Кандидат искусствоведения, научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями ИА «Хакасия» статьей этнографа Ивана Чебодаева «Традиционная свадьба хакасов (ХIХ-нач. ХХ века)».
Публикация будет интересна историкам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется культурой Хакасии.
Основными формами заключения брака у хакасов являлись брак через похищение девушки и брак через сватовство. Более широко практиковалась сватанье невесты, когда она достигала зрелого возраста. Самое ранее упоминание об этом имеется у И. Георги: «Свадь, идучи к невесте, берет с собой новую китайскую трубку и китайский же курительный табак, объявляет там причину своего пришествия и удаляется на короткое время. Ежели он по возвращению своему приметит, что трубка его совсем не употреблялась, то почитает это за отказ, буде же увидит, что из нее курено, то торгует невесту на платье, мягкую рухлядь, скот или на служение».
Первая поездка к будущим родственникам называлась «сураг арагазы» (вино просьбы). Родители невесты и ее родственников сваты угощали вином и просили согласия на брак. В первый раз обычно возражали, ссылаясь на ее молодость. После этого одна из поездок называлась «хаях уча» (масляное застолье), когда родители жениха привозили, кроме большого количества вина, масла, мяса и молочные продукты. Последняя официальная поездка – «улуг арага» (большое вино). На этот раз привозили кроме вина и «пас ат».
Вовремя этого приезда родственников жениха угощали, получали с них калым и назначали день приезда за невестой. Калым давался скотом, деньгами. И если жених был не в состоянии уплатить его, то обязан отработать в их хозяйстве 3-5 лет и этим заслужить себе жену. Такой обычай назывался «кiзоге кiрген» (вошел в зятья). Иногда, чтобы не платить калым, бедные женились на состоятельных вдовах.
За несколько дней до приезда жениха невеста собирала своих подруг на своего рода девичник и угощала их. Они обязательно надевали шелковые платья с парчовыми наплечниками, девичьи халаты – «сикпен», а на голову – свадебные шапочки «тагаях». Затем они обходили или объезжали родственников, которые угощали девушек и делали свадебные подарки. К назначенному дню приезжал жених с родственниками (но не родителями). Остаток дня и ночь проходили в застолье, которое носило название «хыс тойы» (свадьба у девушки).
У кызыльцев (этническая группа хакасов- прим. автора), по материалам ленинградского этнографа Л. П. Потапова, на следующее утро, перед отправлением на «оол тойы» (свадьба жениха), новобрачные вводились в юрту. Затем усаживались на скамью, а напротив помещались две группы родственников (со стороны жениха и невесты), которые, держа в руках занавес, пели перед молодыми песни в форме диалога хоров, состязаясь в этом. Затем молодые обходили родственников, прощаясь с ними, и потом все ехали в улус жениха. Родители невесты, как правило, в улус жениха не ездили. Лицо девушки с момента отправления закрывали платком, и оно до конца свадьбы оставалось закрытым.
Самой распространенной формой брака у хакасов был «тутхын» - брака через похищение. Многие исследователи писали, что избранная девушка непременно должна быть похищена. По хакасским обычаям принято было «холостыми невесту себе в жены воровать», но все-таки обычай этот должен исполняться, во-первых, - с согласия невесты и, во-вторых, - без всяких насилий, буйств и драк». Если девушка соглашалась «с известным молодым человеком обвенчаться без предварительного согласия родителей, то давали задаток: серьгу или что-нибудь другое и назначали день кражи ее». Иногда для договора с невестой приглашали сваху или посредника. За такую услугу последняя получала вознаграждение-овцу или даже лошадь. В назначенный день девушка выходила к условленному месту и вместе с женихом уезжала в его улус. Похитители приводили невесту в юрту жениха, где невеста подтверждала свое согласие. Если невесту похищали без предупреждения, то ее принуждали к этому. Для чего, положив ее поперек седла, скакали до получения ее согласия войти в юрту или добивались этого с помощью уговоров. Лишь после этого могли ее ввести в юрту.
После похищения посылали к родителям невесты специальных посыльных, играющих иногда роль сватов. Они, не слезали с лошади, объявляли, где находится «потеря». Родители снаряжали погоню – «сургунчi», которую обычно возглавлял отец похищенной или братья невесты. Родители жениха выходили к «сургунчi» с вином в руках и, кланяясь и просили прощение за похищение девушки. Отец девушки требовал привести к нему дочь. Если девушка отказывалась от этого брака, то участники погони увозили ее домой, получив за «бесчестье» 25 рублей. Если девушка сообщала, что согласна выйти замуж, приехавшие требовали калым и «ат тирi» (за пот лошадей). Это требование удовлетворяли сразу или отдавали во время последующих мировых.
Первая мировая носила название «пастыты чарас» или «хамчы чаразы» (мировая плетка), так как первых сватов встречали недружелюбно, часто избивали, пользуясь тем, что по обычаю нельзя было сопротивляться наказанию. Били их плеткой, иногда кулаками, не допуская на порог. При второй мировой привозили калым и «пас ат». И если его размер не устраивал, то при третьей мировой окончательно рассчитывались по выплате калыма и договаривались о сроке и порядке проведения свадьбы. Полученный калым отец невесты обычно распределял между своими сыновьями и братьями. При этом все, кто получал долю от калыма, обязан был участвовать в наделении невесты приданным. Полученный «пас ат» отец невесты мог подарить своему брату, зятю или брату жены- «тайы». В свою очередь, когда невеста приезжала за приданным, она от них получала «изер ат» – лошадь во всём убранстве.
К свадьбе каждая сторона готовилась самостоятельно и приглашала только своих родственников. Заранее строилась юрта новобрачных, севернее юрты отца. И если по какой-либо причине её не было, то на этом месте ставили конусообразный шалаш «алычых», покрытый корой или тканью. В шалаше находился сундук, посуда, предметы домашнего обихода и прочие вещи, выделенные для жениха его родителей. То есть наделяли символами жилья. И здесь проводились основные обрядовые церемонии, связанные с древними религиозными представлениями. Накануне проведения свадьбы «оол тойы» в доме жениха справляли «иб тойы» - праздник новой юрты. Вовремя его проведения совершали ритуальное зажигание очага и кормление «от iче» (матери огня).
В это время невеста находилась у одного из старших родственников жениха, где проводилась «кiчiг тойы» (малая свадьба). На празднике «кiчiг тойы» жених не присутствовал. Хозяин дома являлся посаженным отцом, а хозяйка – посаженной матерью, а зачастую ещё и свахой. И проведение этого праздника было своего рода долговым обязательством. Впоследствии родители жениха устраивали такой же праздник для детей тех родственников, которые исполняли роль посаженных матери и отца. На этом «кiчiг тойы» делалось угощение для молодежи, а вечером для них устраивалось гуляние. На следующее утро за невестой прибывала процессия, в состав которой, заменяя жениха, входил его младший брат или племянник. Этого заместителя называли «кiчiг оол» (малый жених). Затем подросток вместе с невестой кланялись хозяевам в ноги, подносил им чащу с вином и просил разрешения вывести невесту. Получив разрешение, он брал невесту за руку, помогал сесть на лошадь и до усадьбы жениха вёл за собой лошадь на поводу.
На следующий день делали утреннее застолье. На нём молодожёнам дарили деньги и подарки. Начинали с того, что молодые, поклонившись огню, подходили к родителям жениха, кланялись им в ноги. Отец благословлял их и, в ответ на просьбу, произносил: «Я даю тебе белую корову, чтобы делать айран! Я даю тебе гнедого коня, чтобы ездить на свадьбу! Я даю тебе пегого коня, чтобы ездить по улусам!». Затем родители брали с блюда мясо, а вместо него клали деньги. Остальные родственники или клали деньги на блюдо, или называли подаренное животное. Затем дядья женихи и другие близкие родственники по очереди приглашали всех участников свадьбы к себе домой. Такой обычай назывался «уча кодiр» - поднятие застолья.
Последний день свадьбы в улусе жениха носил название «тун той» - праздник начала семейной жизни. На нём оставались только старики и старухи, которые доедали остатки мяса и еды. В этот день совершали обряд введения невесты в дом свекра. Молодых усаживали вместе за маленький столик, где они друг друга угощали, каждый из своей тарелки. В этот момент один из стариков благословлял: «Будьте неразлучны, как рога коровы, будьте неразлучны как уши лошади!». Затем новобрачный из своей тарелки угощал мужчин, молодая – женщин. Их опять благословляли: «Будьте хлебосольными, будьте богатыми, будьте добрыми!». Заканчивался обряд церемонией открытия лица и показа кос – «тулун». Женщины убирали с головы молодой свадебную шапочку «тагаях» и вытаскивали на грудь спрятанные под воротом платья косы.
В этот день вручали подарки свахе, посаженной матери и посаженному отцу за их работу, в виде частей туши крупного рогатого скота, которые назывались «парга». У сагайцев и кызыльцев этот подарок делался в первый день «оол тойя». Дядя невесты по матери или старшему зятю жениха дарилась задняя часть туши крупного скота. Они обязаны поднять «паргу» двумя руками и произнести: «Мы ещё будем поднимать вашу паргу, мы еще придем на ваши свадьбы, мы еще возьмём ваших девушек!».
Последний этап свадьбы проходил в доме родителей невесты. Он мог проводиться либо сразу после «оол тойя», либо через 3-4 месяца при браке сватовством. Молодая в последний раз надевала свадебную шапку «тагаях».
Затем новобрачные кланялись родителям молодой. Они становились на колени и, опустив голову, держали в вытянутых руках две чаши с вином. До тех пор пока родитель не примет правую чашу и не поднимет рукой голову молодого, они не имели право вставать. Матери от жениха дарили шелковое платье или дойную корову. Этот подарок назывался «имчек ага» (за грудное молоко). После этого молодую усаживали на почетное место, а нового зятя выводили во двор, где ему предлагали тремя ударами разрубит чурку. Неудача считалась позором и расценивалась как плохой знак.
Молодые, вернувшись в свой новый дом, делали угощение для своей родни. Приданное привозили сразу или через год-полтора, когда родители невесты окончательно убеждались в крепости брака. На этом свадебные обряды заканчивались.
Автор И. П. Чебодаев