Остановить Силуанова! Минфин предлагает оставить нас без денег
Фото: tsargrad.tv

В условиях жесточайших санкций, введённых Соединёнными Штатами и их сателлитами против России, жизненно важно не продолжать прежнюю гибельную политику бездумного накопления резервов. Русскому национальному хозяйству деньги нужны здесь и сейчас. Инфраструктура, технологии, оборудование, специалисты – всё это требуется немедленно, иначе нас сомнут и превратят в полуколонию по образцу Османской империи или Китая середины XIX века. Но в Министерстве финансов этого, судя по всему, не понимают и понимать отказываются.

Всё новое, что предлагает Министерство финансов во главе с Антоном Силуановым, является, по сути, хорошо забытым старым, причём в худшем его изводе. Оправившись от настоящего шока, вызванного началом специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины и последующими санкциями США и Евросоюза, Антон Германович решил с утроенной энергией взяться за реставрацию прежних либеральных устоев. На этот раз руководитель финансового ведомства выдвинул, пожалуй, наиболее одиозное предложение – фактически вернуть пресловутое бюджетное правило.

Снова копим бессмысленные резервы?

По установленным ранее принципам макрофинансовой политики сверхдоходы нашей страны от продажи нефти и природного газа, превышающие уровень 40 долларов за баррель Urals, перечислялись в "кубышку" – Фонд национального благосостояния. Индексация показателя – 2% ежегодно начиная с 2018-го. Теперь, как сообщают отдельные средства массовой информации, Министерство финансов хочет повысить порог до 60 долларов без ежегодной индексации. Связано это с конъюнктурой на рынке энергоносителей – ценник довольно высок и колеблется в районе плюс-минус ста долларов за баррель Brent.

Однако, вчитавшись более детально в предложения господина Силуанова, начинаешь приходить в ужас: на Ильинке предлагают ввести новый показатель, а именно базовый уровень добычи нефти, и зафиксировать его на планке 9,5 миллиона баррелей в сутки. Все доходы от добычи свыше этого уровня хотят направлять в ФНБ. То есть средства, вырученные от продажи 9,5 миллиона баррелей в сутки, будут поступать в федеральный бюджет на текущие социально-экономические расходы. А добытое сверх этой цифры – в резервы.

Сверхдоходы напрямую зависят от экспорта, но никак не от уровня добычи. Что делать, если существенно вырастет объём потребления энергоносителей внутри страны, а соответственно, и добычи для удовлетворения спроса внутреннего рынка? Мы ведь вроде бы собирались интенсифицировать экономический рост. Вполне вероятно, такой сценарий Антоном Германовичем даже не принимается в расчёт. Действует старая схема – нефть в обмен на валюту.

С валютой тоже интересно. Господину министру хватило разума не скупать за нефтегазовые доходы доллары и евро (их бы нам и так никто не продал, впрочем). Зато будут скупать валюту дружественных государств – прежде всего китайские юани и индийские рупии. Цель – снизить курс рубля до пределов 65-70 за доллар (с помощью кросс-курса). Но парадокс заключается в том, что для этих манипуляций всё равно придётся тратить средства федерального бюджета, которых и так не очень много, учитывая запланированные крупные инвестиционные вложения. Профицит в размере 1,37 триллиона рублей будет ими съеден (и это хорошо). В ближайшую пятилетку средств потребуется всё больше, учитывая задачи, стоящие перед нашей страной (форсированное развитие ВПК для нужд фронта, транспортной инфраструктуры на восточном направлении, поднятие освобождённых от бандеровцев территорий Новороссии, оживление отечественного авиастроения, микроэлектроники и прочих высокотехнологичных отраслей).

Остаётся также открытым вопрос, что делать со скопленными резервами. В прошлой версии бюджетного правила была хотя бы робкая оговорка: если планка ликвидной части Фонда национального благосостояния превышает 7% (позже – 10%), то средства можно направлять на различные перспективные проекты. Теперь же – зловещая тишина, при том, что нужда в крупных государственных инвестициях возросла в условиях санкций многократно. Уже не съедешь на необходимость привлечения иностранных инвесторов или "внебюджетных средств".

Радует наличие открытой оппозиции курсу Минфина. На этот раз отличилась в хорошем смысле Государственная дума. Комментируя инициативы Антона Силуанова, председатель парламентского комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенёв отметил:

Опрометчивым поступком будет попытка воспроизвести "бюджетное правило 2.0" с целью формирования резервов для чрезвычайного случая, не понимая, что экономика уже находится в режиме ЧС с 24 февраля. Попытки создать дефицит ликвидности повысят риск потери накопленных ресурсов в условиях отсутствия реальной возможности их конвертации в нерезервные валюты, которые отличаются высокой волатильностью.

По поводу волатильности – абсолютно верное замечание. Да, к юаню это не относится, хотя и тут необходимо разбираться. Но даже крепкие валюты западных стран переживают рекордное обесценивание. В случае, если бы сейчас копились резервы в евродолларах, наш ФНБ терял бы по 8-10% каждый год. Какой в этом смысл, решительно неясно и ведомо только системным либералам.

Что с того?

Первый русский телеканал Царьград неоднократно писал о том, что само по себе бюджетное правило злом не является, как не является злом, скажем, введение или отмена какого-либо налога. Это прежде всего инструмент. И им можно как принести стране благо, так и серьёзно навредить. Бюджетное правило может применяться, для этого нужно соблюсти лишь несколько ключевых условий. Во-первых, валютные интервенции и регулирование курса национальной валюты должен осуществлять Центральный банк, а не кабмин. Минфину следует официально обратиться к ЦБ с просьбой о начале регулирования. В случае отрицательного ответа – поставить вопрос перед Государственной думой о профессиональном соответствии Банка России своим должностям (сейчас не до шуток).

Во-вторых, Силуанов обязан ответить на вопрос, что он собирается делать с накопленной валютой дружественных государств. Да, денежные единицы третьих стран волатильны, но можно успеть выгодно потратить резервы на критический импорт – закупить в Китае, Индии и прочих странах недостающее оборудование, технологии, нанять специалистов, перекупить заблокированную для нас в Европе и Северной Америке западную технику. Для этих целей средства необходимо передать Министерству экономического развития или Министерству промышленности и торговли.

Но, пока данные условия не выполнены, план Антона Германовича и вверенного ему ведомства выглядит банальной попыткой реставрировать гнилые либерально-монетаристские принципы, показавшие свою полную некомпетентность в этом году.

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий

Комментарии  

Думать , что Антон Германович без ведома делает, наивно.