Мусорная реформа, призванная выстроить четкую систему по сбору, сортировке, переработке и утилизации отходов, до сих пор буксует. Причем далеко не в одной Хакасии.
В республике принимают меры по наладке работы региональных операторов, пытаются оптимизировать систему вывоза отходов, проводят работу с населением. Но проблемных вопросов остается немало. В основном они касаются частного сектора, где вывоз отходов по-прежнему организован или по заявке, или мешковым способом. Создавать контейнерные площадки, как того требует законодательство, муниципальные образования не торопятся.
Увидит ли Хакасия положительные результаты проводимой оптимизации? На самые актуальные вопросы об отлаживании системы обращения с ТКО в редакции 19rusinfo.ru ответил министр природных ресурсов и экологии республики Владимир Лебедев.
- Владимир Юрьевич, накануне на заседании Совета законодателей спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко сказала, что мусорная реформа оказалась больше похожа на деградацию и регресс. Как прокомментируете ее слова?
- Мусорная реформа идет сложно. В последнее время федеральный центр начал уделять этой проблеме более пристальное внимание. Еженедельно проводится штаб под председательством министра природных ресурсов и экологии РФ Александра Александровича Козлова. Ежемесячно штаб проводится под руководством заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Николаевича Патрушева. Федеральный центр знает, что происходит к каждом регионе.
Реформа как раз направлена на то, чтобы упорядочить учет вывозимых отходов. Раньше они вывозились беспорядочно, и мы не понимали их массу. Сейчас организован учет, на полигонах стоят весы, создан институт регионального оператора. У нас их сейчас два. Так что есть и положительные стороны этой реформы.
- Хакасия, наверное, не самая проблемная в стране?
- Мы не самый проблемный регион, находимся где-то в середине списка. Основная проблема - это отсутствие инфраструктуры, которая зависит от финансирования. Мы выделяем субсидии муниципалитетам для создания контейнерных площадок, несанкционированных свалок становится меньше.
- Хакасия вынужденно отказалась от строительства мусороперерабатывающего комплекса в рамках концессионного соглашения. Будет строить за свой счет. А республика потянет? Сколько нужно средств на строительство завода и каковы будут источники финансирования?
- Точная стоимость завода будет определена после разработки проектно-сметной документации. На эти цели в бюджете Хакасии на следующий год заложено 70 миллионов рублей. Да, завод будет строиться за счет собственных средств республики. Они будут взяты из высвобождаемых доходов в результате списания государственного долга. Это сумма более 12 миллиардов рублей с 2025 по 2029 год. Соответственно, на инфраструктуру приходится ежегодно около 2,5 миллиарда рублей.
- Учитывая ситуацию с бюджетом, это огромные деньги. Хакасии придется справиться и другого не дано?
- Да, необходимо построить завод. Речь не идет о том, что 2,5 миллиарда в год будем тратить на строительство завода. Это полностью инфраструктурный проект. По предварительным данным, стоимость завода с дополнительным полигоном ТКО, по укрупненной оценке, 4,7 миллиарда рублей. С учетом удорожания, может быть, цифра вырастет. Сейчас мы работаем с производителями оборудования, которые такие заводы в России уже и проектировали и строили.
- Два с половиной месяца «Экопарк» работает во 2 и 5 территориальных зонах. Уже можно подвести какие-то итоги?
- «Экопарк» начал работать с 1 октября. В переходный период, конечно, было большое количество обращений граждан и юрлиц. Появился еще один перевозчик с дополнительной техникой, работающий в Абакане. Нехватка техники - основная проблема. Упор основной на том, чтобы увеличить автопарк. Приобретено еще две единицы.
Наибольшее количество жалоб поступает из частного сектора второй территориальной зоны. В основном работает заявочный принцип и идут задержки либо из-за поломки, либо погодных условий. Есть проблемы, которые мы в рабочем порядке устраняем, работаем с муниципалитетами, перевозчиками. В целом «Экопарк» работает хорошо.
- Для «Экопарка» утвержден тариф на вывоз ТКО. Ожидалось, что он повысится, но во второй зоне он стал ниже. В чем причины снижения тарифа и не отразится ли это на финансовой устойчивости Общества? Депутаты в рамках правительственного часа выразили опасения, что низкий тариф может привести к банкротству.
- Действительно, тариф у нас низкий, рассчитывается он путем тарифного регулирования на основании тех документов, которые были предоставлены «Экопарком» и с учетом предельного (максимального) допустимого роста платы граждан за коммунальные услуги, а также тарифа предыдущего регионального оператора. Вышло, что средняя величина это 43 рубля 90 копеек. Но с 1 июля 2025 года планируется повышение тарифа на 11,6%. В последующие годы, скорее всего, тариф будет повышаться еще.
- Так банкротство не грозит с сегодняшним тарифом?
- Мы не можем превысить предельную плату граждан, поэтому необходимо предусмотреть выпадающие доходы. В этом направлении мы тоже работаем. Если тарифа не будет хватать, должна быть поддержка региональных операторов.
- Давайте пройдемся по самым частым вопросам, которые видим в комментариях. Можно ли расторгнуть договор с регоператором? Зачем платить, если некоторые пользуются услугами частника?
- Коммунальная услуга региональным операторам, конечно же, должна оказываться, но и люди должны понимать, что за нее необходимо платить. Договор - это оферта, оплачивать коммунальную услугу нужно. Услугами частников пользоваться нельзя, мусор должен вывозить только регоператор. Частники неизвестно куда везут отходы. Быть может, на несанкционированную свалку, которую потом ликвидируют за счет бюджетных средств.
- Значит совет - дозваниваться до оператора и ждать? Рано или поздно вывезут.
- Мы анализируем жалобы, видим все. У некоторых нет бака и они везут отходы в МКД, происходит переполнение. В некоторых баках горячая зола, соответственно, мусор не вывозится. Сбои и недовольство граждан происходят в том числе в связи с этим. Нужно поднимать вопрос сознательности тоже - не сыпать в бак горячую золу, собирать ТКО, а не растительные, строительные отходы.
- Как быть владельцам нежилых помещений? Должны ли парикмахерские, магазины, аптеки... ставить себе отдельный контейнер и заключать договор с регоператором?
- Управляющая компания предоставляет региональному оператору сведения о собственниках нежилых помещений. С ними заключается договор на оказание услуг по обращению с ТКО, и региональный оператор оказывает эту услугу. Необходимость установки отдельного контейнера определяется исходя из объема образуемых юридическим лицом отходов.
- А кто и как определяет нужное количество баков на контейнерных площадках? Почему там 2 или 3 бака? От чего это зависит?
- Исходя из норматива накопления, количества домов, жильцов. На одной площадке может быть один контейнер, на другой мы видим три, пять. Это расчетная величина.
- После начала работы «Экопарка» «Аэросити» вывезли свои контейнеры, и на площадках наблюдались свалки. Сейчас эта проблема решена?
- Да, ситуацию удалось урегулировать. С «Аэросити» взаимодействуем в рамках заключенных ранее соглашений. Решения, договоренности принимаются в том числе на совещаниях под руководством заместителя главы Хакасии Юрия Николаевича Курлаева.
«Аэросити» забрали свой контейнерный парк из Абакана. Мы выделили городу дотацию из республиканского бюджета в размере 4,5 миллиона рублей. Они приобрели 299 контейнеров. И из своего бюджета Абакан выделил еще 6,5 миллиона, на которую планирует до конца года купить еще 400 контейнеров. Таким образом, весь дефицит будет покрыт.
Еще есть договоренность «Аэросити» с управляющими компаниями на этот недолгий период об аренде контейнеров. Какого-либо коллапса мы не наблюдаем.
- Вернемся к частному сектору. Что делать, если у дома нет бака, или в районе нет общей контейнерной площадки?
- Необходимо обратиться в муниципалитет для организации площадки. Напомню, что строительство, их содержание - полномочия муниципалитета. Если решение о создании площадки по каким-то причинам не будет принято, владелец частного дома должен купить контейнер и поставить его на своей территории за свой счет.
- Либо добиваться все-таки от муниципалитета строительства площадки?
- Исходя из того, что содержать эту площадку необходимо муниципалитету, они неохотно на это идут. Но с точки зрения устойчивости работы регионального оператора, учета и удобства, такие площадки создавать нужно, где это возможно.
- Достаточно много вопросов поступает от владельцев дачных участков, которые с недавнего времени стали получать платежки за вывоз ТКО. Если в дачных обществах не оборудованы площадки, нет индивидуальных контейнеров, соответственно, мусор не вывозится. За что дачники должны платить?
- По закону, если у человека имеется в собственности жилое зарегистрированное помещение, то его собственнику необходимо платить.
Возникает вопрос, если многие живут на дачах, куда исчезает мусор, который там образуется? Скорее всего, его увозят на площадки многоквартирных домов, в результате чего происходит перенакопление.
Если у человека нет на дачном участке жилого дома, либо какого-то строения, то он может обратиться с заявлением и будет произведен перерасчет.
- На дачах, в частном секторе образуются в том числе растительные отходы, которые не заложены в тариф. Что делать с отходами, которые не в ходят в понятие ТКО?
- К ТКО относится различного рода бытовой мусор. Это упаковки от товаров, какие-то пищевые продукты, предметы быта и т.д. Что касается растительных отходов, в Абакане действует полигон, куда граждане могут их вывозить. Для вывоза строительного мусора необходимо заключить отдельный договор регоператором, либо с иным лицом, у которого есть право на вывоз таких отходов, соответственно, за отдельную плату.
- «Экопарк» работает только в двух территориальных зонах, в остальных осталось «Аэросити». Изменилось ли что-то в его работе? Меняется ли количество и характер жалоб?
- Количество жалоб немного снизилось, потому что они ушли со второй зоны. Основной удар сейчас принимает на себя «Экопарк». Здесь живет наибольшее количество людей, поэтому и жалоб больше. Самая проблемная для «Аэросити» сейчас четвертая зона - Саяногорск. Оттуда жалобы продолжают поступать.
- Некоторые дачники отказались оплачивать услугу, считая ее невыполненной. Многие жители, которые видят некачественную работу или накапливают совсем немного отходов, тоже не оплачивают счета. Какой процент отплаты услуги по Хакасии?
- Действительно процент оплаты граждан низкий. По зонам, где работает «Аэросити», дебиторская задолженность составляет около 400 миллионов рублей. На штабе, который утвержден главой республики, эти вопросы рассматривались. Ведется досудебная работа с должниками, с приставами. Задолженность взыскивается.
- На что влияют большие долги населения?
- Это отрицательно сказывается на эффективности работы регоператора. Он не может заплатить перевозчикам, перевозчики не могут купить ГСМ, соответственно, мусор не вывозится.
- Одна из главных претензий - невозможность дозвониться до регоператоров. С чем это связано и как планируется исправить?
- Заключен договор с «АтомЭнергоСбытом», на базе которого сформирован колл-центр. Ежедневно он принимает около 2000 звонков. Это очень большой поток, поэтому были трудности. Практически уже принято решение о создании собственного колл-центра в «Экопарке». Будет увеличен штат людей, принимающих звонки. Надеюсь, с нового года мы это реализуем, дозвониться будет проще.
- Юрий Николаевич Курлаев в своем докладе в рамках правительственного часа сказал о планах по уходу от заявочного способа в частном секторе. По его словам, это будет происходить с учетом мнения граждан. Как эта идея будет реализована? Мнение граждан очень неравномерно?
- Мы не раз говорили о том что нужно уходить от заявочного принципа в частном секторе. Сейчас много звонков, затратно и трудно с технической части. Мы определили пилотную территорию - 9-й жилой район Абакана, где организуем работу по графику.
Допустим, мусор будет вывозиться каждый третий четверг месяца. Стоять возле контейнера не нужно, это не мешковой сбор. Машина будет ездить в определенное время, в определенный день и опустошать контейнер.
- А если он не полный?
- В этом-то сейчас и весь вопрос, потому что оплата примерно будет 200 рублей, плюс-минус.
- То есть размер оплаты изменится?
- Да. Но возникнет вопрос - если накопилось полбака, почему нужно платить больше? Мы сейчас работаем совместно с муниципалитетом, чтобы определить порядок. Все должно быть удобно и понятно.
- При новом способе житель будет платить уже не 43,9 рубля, а 200? Зачем это людям?
- Мусор же вывозится некачественно. Жители могут ждать месяц и больше, идет перенакопление. При новом способе человек будет знать, что мусор будет точно вывезен.
- А у людей будет выбор соглашаться или нет?
- Благодаря пилотному проекту мы посмотрим, как это будет работать, изучим мнение граждан. Если это всех устроит, то будем распространять на другие территории.
- Когда планируете начать?
- После Нового года.
- И все-таки, какие плюсы будут для жителей при новом способе и повышении платы?
- Будет заключен индивидуальный договор с каждым владельцем дома с конкретными сроками вывоза. Человек будет знать, что мусор определенного числа будет точно вывезен без подачи заявки. Плата будет меньше, чем у серых перевозчиков, но услуга будет качественной.
Комментарии