сафронова и И. С. Сазикова. Скульптурой Грачев занимался, как самоучка и выполнял модели из воска для известных фабрикантов Е. Ф. Смирнова, К. Ф. Верфеля, П. А. Овчинникова и И. П. Хлебникова.

Как видно из сюжета «Прощание казака с казачкой» В. Я. Грачев выбрал для себя современную и актуальную тему тех лет - это русско-турецкая война 1877-1878-х годов, что было характерно в целом для всего русского искусства II половины XIX века. Русско-турецкая война произошла на Балканском полуострове, между Российской империей и союзными ей балканскими государствами, с одной стороны, и Османской империей, с другой. Началу войны предшествовал подъём национального самосознания на Балканах, которые были связаны с жестокими подавлениями боснийско-герцеговинского (1875) и апрельского восстаний в Болгарии, которые вызвали сочувствие в Европе и России. Целью войны для Россией стало, провозглашение свободы православных славян от турецкого владычества.

В апреле 1877 года российский император Александр II объявил Турции войну. В ходе последовавших боевых действий русской армии удалось, используя пассивность турок, провести успешное форсирование Дуная, захватить Шипкинский перевал и, после пятимесячной осады, принудить турецкую армию Осман-паши к капитуляции в Плевне. Последовавший рейд русской армии через Балканские горы, в ходе которого были разбиты последние турецкие части, заслонявшие дорогу на Константинополь, привели к выходу Османской империи из войны.

Скульптурные работы Е. Н. Лансере отливались в Санкт-Петербурге на фабрике Ф. Шопена, а работы В. Я. Грачева на фабрике К. Ф. Верфеля и имели клейма фабрикантов-бронзовщиков.

Работа В. Я. Грачева «Прощание казака с казачкой» была отлита на фабрике художественной бронзы К. Ф. Верфеля в Санкт-Петербурге. История фабрики началась в 1842 году с того, что бронзовщик Федор Верфель организовал собственное предприятие с И. Гессерихом. В 1857 году Верфель умер, оставив дело партнеру, бывшим также опекуном его сына. Карл Федорович получил образование в Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга, затем в Германии.

С 1873 года молодой человек стал владельцем фирмы и переименовал ее в «К. В. Верфель». Именно при нем предприятие достигло наивысшего расцвета и стало известным в России и за ее пределами. Заслуга Карла Верфеля еще и в том, что он активно привлекал к работе русских скульпторов, лепщиков и рисовальщиков, среди них Н. И. Либерих, В. Я. Грачев, Р. Р. Бах и А. Л. Обер.

Основным в работе фабрики Карла Верфеля было производство высокохудожественных изделий из бронзы и камня, в 1860-1870-е годах ассортимент расширился введением мелкой декоративно-прикладной скульптуры, которая в этот период стала особенно популярной и востребованной. Основными заказчиками художественной бронзы стали русские буржуа. Считается, что именно интерес местной буржуазии сформировал социальный заказ на создание произведений прикладного искусства в национальном стиле. Бронзовщики фабрики, сохраняя широту ассортимента и репродуцируя общеевропейские исторические стили, стали активно воспроизводить в художественной бронзе «русский стиль». Темы и сюжеты скульптурных малых форм включали сцены и типажи из русской истории и фольклора, этнографические картины из жизни народов Российской империи. Эпизоды охоты и анималистика стали определенной визитной карточкой, делая русскую бронзу узнаваемой на художественных выставках второй половины XIX - начала XX веков.

Карл Верфель активно развивал свою фабрику. В 1880 году на ней трудилось восемьдесят человек, а продукции выпускалось на 160 тыс. рублей в год. Большим преимуществом предприятия было то, что оно занималось как бронзолитейным делом, так и камнерезными работами. Такое сочетание позволяло на одной фабрике выпускать комбинированные предметы из бронзы и самоцветов, не обращаясь за посторонней помощью.

На фабрике Верфеля выпускались высокохудожественные и современные произведения. Фабрике пришлось конкурировать с такими известными российскими предприятиями, как завод Ф. Шопена и заведение Морана, причем конкурировать с ними нужно было по самому качеству бронзового литья. С 1895 года фабрика К. Ф. Верфеля имела звание «Официальный поставщик Императорского двора». До 1908 года именно эта фабрика выполняла большинство камнерезных работ для фирмы Фаберже, а в 1914 году перешла в ее собственность.

Работы скульптора В. Я. Грачева в настоящее время хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном Русском Музее, Государственном музее изобразительных искусства им. А. С. Пушкина, Музее коневодства, Хакасском национальном краеведческом музее и частных собраниях.

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий