Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей "Картина мира в иконографии Бейской стелы из Хакасского национального краеведческого музея".
Публикация будет интересна историкам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется историей Хакасии.
В собрании Хакасского национального краеведческого музея находится интересный памятник скифо-тагарской культуры с иконографией о создании мира у тагарских племен в VII –III вв. до н. э., проживавших в Хакасско-Минусинской котловине.
В 1950-е годы данная стела была вывезена из окрестностей с. Бея Хакасской автономной области археологом А. Н. Липским в Хакасский областной краеведческий музей, которая позднее в науке получила название «Бейская стела». Стела состоит из одного плоского камня, на двух противоположных боковых гранях выбиты изображения животных, птиц и тамгообразных знаков в точечной технике.
К большой радости исследователей древнего искусства, гравировка на камне оказалась долговечной и хорошо сохранившейся – она стала одним из немногих раритетов такого типа, которая пережила не одно тысячелетие. Следует при этом отметить, что ценность произведения древнего искусства обусловлена не только его уникальностью, но нужно подчеркнуть и исключительный реализм в изображении животных и птиц. В простой на первый взгляд композиции содержится мифологический сюжет о сотворении мира из скифо-тагарской мифологии.
На одной грани стелы в верхней ее части – изображен ворон (бог Эрлик) с раскрытым клювом, два ниже неясных и непонятных изображения, под ними пять контурных фигур оленей (бог Солнца) с ветвистыми рогами.
На второй стеле рисунки выполнены менее четко, чем на противоположной грани, где в верхней части представлены две контурные фигурки оленей, обращенных головами в противоположные стороны со спиралевидными вихреобразными завитками на туловищах и ветвистыми рогами. Ниже находится силуэтное изображение жертвенной лошади с подогнутыми под брюхо передними ногами, задняя половина ее туловища вывернута, как бы вывихнута. Под лошадью в ряд располагаются три фигуры лунорогих быков (Бог Луны) со скоплением точек в центре серпа рогов.
В нижней части плоскости выбиты контурные изображения оленя (бог Солнца) и водоплавающей птицы-утки (богиня Умай). В задней части корпуса оленя (бог Солнца), внутри контура, помещается яйцо, а в яйце еще не вылупившийся птенец. В передней части туловища оленя в скелетном стиле изображена утка (богиня Умай).
На обеих гранях стелы неизвестный художник композиционно разместил фигуры животных и птиц при этом в то же время ему удалось избежать монотонности благодаря подчеркиванию контрастов между двумя гранями стелы с птицами: у одних головы подняты, а у других опущены, у некоторых птиц тщательно выписано разное оперение. Следует обратить внимание на точность в передаче таких мелких деталей. Но вся картина рождения мира созданная древним автором весьма гармонична: очертания ворона и утки, оленей, быков и коня и отличается реализмом.
Возможно, неизвестный художник в данном художественном произведении пытался изобразить на двух гранях стелы, два мира Верхний и Нижний. В Верхнем мире, где обитает утка-Умай (Ымай) и Нижний мир, место обитания ворона- бога Нижнего мира Эрлика.
Изображенная утка на Бейской стеле в хакасской мифологии олицетворяла сотворение мира, которое произошло у хакасов от двух уток и о чем записал в ХIХ веке известный ученый Н. Ф. Катанов.
2 июня 1890 года Н. Ф. Катанов в улусе Архипов Минусинского уезда, расположенного на правом берегу р. Камышта в 25 км от с. Аскиза ученый записал легенду о сотворении мира у качинцев, где рассказывается, что мир был сотворен двумя утками. Данный миф можно датировать скифо-тагарский временем, когда в мифологии и искусстве на первый план выходят зооморфные образы. Легенда начинается с диалога двух уток. Одна из них посылает другую за песком на дно реки. Тот песок, который первая утка получила от второй, она толчет колотушкой 9 дней, и в результате получается земля. Песок, который посыльная утка сохранила у себя, превратился в высокие горы.
В наказание за утайку первая утка не дала ей земли для проживания. Провинившаяся утка, все-таки выпросила землю размер со след трости, проткнула землю и ушла в отверстие. Так они разграничили места обитания и сферы влияния (Верхний и Нижний миры). Далее первая утка сотворила из земли человека (мужчину), а из его ребра – женщину, дала им скот и хлеб.
Давая оценку Бейской стеле известный московский археолог М. Д. Дэвлет писала:
«Представляется, что на Бейской стеле нашел графическое отражение мифологический сюжет не дошедший до наших дней, но когда-то бытовавший в местной среде. Бытовавшая в древнем обществе мифологическая система представлений о мироздании, строении космоса содержит глубокий философский подтекст. Композиционные схемы, запечатленные на Бейской стеле, могут гипотетически интерпретируется как космогонический миф, миф о сотворении селенной, выраженный символическим языком в зримых образах».
В Хакасско-Минусинской котловине образ водоплавающей птицы утки-лебедя был известен с период тагарской археологической культуры (VII –III вв. до н. э.), которая была распространена на обширной территории в Республике Хакасия, южных районах Красноярского края и северо-восточной части Кемеровской области. В Хакасско-Минусинской котловине образ утки-лебедя встречается в петроглифах и в художественной обработке металла (навершия жезла вождя и зажимы для кистей сбруи или игольников).
В 1972 году исследователь древнего искусства Д. С. Раевский писал, что изображения орла и водоплавающих птиц, свидетельствуют об устойчивости этого символа в скифском искусстве:
«Сопоставление различных источников привело автора к выводу, что в древней мифологии Ирана и особенно Индии и др. наблюдается стабильное противопоставление двух образов: хищной птицы (орла, сокола) или орлиноголового грифона и водоплавающей птицы (утки, гуся). Первый образ символизирует высший, потусторонний мир, а второй служит олицетворение мира земного, смертного».
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева
Комментарии