Они-то помирятся, а ты останешься с дерьмом, или Как сберечь психику в суровых реалиях
Фото: 19rusinfo.ru

Как гром среди ясного неба для многих пользователей стала новость о закрытии Инстаграма и Facebook в России. Те же мамы, сидящие в декрете, искали в соцсетях отдушину, возможность общения со сверстницами, пережили настоящий стресс. Да что уж говорить, функционал Инстаграма качественно лучше и интереснее, чем, например, у Одноклассников.

Вообще на россиян, в том числе и жителей Хакасии, обрушилось за последнее время слишком много всего. Ежедневный стресс не щадит никого. Шквал информации не оставляет шансов сохранить душевное равновесие.

Что делать в этой ситуации, рассказал практикующий абаканский психолог Сергей Акимов.

Запись разговора смотрите в видеосюжете 19rusinfo.ru.

- Здравствуйте, Сергей Николаевич. Ох, и разговор нам сегодня с вами предстоит. Думаю, что тема будет интересна и полезна нашим зрителям и читателям. Наверное, где-то с конца февраля мы с вами постоянно живем в меняющейся реальности. Я бы даже сказала, в новой реальности. Это и рост курса доллара, и постоянно меняющиеся ценники в магазинах, информационная лента постоянно обновляется, какие-то соцсети закрываются, люди куда-то мигрируют. Поэтому хотелось с вами обсудить, как сохранить себя в этих условиях новой реальности, как сохранить свое психическое душевное здоровье. Как бы большая тема, с чего начнем?

- Здравствуйте. Наверное, начать нужно с того, чтобы определить свою позицию, свое состояние, как вы сказали, в этой новой реальности. Нам всем сейчас действительно придется учиться жить в ней. Я бы здесь привел такой пример. Мы сейчас находимся в состоянии или в позиции ребенка в дисфункциональной семье. То есть когда дерутся родители, они постоянно ссорились, жена мозг выносила мужу, он терпел-терпел, потом начал ее избивать. А дети сейчас сидят под кроватью, все это видят, им страшно и чью-то сторону занять довольно сложно. Почему? Потому что они же рано или поздно помирятся, а ты останешься, простите, с тем дерьмом, которое из тебя вышло.

- То есть вы хотите сравнить эту ситуацию с тем, что эта новая реальность, она травмирующая?

- Безусловно. Она не просто травмирующая, самое страшное — это то, что происходит в обществе серьезный раскол и даже в семьях на этой почве. Я знаю абсолютно реальный случай, когда два товарища, как это часто в России бывает, выпили после бани, заговорили за Донбасс. В результате один другого забил до смерти. И это только то, что мне известно. Думаю, таких случаев достаточно много. Да и в семьях происходит разлад. Поэтому здесь важно из детской позиции перейти в позицию взрослого. Почему? Знаете, существует такое выражение: «Сила в правде». По большому счету, что такое правда? Давайте возьмем тот же семейный конфликт. На чьей стороне правда? У меня часто бывает, что на прием записывается семейная пара. Я предпочитаю беседовать с ними по очереди, сами понимаете, почему, да?

- Чтобы не перебивали и не поубивали друг друга.

- Да, был реально такой случай, когда чуть не подрались прям в кабинете. Причем каждый из них считает, что правда на его стороне.

- И что он соответственно сильнее.

- Кто-то из великих людей сказал, что первая жертва в любом конфликте, скажем так, это правда. Потому что, каждая сторона старается представить себя в более выгодном свете, закрепить свою правоту.

- Хорошо, тогда давайте немножечко конкретизируем и уточним. Сейчас люди очень много смотрят информационных лент, новостей, чтобы быть в курсе, не упустить что-то важное, чтобы что-то понять, осознать. Возможно, они ищут эту самую правду. Информационный поток очень велик, я бы даже сказала, огромен. Как пережить эти информационные перегрузки? Так ли нам нужна эта правда?

- Ограничить. Если вы остро на это реагируете, есть определенный тип людей, у которых имеются тревожно-мнительные черты. Для них это особенно нужно — как-то ограничить поток новостей. Просто до минимума. Понимаете, в чем тут еще проблема? Каждая из сторон пытается обвинить другую сторону и ответить на вопрос, кто виноват. А в любом конфликте, хоть в какой сфере, это мое убеждение, главным должен быть другой вопрос: ни кто виноват, а что делать.

- Вечный русский вопрос.

- Именно «что делать?» А что делать? Существует единственный способ разрешения любых конфликтов — это договариваться.

- Разговаривать друг с другом.

- Разговаривать и договариваться, идти на какие-то уступки. Искать компромиссы, приемлемые варианты. Я всегда говорю, нельзя сохранять семью любой ценой. Либо разойтись: ты живешь своей жизнью, я живую своей, ты в мою жизнь не лезешь, я — в твою.

- То есть, если подводить какой-то краткий итог, то не ходить лишний раз в комментарии, не вступать в полемику с оппонентами и поберечь себя. И наверное, устраивать какой-то детокс.

- Да, вот это самое важное. Поберечь. Что касается детокса, то здесь выход только один — вытеснить тревожные мысли. Чем человек отличается от животного? У животных есть только одна сигнальная система, первая — это ощущения, то, что животные видят, слышат, чувствуют. А у человека есть вторая сигнальная система, это речь. Именно речь делает нас людьми и в то же самое время создает нам огромное количество проблем. Что я имею в виду?

Мы с помощью мыслеобразов, с помощью слов, которыми мы мыслим, создаем у себя в голове некие образы угроз, которых на самом деле нет, в данный момент их не существует. Пример: «А вдруг мне нечем будет платить ипотеку?», «А вдруг продукты в магазинах исчезнут?», «А вдруг меня заберут в армию?» Тревожно-мнительные люди обычно имеют очень хорошо развитое воображение. Наряду с мыслями они создают себе настолько реалистичные образы угроз, что наша психика воспринимает их как реальные угрозы. Запускает вполне естественный механизм приведения всех систем организма в боевую готовность. Это выброс гормонов, мышечное напряжение, учащенное сердцебиение, дыхание и т. д. Это те ощущения, которые мы называем тревогой.

Сама по себе тревога очень опасна. Почему? Потому что она генерализована, то есть органами чувств мы не видим угрозы. Ее нет.

- Но мы ее уже нарисовали у себя в мозгу.

- Да, нарисовали. А так как угрозы нет, у нас нети комплекса действий, как преодолеть опасность. Что тогда получается? Мозг начинает искать, где эта тревога, и держит организма в постоянном напряжении. Например, взял я гантелю и держу. Сколько-то времени я могу ее держать, потом у меня уже не будет сил, у меня возникнут проблемы с мышцами, какой-то паралич, боли. То же самое с тревогой. До какого-то предела организм сопротивляется.

- Держится в каком-то тонусе.

- Совершенно верно. Потом защитные силы иссякают и происходит срыв, вплоть до депрессий и психосоматических заболеваний. Поэтому из этого состояния нужно выходить любой ценой. Нужно стараться переключаться на реальность, научиться жить именно в реальности.

- Как? Делать какие-то простые манипуляции, делать простые бытовые вещи? Мыть посуду? Отвлекаться?

- Совершенно верно. Какая-то любая деятельность, чтение книг, каких-нибудь отвлекающих. Причем, если мы говорим о чтении, то здесь важен еще один момент. Некоторые люди, когда читают, они продолжают думать. Чтобы этого избежать, нужно начать проговаривать.

- То есть нужно вслух читать?

- Можно вслух, можно про себя, но проговаривать. Есть такая особенность мышления. Вот в данный момент я говорю и я не могу ни о чем другом параллельно думать. То есть о двух вещах я одновременно думать не могу. Когда вы проговариваете что-то, вы на этом концентрируетесь. Здесь особо тревожным людям можно посоветовать поискать в интернете методику академика Сытина. В 90-е гг. это было очень популярным.

- В 90-е людям как раз тяжеловато было.

- Да, и академик Сытин разработал метод, который называется «словесно-образное эмоционально-волевое управление состоянием». Это реально работает. Там с помощью специальных алгоритмов, скажем так, составлены тексты, которые называются «настрой». Как говорил сам Сытин, что такое настрой? Это специально подобранный поток слов, который непосредственно воздействует на подсознание. То есть как раз идея Павлова, который разрабатывал теорию о второй сигнальной системе, она реализована в этой системе.

Как говорил Павлов, слово для человека является естественным раздражителем, который может вызвать любую реакцию в человеческом организме. Классический пример, когда я читаю лекции на эту тему, я привожу его. Это пример с лимоном. Начинаешь рассказывать, как ты режешь лимон, как течет сок, как ты берешь эту дольку, кладешь ее в рот. У многих людей возникает ощущение оскомины. А ведь лимона на самом деле не было.

То же самое с этими настроями. Берите, находите. Можно порекомендовать настрой на здоровое спокойствие.

- О, это интересно.

- Он очень короткий, там всего одна страничка текста. Его можно в такие моменты, когда накрывает, просто брать и читать. Именно проговаривая. Можно начитать на диктофон и слушать его. Но все-таки лучше с проговариванием.

- Хорошо. Какие еще способы существуют, чтобы нам понизить уровень гормона кортизола, гормона стресса в этих условиях?

- Да, кортизол, там и инсулин, и глюкагон, другие гормоны и нейромедиаторы выбрасываются. Давайте разберемся с чисто физиологической точки зрения, зачем они выбрасываются.

- Наверное, какая-то защитная реакция.

- Смотрите, стрессовая ситуация реализуется в каких-то действиях. Обычно это — сражайся, беги или отпугивай. Люди кричат во время конфликта, люди убегают или бросаются в драку. Животные точно также. Возьмите кошку, она шипит, пытается испугать собаку. Потом она либо убегает либо бросается на собаку. То есть все эти механизмы призваны активизировать физическую деятельность в организме. В состоянии острого стресса человек может совершать такие вещи, на которые он в обычном состоянии не способен. Перепрыгнуть через трехметровый забор от страха, убегая от медведя или от собаки...

- Забраться на дерево в лесу или в тайге.

- Да, да. Вы же сами несколько минут назад говорили «чем-то заняться». То есть какая-то деятельность и лучшего всего, если она связана с какой-то пролонгированной ритмичной нагрузкой. Переведя на русский язык, самое простое — это ходьба. Энергичная ходьба, не менее получаса.

- То есть всем нам прописано гулять, больше быть на свежем воздухе.

- Заниматься в тренажерных залах, где-то просто ходить. Домашняя уборка, мытье полов, все, что связано с какой-то деятельностью. У многих людей начнутся дачи, огороды. Это тоже будет как-то отвлекать. О чем еще важно сказать? Это состояние перманентного стресса. Причем это самый тяжелый стресс. Почему? Есть понятие контролируемого стресса и неконтролируемого стресса.

Контролируемый стресс — это то, что в моей жизни уже было, и я как-то от этого спасся.

- Есть какой-то опыт?

- Да, совершенно верно. Этот опыт, например, когда-то на меня побежала, залаяла злая собака, я случайно схватил камень, собака испугалась и убежала. То есть в этой ситуации я угрозу преодолел.

- И зафиксировал.

- Да. Это так и называется — фиксированный комплекс действий. В следующий раз, когда появится собака, может быть еще несколько комплексов действий есть. Этот опыт.

- Так, сейчас у нас неконтролируемый стресс.

- Да, у многих людей. Во-первых, это неожиданно, самое важное. Во-вторых, это непредсказуемо вообще, что завтра будет.

- Например, как закрытие социальных сетей. Многие же были просто шокированы, потому что у них в том же Инстаграме был построен какой-то бизнес. Вы сами, кстати, в каких-соцсетях обитаете?

- Практически во всех. В Facebook я почти не бывал, страница есть, но меня это как-то не коснулось. Инстаграм, Одноклассники, ВКонтакте — да. Еще один момент, мы не знаем, когда это закончится.

- Да, совершенно верно.

- Вот у человека как раз и создается это подвешенное состояние. Что в этом случае делать? Нужно на своей временной линии, у каждого человека в психике она есть, некая умозрительная временная линия, на которой расположены картинки прошлого или будущего, когда это еще будет.. Понятно, да? Есть такие определенные планы, что я буду делать через неделю. Например, в отпуск летом. А сейчас это все обрушилось. Просто пустота, чернота. Это самое страшное. Поэтому необходимо начать создавать эти картинки на самое ближайшее будущее.

- Визуализировать.

- Я бы сказал, даже не визуализировать, а записывать, составлять какие-то списки, планы на самое короткое время. День, неделю. В чем заключается стрессовая реакция? Это же генетически запрограммированная реакция. Она заключается в том, что бы осуществить основную цель — выжить. Выжить любой ценой. Поэтому что я могу сделать сейчас? Вернемся к этой мысли «А вдруг...». Я здесь говорю, что нужно добояться до конца. Что это значит? Перевести это «А вдруг это случится», перевести эту мысль в «Если это случится, то...».

- То что?

- То что? Поставили двоеточие: я могу сделать вот это, вот это. Найти несколько каких-то вариантов на ближайшее время.

- А если я не могу?

- Тут тогда надо определиться вот с чем. На что я могу влиять?

- Ага, понятно.

- Если я могу на это влиять, я задаю себе вопрос, что я здесь могу сделать сегодня. А если я не могу повлиять на что там происходит...

- То зачем мне об этом тревожиться и думать.

- Совершенно верно. Я тогда просто разрушаю себя этими мыслями, я тогда нарушаю целостность своей коммуникативной системы. Ведь страх, тревога, паника — это самые заразные эмоции. Есть даже такой термин в психологии — эмоциональное заражение. Если я нахожусь в страхе, тревоге, я начинаю своих близких этой тревогой заражать. То есть я разрушаю какую-то свою ячейку. Сейчас наоборот надо как-то сплотиться, надо поддерживать друг друга.

- Объединяться.

- Что я могу сделать, чтобы обеспечить безопасность себе, своим близким, родственникам.

- Сергей Николаевич, скажите, в эти последние дни люди часто обращаются к вам за помощью? Их стало больше или меньше?

- Вы знаете, вообще, в последние года три тревожных расстройств стало гораздо больше. Конкретно я не отслеживаю, сегодня или завтра больше или меньше. Такой статистики нет. Более того, в первые моменты, когда возникают резкие стрессы, количество обращающихся резко падает. Потому что у людей активизируются базовые, витальные потребности — просто выжить. Потребность в пище...

- Во сне, в отдыхе.

- Да, да. Есть те, кто уже сам не справляется. У нас в Абакане сейчас достаточно много квалифицированных специалистов, в том числе психологов, которые оказывают такую помощь. В последние годы, по моим наблюдениям, у нас вообще невротизация населения достаточно высока. Это и по родителям видно, у которых проблемы с детьми.

- Сергей Николаевич, спасибо, что вы к нам сегодня пришли. Может быть какое-то пожелание нашим зрителям и читателям, акцентируетесь на каком-то моменте, что нужно делать.

- Самое главное еще раз — это не поддаваться эмоциям, сконцентрироваться на разумности, выйти из этого состояния. Задать себе вопрос «Что я могу сделать сейчас, сегодня?». Если я могу что-то изменить, значит изменить.

- Благодарю вас за интересный разговор. Всего вам доброго.

Добавить комментарий