Картина мира в иконографии Бейской стелы из Хакасского национального краеведческого музея
"Рождение мира", художник Виталий Кызласов. Изображение предоставлено М. Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей "Картина мира в иконографии Бейской стелы из Хакасского национального краеведческого музея".

Публикация будет интересна историкам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется историей Хакасии.

В собрании Хакасского национального краеведческого музея находится интересный памятник скифо-тагарской культуры с иконографией о создании мира у тагарских племен в VII –III вв. до н. э., проживавших в Хакасско-Минусинской котловине.

В 1950-е годы данная стела была вывезена из окрестностей с. Бея Хакасской автономной области археологом А. Н. Липским в Хакасский областной краеведческий музей, которая позднее в науке получила название «Бейская стела». Стела состоит из одного плоского камня, на двух противоположных боковых гранях выбиты изображения животных, птиц и тамгообразных знаков в точечной технике.

Картина мира в иконографии Бейской стелы из Хакасского национального краеведческого музея

К большой радости исследователей древнего искусства, гравировка на камне оказалась долговечной и хорошо сохранившейся – она стала одним из немногих раритетов такого типа, которая пережила не одно тысячелетие. Следует при этом отметить, что ценность произведения древнего искусства обусловлена не только его уникальностью, но нужно подчеркнуть и исключительный реализм в изображении животных и птиц. В простой на первый взгляд композиции содержится мифологический сюжет о сотворении мира из скифо-тагарской мифологии.

На одной грани стелы в верхней ее части – изображен ворон (бог Эрлик) с раскрытым клювом, два ниже неясных и непонятных изображения, под ними пять контурных фигур оленей (бог Солнца) с ветвистыми рогами.

На второй стеле рисунки выполнены менее четко, чем на противоположной грани, где в верхней части представлены две контурные фигурки оленей, обращенных головами в противоположные стороны со спиралевидными вихреобразными завитками на туловищах и ветвистыми рогами. Ниже находится силуэтное изображение жертвенной лошади с подогнутыми под брюхо передними ногами, задняя половина ее туловища вывернута, как бы вывихнута. Под лошадью в ряд располагаются три фигуры лунорогих быков (Бог Луны) со скоплением точек в центре серпа рогов.

Картина мира в иконографии Бейской стелы из Хакасского национального краеведческого музея

В нижней части плоскости выбиты контурные изображения оленя (бог Солнца) и водоплавающей птицы-утки (богиня Умай). В задней части корпуса оленя (бог Солнца), внутри контура, помещается яйцо, а в яйце еще не вылупившийся птенец. В передней части туловища оленя в скелетном стиле изображена утка (богиня Умай).

На обеих гранях стелы неизвестный художник композиционно разместил фигуры животных и птиц при этом в то же время ему удалось избежать монотонности благодаря подчеркиванию контрастов между двумя гранями стелы с птицами: у одних головы подняты, а у других опущены, у некоторых птиц тщательно выписано разное оперение. Следует обратить внимание на точность в передаче таких мелких деталей. Но вся картина рождения мира созданная древним автором весьма гармонична: очертания ворона и утки, оленей, быков и коня и отличается реализмом.

Возможно, неизвестный художник в данном художественном произведении пытался изобразить на двух гранях стелы, два мира Верхний и Нижний. В Верхнем мире, где обитает утка-Умай (Ымай) и Нижний мир, место обитания ворона- бога Нижнего мира Эрлика.

Изображенная утка на Бейской стеле в хакасской мифологии олицетворяла сотворение мира, которое произошло у хакасов от двух уток и о чем записал в ХIХ веке известный ученый Н. Ф. Катанов.

2 июня 1890 года Н. Ф. Катанов в улусе Архипов Минусинского уезда, расположенного на правом берегу р. Камышта в 25 км от с. Аскиза ученый записал легенду о сотворении мира у качинцев, где рассказывается, что мир был сотворен двумя утками. Данный миф можно датировать скифо-тагарский временем, когда в мифологии и искусстве на первый план выходят зооморфные образы. Легенда начинается с диалога двух уток. Одна из них посылает другую за песком на дно реки. Тот песок, который первая утка получила от второй, она толчет колотушкой 9 дней, и в результате получается земля. Песок, который посыльная утка сохранила у себя, превратился в высокие горы.

В наказание за утайку первая утка не дала ей земли для проживания. Провинившаяся утка, все-таки выпросила землю размер со след трости, проткнула землю и ушла в отверстие. Так они разграничили места обитания и сферы влияния (Верхний и Нижний миры). Далее первая утка сотворила из земли человека (мужчину), а из его ребра – женщину, дала им скот и хлеб.

Давая оценку Бейской стеле известный московский археолог М. Д. Дэвлет писала:

«Представляется, что на Бейской стеле нашел графическое отражение мифологический сюжет не дошедший до наших дней, но когда-то бытовавший в местной среде. Бытовавшая в древнем обществе мифологическая система представлений о мироздании, строении космоса содержит глубокий философский подтекст. Композиционные схемы, запечатленные на Бейской стеле, могут гипотетически интерпретируется как космогонический миф, миф о сотворении селенной, выраженный символическим языком в зримых образах».

В Хакасско-Минусинской котловине образ водоплавающей птицы утки-лебедя был известен с период тагарской археологической культуры (VII –III вв. до н. э.), которая была распространена на обширной территории в Республике Хакасия, южных районах Красноярского края и северо-восточной части Кемеровской области. В Хакасско-Минусинской котловине образ утки-лебедя встречается в петроглифах и в художественной обработке металла (навершия жезла вождя и зажимы для кистей сбруи или игольников).

В 1972 году исследователь древнего искусства Д. С. Раевский писал, что изображения орла и водоплавающих птиц, свидетельствуют об устойчивости этого символа в скифском искусстве:

«Сопоставление различных источников привело автора к выводу, что в древней мифологии Ирана и особенно Индии и др. наблюдается стабильное противопоставление двух образов: хищной птицы (орла, сокола) или орлиноголового грифона и водоплавающей птицы (утки, гуся). Первый образ символизирует высший, потусторонний мир, а второй служит олицетворение мира земного, смертного».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

Гюстав Курбе «Происхождение мира» и «Рождение мира» Виталий Кызласов -художники, а взгляды на бытие разные.