Михаил Мерзликин - о фильме «Книга степей» и духах Хакасии
Фото: ИА "Хакасия"

Накануне в редакции ИА «Хакасия» побывал режиссер Михаил Мерзликин. Он рассказал о фильме «Книга степей», который будут показывать в кинотеатрах Хакасии с 11 апреля. Эта кинолента знакомит зрителя с хакасской культурой, мировоззрением и мифологией. Она уже снискала одобрение у киносообщества и  была отмечена наградой фестиваля документального кино «Неизвестная Россия» в номинации «Этнокультура»

Михаил Мерзликин поделился с информагентством сложностями съёмочного процесса, объяснил, зачем резали барана, а также поделился планами.

Почему Хакасия - кинематографический рай? О чём, связанном с духами, хотят рассказать жители республики? Ответы на эти и другие вопросы можно узнать в материале и видеосюжете ИА «Хакасия».

- Совсем скоро в кинотеатрах Хакасии выйдет этнографический альманах «Книга степей». Расскажите, о чём этот фильм и почему выбран формат альманаха?

- Это документально-художественный фильм, в котором будет 5 серий про 5 разных духов. Как раз альманах состоит из пяти разных новелл. И в каждой истории есть документальная и небольшая игровая часть. Поэтому выбран формат альманаха. Вроде бы истории все про духов, но в каждой из новелл про каждого отдельного рассказывается.

- Поделитесь, какая из отснятых историй больше всего вам по душе?

- Первая история про Духа гор (Таг-Ээзи) и последняя история про Злого духа (Айна). Почему про злого духа? В этой истории присутствует что-то мистическое и страшное. Может слышали о таком феномене Аскизского полтергейста? Мы нашли тот дом, договорились и съездили туда. Но сам я не ходил, но туда четыре человека пошли, в том числе оператор, потому что вдруг бы там что-то было.

Что касается Духа гор, то рассказов о нём много, он самый распространённый. По некоторым версиям хакасский народ произошёл от духов гор. Есть и другая теория, что миры людей и духов параллельно развивались. А потом Богиня Умай дала людям волосяной покров и тогда согласно мифам появились люди. А Таг-Ээзи, считается, что остались как бы без бровей, без ресниц, без волос. Но их хакасы очень сильно почитают. В нашей республики много гор и чаще всего истории встречаются про них.

- На ваш взгляд, фильм получился больше документальный или всё-таки художественный?

- Больше документальный. Может быть, кто-то посмотрит и скажет, что фильм больше художественный. Но мне кажется, что он документальный. А вот именно художественные вставки игровые они как восклицательный знак, такая вишенка на торте. В фильме есть элементы кукольной анимации. Многие посмотрят и подумают, что это компьютерная анимация. Но нет, всё, что вы увидите там, мы делали куклами. У нас были куклы из театра "Сказка". Каждая штучка, цветочек, человечек - всё это были куклы, которые потом вырезали и сделали тенями. Но думают, что это компьютерная анимация, а это всё по-настоящему.

- Просто удивительно. Но не только же это запомнилось со съёмок. Может что-то комичное происходило или наоборот жуткое, чем хотели бы поделиться с читателями?

- Мы хорошо провели 2 месяца, снимая каждый день. Было всё: и дождь, и ветер, и в машине ночевали. Многие смены мы снимали сутки без остановки. Случалось, что что-то забыли, где-то сломались.

Были и комичные моменты, про которые не стоит рассказывать. Между дублями были интересные моменты. Например, девушке, которая играла Духа воды (Суг-Ээзи) было очень холодно. На ней был полуобнажённый грим, имитирующий чешую и прикрывавший части тела. То, как художник всё это проклеивал было забавненько.

Потом весело снимали про Духа горлового пения (Хай-Ээзи). Мы где Тепсей решили снимать такую пустошь. А там раз через раз ездят отдыхающие, которые бухают, гуляют, бутылки кидают. И мы всё пытались поймать момент, чтобы отснять нужное без них. По задумке у нас как бы пустошь, параллельный мир. И тут же машины катаются и выкрикивают что-то. Некоторые подъезжали, спрашивали, что мы делаем. А у нас сюжет, что три хакаса в старых средневековых одеждах там зайца жарят на вертеле.

- Несколько лет назад вы также были в студии ИА «Хакасия» и рассказывали о 6-ти короткометражках с таким же названием. «Книга степей», которая создана сейчас, и та, что 4 года назад - это разные проекты? 

- Да, это совершенно другая история. Раньше это были первые мысли, идеи, чтобы экранизировать мифы, легенды, сказки. Первые пробы пира и команды, начало киношной жизни. А сейчас это совершенно другое, но название красивейшее. И я ещё скажу больше, дай Бог, будет большой проект игрового сериала  «Книга степей». Это хорошее название. «Книга степей» как альманах состоит из разных страниц с разными историями. У нас и степи, и много страниц истории, и легенд.

- А осталось ли что-то в этом проекте помимо названия?

- Идея - экранизация хакасской мифологии сказок и легенд.

- Получается, что осталась только идея, но совершенно в другом виде она подана. А как сама идея возникла?

- Когда я на телеканале работал, то снимал там документальный краеведческий проект. Как-то мне это надоело и захотелось визуализировать мифы и сказки. Появилась мысль, почему бы это не сделать. И начали командой делать эти первые короткометражки, о которых вы говорите. Разница в том, что мы их снимали на GoPro. Всё просто, шесть короткометражек на GoPro. А сейчас это уже другая техника, художественный, световой и операторский цех уже серьёзнее. 

- На ваш взгляд, можно ли сказать, что фильм - это этнографический труд, но в современном формате?

- Да, можно так сказать. Но мы старались делать и графику, и музыку, и как-то стиль съёмки, и цветокор, и какие-то художественные решения, вдохновляясь фильмами 80-х годов. И иностранными, и нашими, и документальными, игровыми фильмами, сериалами и музыкой именно тех лет. Не знаю почему, мы как-то вот тем временем вдохновлялись и вот получилась у нас графика такая не супердорогая, простенькая и герои в одежде вот именно восьмидесятых. Мы как-то увидели все вместе, что стилистика такая должна быть и как-то её придерживались.

- А в съёмках участвовали реальные простые люди в документальной части?

- Да, это их собственные истории, истории их народа, знакомых, друзей, близких. Мы старались в основном личные истории найти. Может быть, один-два героя есть, кто пересказывает другую историю. А игровые вставки основаны на этих же историях. Мы отсняли документальную часть, я в голове всё проварил и появились 5 короткометражек, которые как-то соединяют между собой эти истории.

- В трейлере несколько моментов показано, которые предназначены для достаточно взрослой аудитории. Например, с тем, как был зарезан барашек, или полуобнаженная Дух Воды. 

- Бывает, что там барашка зарезали или курочку. Дух Воды тоже не во всей красе, а наполовину. Министерство культуры прокатное удостоверение 16+ дало, так что можно идти в кино всем, даже детям, но в сопровождении взрослых. Фильм 12+, 14+ и может меньше. Хотя в моём детстве и поросёнка резали, и курочку. И ничего страшного в этом нет. 

Мы попали в момент, когда жителям деревни нужно было заготовить мясо для себя, и этот момент мы сняли. Это жизнь, быт обычных людей в деревнях. Почему бы это не показать? Принято думать, что если деревня, значит там все в платочке ходят, скот пасут и дома телевизор смотрят. Нет, в фильме есть и горы, и легенды, и обычная бытовая жизнь.

- А насколько много было эпизодов с актёрами? Они местные или приглашённые?

- Все актёры местные. Нельзя брать, так сказать, неместных актёров на фильм о хакасской мифологии. Все наши прекрасные артисты театра "Читiген" и театра Топанова, приглашенные люди, те, у кого был дебют, хорошо отыграли.

- Насколько мы знаем, проект стал возможен благодаря грантовой поддержке и сроки реализации были очень небольшие. Вы сказали, что за 2 месяца отсняли. Повлияло ли это на результат? Может, в большой спешке работали, больше урезали?

- Всё повлияло, конечно. Постпродакшена мало было по срокам. Пока мы закончили, пока что-то досняли в сентябре и у нас 2 осенних месяца на создание музыки и монтажа. Этого было очень мало. Но мы знали, что надо в такие сроки уложиться. Из многих фильмов, которые выиграли на фестивале, мы сделали очень сильную работу.

Не буду плохо за коллег говорить, но документальное кино снимают 2-3 человека. Они поехали, поснимали героев, природу и условно всё. У нас надо было найти пространство и красиво оформить, на одну какую-то местность поехать, потом на другую, поснимать с коптера. Затем художественную часть, графику, работу актёров - всё это продумать. Плюс историями нужно удивить. Банальные старались не брать, а отбирали те, которые никто не слышал.

А они зачастую были рядом, находились здесь, прямо под боком. Есть актёр у нас, Виктор Сагалаков, он не играл в фильме, а был героем. Мы долго пытались найти одну историю и всё не могли найти. Потом поспрашивали, он рассказал свою историю, и мы говорим ему: ты же герой! Это такая личная история, связанная со Злым духом (Айна). Он долго не хотел рассказывать, но мы его смогли его уговорить. Мы его долго убеждали, он всё же согласился. И то, много чего он недосказал на камеру, потом в кулуарах поделился. Но даже того, что он уже рассказал, было достаточно.

- Насколько было тяжело по 10-бальной школе разговорить людей на такие откровения?

- Десять. Но нам помогали местные жители. Говорили, что мы не просто какие-то там сбоку припёка или тем более москвичи. Кому-то там со стороны они бы такие истории не рассказали. Мы снимали в Большом Моноке, Малом Моноке, в Усть-Сосе, Аскизе, Казановке. Повлияло и то, что я местный, обычный Бейский парень. Кто-то знал меня, кто-то нашу команду и поэтому доверяли. Но даже так было тяжело. Некоторые истории мы не докрутили, есть 4 героя, которых не смогли докрутить. Может быть, в следующий раз.

- Планы на следующий раз есть?

- Посмотрим, как люди сходят в кинотеатр, понравится ли им. И уже будет видно. Истории есть ещё на 2-3 части точно. Думаю, что когда посмотрят, кто-то будет обращаться и что-то захотят рассказать. Некоторым людям мы уже отправляли ссылки для просмотра и некоторые ребята уже свои истории рассказывают: где, кто и с кем встречался. Говорят нам: где вы были раньше? Много чего в фильм не вошло, было вырезано из-за хронометража, темпоритм хотелось держать.

- А были истории, которые  настолько удивительны, что в них просто не поверили бы, или нет?

- Нет, всё это вошло. Просто какие-то для меня как для историка интересные моменты не вошли. Например, в Казановке был камень Иней тас. Его взорвали, по-моему, большевики или кто-то другой. И мы с директором музея Казановка проработали историю, что это Таг Ээзи, так как Казановка - территория горных духов. И потом до нас дошло, что Иней тас - это именной каменный памятник горному духу.

Никто не задумался об этом. И мы такое небольшое открытие для себя сделали. Увы, в «Книгу степей» это не вошло, потому что нужно делать отдельно. Хотелось бы как-то визуализировать, с помощью 3D-моделирования восстановить памятник. Показать, какой он был, может снять игровую часть с тем, как его взрывали.

Хакассия очень богатая в плане истории, археологии и ресурсов.  Это кинематографический рай. Республику называют "археологическая мекка", а для нас это кинематографический рай! 

- А есть планы продолжить в целом этническую тему в кинематографии?

- Мы продолжаем её. Снимали фильм «Шаман», сейчас снимаем документальный фильм «Войны Южной Сибири», сделали второй сезон мультика «Моя Хакасия»  и продолжаем дальше. Есть ещё планы на два документальных фильма, один на этот или на следующий год игровой. Тоже этнический и всё так или иначе касается Хакасии. Кто, если не мы?

- Совсем скоро в Хакасии состоится премьера фильма. Кого вы как режиссёр видите в качестве зрителя? Для кого фильм?

- Для местных жителей. Не для тех, кто хочет просто картинку посмотреть. А для тех, кому интересна история народа и их культура. Об этом либо мало показывают фильмы, либо не особо об этом говорят. Мы хотим чуть-чуть с другой стороны посмотреть. Этот фильм для хакасского народа, нового поколения, школьников. У нас сейчас идет возрождение хакасского языка, культуры и традиции. Это очень приятно наблюдать. И хоть какую-то капельку в это море, но и мы вливаем. Сейчас много тех, кто начинает интересоваться языком, костюмами. Идет такая эпоха Возрождения у нас и это приятно. Вот для таких людей, наверное, этот фильм.

- Чем вдохновлялись, у кого спрашивали, как правильно воссоздать костюмы? Кто привлекался для этого?

- Я, художники театра Топанова, актёры хакасские, потому что они в этом живут и тоже об этом знают. Я исторически что-то где-то наблюдал, подсматривал у коллег. Даже костюмы из театра "Сказка", которые были на куклах, что-то в самом театре подсматривал. Что-то нам подсказывали так всё и родилось. 

- Как думаете много будет молодых зрителей, которые интересуются историей, культурой?

- Не знаю, я не шаман, не гадалка. Но думаю, что много. Надеюсь будут школьники и студенты. Я работал учителем истории и с радостью бы показал такой фильм ученикам, чтобы они могли посмотреть про родной край. По поводу возрастной маркировки скажу, что учитель может посмотреть и сам принять решение, кому показывать. У меня даже сын что попало смотрит, а в нашем фильме ничего такого нет. Моменты, которые, как кажется учителю, дети не должны видеть, могут  вырезать или заблюрить. 

- А сыну вы показывали? Хотите привлечь семейную оценку?

- Нет ещё, какие-то кусочки и трейлер сын видел. Они с дедом корову закалывают, ему 5 лет и он помогает, так что его этим не удивить. Семья смотрела, конечно, нам всем нравится. Я сам его раз 300 смотрел, поэтому уже ничего нового я там не увижу, но постоянно кайфую. Местами от картинки, когда по-новому как-то посмотришь, местами от музыки. Наш композитор Алексей Кичеев создал прекраснейшую музыку, в фильме она вся оригинальная, новая. Он не просто хакасские мелодии создает, а старается их как-то осовременить. Также он сделал музыку для ленты «Харах Оды», сейчас будет писать композиции для фильма «Шаман», который мы снимали с Амаду Мамадаковым.

Добавить комментарий

Комментарии  

Хакасия действительно рай для кино - здесь сухие дороги. На Алтае постоянно идет дождь, на Байкале очень холодно, а здесь можно круглый год снимать. Кстати, у Михаила Мерзликина фильм "Харах Оды" получился очень интересным. Хороший материал в основе - мудрая сказка. Нет ли желания переснять этот фильм в более хорошем качестве (без гоу-про)? В нынешнем виде он тоже хорош, но простоват. Можно расширить и углубить, добавить спецэффектов. Успехов Михаилу в творчестве! Посмотрим его новое кино!