Этот правовой нонсенс существует с мая 1995 года, когда в принятой региональным парламентом Конституции Республики Хакасия предусмотрели специфику административного центра республики, признав Абакан столицей региона. При этом не был исполнен важный посыл главного документа республики: «Статус столицы устанавливается законом Республики Хакасия».
Попытки восполнить этот досадный пробел предпринимались, но они оказались тщетными. И только 29 лет спустя функции региональной столицы решено закрепить соответствующим правовым нормативным актом. По инициативе Верховного Совета Хакасии во второй половине марта в Абакане состоялись общественное обсуждение проекта закона Республики Хакасия «О статусе столицы Республики Хакасия» и общественное голосование по этому законопроекту.
Сегодня, месяц спустя после подсчета голосов, многих читателей ИА «Хакасия» заинтересовала судьба этого законопроекта. Глава Абакана Алексей Лемин дал исчерпывающий по актуальному вопросу ответ.
- Алексей Викторович, как вы оцениваете итоги общественного обсуждения законодательной инициативы парламента?
- Город Абакан является столицей Республики Хакасия, это закреплено в 71-й статье Конституции. Более того, в этой же статье Конституции определено, что статус столицы определяется региональным законом. Сегодня соответствующие законы практически есть у всех региональных столиц. В Хакасии первый законопроект появился в 1997 году. Чтобы сориентироваться во времени, уточню, я в 1997 году закончил институт и только пришел работать в администрацию города Абакана.
В следующий раз это обсуждалось уже на уровне правительства Хакасии, но законопроект также не был принят. В очередной раз раз к этому вопросу вернулись в 2006 году, однако и тогда в статус закона он не перерос. Но появилась республиканская целевая программа «Столица Хакасии». Помните? Виктор Михайлович (Зимин - прим. ИА "Хакасия") ее анонсировал. Это была краткосрочная, но при этом очень эффективная программа. Я напоминаю, она преследовала именно те цели и задачи, которые мы ставим сегодня. Это развитие города Абакана, придание ему статуса столичности, придание ему дополнительных функций.
При этом программой предусматривалось совместное финансирование мероприятий городом и республикой. К сожалению, программа просуществовала недолго. В рамках этой программы мы сделали благоустройство Северной набережной. Это был, пожалуй, наш первый опыт комплексного благоустройства. В результате стоимость квартир в этом районе резко возросла.
Так вот получается, с 1997 года законопроект появляется в региональной повестке, но вопрос о закреплении столичных функций не решается.
Актуальный законопроект, который обсуждали жители города в течение трех мартовских дней, наделяет Абакан дополнительными функциями, дополнительной нагрузкой. Естественно, вместе с дополнительной нагрузкой, в том числе и социально-экономической, Абакан должен получить дополнительное финансирование. Об этом я говорил неоднократно, ссылаясь на практику практически всех субъектов федерации.
Основной налог, который получает город, это НДФЛ, то есть платим его все мы вместе взятые. И со всего сбора НДФЛ Абакану остается 15%, остальная часть поступает в региональный бюджет. Это самый низкий норматив отчисления в Российской Федерации. Ниже просто быть не может, потому что Бюджетный кодекс Российской Федерации это не позволяет.
Тем более нам есть с чем сравнить: в бюджет Горно-Алтайска зачисляется 35% НДФЛ, в Новосибирске и Красноярске доля НДФЛ составляет 30%, в Иркутске поменьше - 26%, но не 15%. 15% это самый низкий норматив.
- Как Вы полагаете, когда устанавливали для административного центра Хакасии такой низкий норматив, чем руководствовались?
- Изначально он был более 65%. Затем он постепенно снижался, снижался, снижался, но мы прекрасно понимаем, что своего минимума он достиг при Викторе Михайловиче. В тот момент, когда у республики были большие долговые обязательства. У региона были большие долги и огромные планы.
- При этом региональная исполнительная власть сочла Абакан самодостаточным муниципальным образованием...
- Конечно, Абакан - город-донор, поэтому будьте добры рассчитывать исключительно на собственные доходы. Более того, в те годы у руководства республики даже возникало желание применить к городу отрицательный межбюджетный трансферт. Сегодня такого желания нет, но настоятельная необходимость в урегулировании межбюджетных отношений с учетом столичных функций Абакана остается.
Было предложено провести публичное слушание и публичное голосование по законопроекту «О статусе столицы Республики Хакасия». Законопроект поддержало более 90 процентов абаканцев.
Как я полагаю, у жителей столицы никаких сомнений нет. В дальнейшем мы надеемся, Верховный Совет в ближайшее время этот законопроект внесет в повестку сессии, парламент примет решение по нему и глава республики подпишет принятый документ. Закон «О статусе столицы Республики Хакасия» начнет действовать со следующего бюджетного года.
Между тем обсуждение вопроса о дополнительном нормативе будет продолжено, мы с главой республики это тоже обсуждали. Целесообразно обсуждать этот вопрос с правительством, Верховным Советом, определяя выполнение комплекса соответствующих мероприятий на территории города Абакана.
Поясню. Абакан – это столица национальной республики, а вот национального колорита в благоустройстве, в дизайне нашего города, ну, так скажем, практически нет. С принятием закона это уже будет наша обязанность: именно на это будут выделяться средства.
Первые шаги в этом направлении мы уже сделали. У нас есть хороший совместный проект с правительством республики Хакасии по созданию дизайн-кода центра города.
Я надеюсь, в ближайшее время закончится спор, который длится уже десятилетиями. Главный вопрос – это финансовая составляющая, потому что здесь идет перераспределение доходов с регионального бюджета в размере 5 процентов НДФЛ в сторону муниципального.
- Республиканскую целевую программу сняли с обсуждения по политическим мотивам, сегодня на размерах ее финансовой составляющей может сказаться состояние республиканской казны - доходы регионального бюджета падают. Все-таки, как вы полагаете, шансы у законопроекта есть?
- Я думаю, реальные шансы у законопроекта есть. Потому что в той или иной мере правительство республики городу эти деньги в виде дотации и субсидий выделяет. Поэтому логика в этом есть. Ну и, кроме того, абаканцы активно поддержали этот законопроект.
Это логично. Самое низкое отчисление налогов в Российской Федерации - в Абакане. Впрочем, даже после увеличения доли НДФЛ на 5 процентов, норматив останется одним из самых низких. Для нас это важно: это ресурсы развивать наш город. Делать его более красивым. Делать его узнаваемым. Делать его идентичным. Комфортным.
- Это, пожалуй, самый весомый аргумент.
- Стоит напомнить: Хакасия может действительно стать туристической Меккой. Но в этой Мекке места Абакану пока просто нет. У нас нет локаций, которые бы привлекали туристов. Хотя именно столица является точкой входа в регион. Все приезжают в Абакан, как правило, на сутки остаются в городе и дальше отправляются в путешествие по республике. И вот здесь, наверное, в рамках той же самой программы, необходимо выработать какой-то совместный подход по созданию локаций на территории города.
Есть хорошие идеи. Мы с Петром Ивановичем Воронином это обсуждали. И мы к этому идем. И у нас сквер Кадышева сейчас в голосовании занимает, по-моему, второе или третье место. Это значит, что в следующем году он попадает в программу благоустройства. А по нашей задумке, именно этому городскому скверу следует придать национальный стиль.
- В развитии темы столичности стоит напомнить о том, что в рамках федеральной программы «Чистый воздух» регионам дают солидное. субсидии. Так, Алтайскому краю федеральный центр предоставил более 24 миллиардов на обновление городского электротранспорта. Есть ли у Абакана такая перспектива? И от кого должна исходить эта инициатива - от города или региона?
- У нас в программу «Чистый воздух» попали Абакан и Черногорск, но документы готовятся совместно с Министерством природных ресурсов Республики Хакасии. Проект комплексного плана в настоящее время разработан, на его утверждение мы поедем с Владимиром Юрьевичем Лебедевым, скорее всего, в июне-июле.
Конечно же, строчка по развитию электротранспорта есть. Покупку электробусов и дополнительную модернизацию сети троллейбусных тяговых подстанций мы предусмотрели. Вопрос в другом - оставит ли федеральный центр эту строчку? Есть сомнение. Потому что подход у федерального центра здесь несколько иной. Изначально федеральный центр предлагает определиться с загрязнителями. Первым, самым крупным загрязнителем у нас официально признан частный сектор - автономные источники трубы дымят. Вторым источником является Абаканская ТЭЦ. Ну и третьим это небольшие промышленные предприятия. И только на четвертой позиции с вкладом чуть более одного процента стоит общественный транспорт.
Позиция у федерального центра простая. Вот там, где основной вклад, вы должны в первую очередь решать проблемы, а потом уже переходить к следующим. Но соответствующую заявку в любом случае мы подготовили, направили. Ждать осталось совсем недолго, буквально два-три месяца. Мы узнаем, что попадет в план, что не попадет в план.
- Понятно, транспортные проблемы предложено решать по остаточному признаку.
- Да. Более того, если раньше участниками федерального проекта «Чистый воздух» было 12 российских городов, сейчас их уже 29. Поэтому ждем. А у нас есть еще и мечта и электроотопление развивать. У нас есть мечта внедрить твердотопливные котлы.
И пока предварительно мы обсуждаем, насколько целесообразно, допустим, в тех районах, где у нас подходит магистральная труба от центрального теплоснабжения, заводить центральное тепло. Это дороже, но это уже навсегда. То есть, если ты центральное теплоснабжение завел, там трубы не задымят уже никогда.
- Между тем, административный центр Хакасии, не дожидаясь нормативного закрепления своего столичного статуса, решает многие «тяжелые» проблемы, в том числе проблемы аварийного жилья.
- Проблема аварийного жилья является острой для всех городов, Абакан не стал исключением. В силу определенных обстоятельств мы не участвовали в федеральной программе. Раньше нас туда просто не пускали, а сейчас мы туда не попадаем по срокам. Те жилые дома, которые у нас были признаны аварийными, мы расселяли собственными силами, либо с помощью наших муниципальных программ. Только в рамках двух программ — комплексного развития территорий и развитие застроенных территорий - был снесен 21 аварийный дом. Более 200 человек были расселены.
Стоит напомнить, это были дома барачного типа на улице Ленина, в центре города. Также на улице Чертыгашева вместо 16- этажек стояли два барака. На улице Маршала Жукова, на пересечении с улицей Крылова тоже вместо аварийных новые многоэтажные дома.
Аварийные дома сносились через муниципальные программы, основные затраты ложились на застройщика. Ему город предоставлял земельный участок, аварийные дома расселялись. Как правило, процесс происходил по-разному: где-то мирно, где-то жаловались, где-то не были согласны с ценой.
В настоящее время аварийными признаны два дома на улице Розы Люксембург. К сожалению, механизмы комплексного развития территорий и развития застроенных территорий здесь применить невозможно. Здесь мы, наверное, пойдем другим путем. Есть у нас кое-какие мысли заходить не аварийными домами, но домами, я бы их назвал, ветхими, барачного типа. Пока прорабатываем, но на перспективу постараемся пробный шар запустить.
Что касается домов на улице Розы Люксембург. Да, аварийные дома на территории города есть, они никуда не делись, их будет больше. Я это понимаю, я отдаю себе в этом отчет. Сложность в том, что признавая дома аварийными сейчас, мы сможем претендовать на участие в федеральной программе при самом хорошем раскладе через четыре года. А если быть реалистами, через пять-шесть лет. Поэтому проблему признанных аварийными домов мы будем решать в первую очередь муниципальными силами. Будем по возможности предоставлять муниципальное жилье, которое у нас есть в наличии. Оно у нас есть в наличии, к сожалению, не всегда хорошего качества, но точно не аварийное. Где-то будем ремонтировать, где-то будем изыскивать.
Сложность заключается в том, что как у всех, как у того же Черногорска, у нас практически нет маневренного жилья. Если дом признали аварийным, нам нужно людей, а там, по-моему, 24 семьи, куда-то на это время переселить. У нас есть маневренный фонд, но это две квартиры. Наверное, в самых таких тяжелых ситуациях, когда случается пожар, сгорел дом, мы предоставляем на шесть месяцев, пока человек там восстанавливает, ищет. Но две квартиры не решат проблему 24-х семей. Это проблема большая.
- Традиционно весной горожане берут в руки метлу и грабли. Город почистит перышки.
- Для нас это очень важно, закончилась зима, настало время город привести в порядок. Традиционно в городе проходят как весной, так и осенью двухмесячники по благоустройству. Но основная нагрузка, конечно же, это весенний двухмесячник.
В этом году весна пришла раньше, снег растаял и обнажил "всю красоту", которая у нас осталась после зимы. Работы действительно у наших коммунальных служб очень много. Это наша спецавтобаза, парковое хозяйство. Конечно же, мы всегда обращаемся к жителям, обращаемся за помощью к коллективам организаций.
У нас в плане проведения свыше 150 субботников, и субботники в городе уже проводятся во всех жилых районах. Где-то выходят жители жилых домов, мы даже про эти субботники, собственно, и не знаем. Практически всегда выходят на субботники работники предприятий и организаций.
С прошлого года мы ввели такую практику, она себя оправдала. У нас большое количество скверов, парков и общественных территорий в городе. Город у нас действительно в этой части богатый. И эту территорию очень сложно убирать с учетом масштаба, площади. И мы закрепили их за предприятиями. У нас в городе не менее 120 учреждений и муниципальных предприятий. В зависимости от того, это детский садик или муниципальный жилищный фонд, за кем-то закрепили маленькую территорию, за кем-то больший участок. Такой подход дает неизменный положительный эффект.
И я, пользуюсь возможностью, призываю всех абаканцев не быть равнодушными и помочь городу прибраться, навести порядок после долгой зимы. Еще немаловажно учесть один момент: мы все вместе наводим порядок на улицах, проходит два-три дня, и мусор снова появляется. Профильные городские службы бегают с камерами видеонаблюдения, выявляют тех нерадивых горожан, которые это делают. Да, здесь надо относиться более ответственно к своему городу, к месту своего постоянного проживания.