Российский научный фонд подвел итоги конкурса на получение грантов на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами. Успешно прошел конкурсный отбор исследовательский проект старшего научного сотрудника Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, кандидата исторических наук Елены Тиниковой.
На реализацию проекта «Ни к селу, ни к городу: трансформация образа жизни в поселках городского типа республик Сибири и Дальнего Востока» исследовательский коллектив под руководством Елены Евгеньевны получит грант в размере 1,5 млн рублей. 19rusinfo.ru заинтересовала сама идея одобренного Российским научным фондом проекта, о ней мы попросили рассказать руководителя научного коллектива Елену Тиникову.
- Елена Евгеньевна, насколько проблема трансформации образа жизни в поселках городского типа актуальна для Хакасии?
- Конечно, актуальна. Сам факт, что проект был отобран экспертами Российского научного фонда об этом свидетельствует. Но если говорить о научной актуальности, то здесь, наверное, следует сказать, что это исследование лежит в русле очень популярного в наши дни нового научного направления — историческая урбанистика. В настоящее время это научное направление только формируется.
И это не первый мой проект, который был поддержан различными фондами. Грантом президента с целью поддержки молодых ученых-кандидатов наук был отмечен один из моих ранних проектов. Далее один из проектов по исторической урбанистике был поддержан Российским фондом фундаментальных исследований. Кстати, исследовательский проект о моногородах реализовывался при участии не только Российского фонда фундаментальных исследований, но и правительство республики Хакасия.
Эти исследования так или иначе связаны с изучением истории городов, городского населения, а также урбанизации как процесса. Эта тематика, безусловно, актуальна. Она вызывает интерес не только таких узких специалистов, как историки. Это не менее важно для социологов.
Я думаю, что результаты этого исследования будут полезны не только узкому кругу специалистов. Вполне возможно их станут учитывать при формировании концепции развития отдельных территорий и социально-экономического развития отдельных регионов. Поэтому думаю, что актуально.
- Какие населенные пункты станут объектами исследования?
- Исследование планируется проводить в республиках Сибири и Дальнего Востока. Здесь мы будем рассматривать четыре республики - это Хакасия, Тува, Якутия, Бурятия. Алтай мы не берем, потому что в постсоветский период два имеющихся поселка городского типа потеряли свой статус, перешли в статус сельских поселений.
Количество поселков городского типа в каждой из республик разное. Например, в Туве один поселок городского типа, в Якутии их более сорока. Но мы для себя решили, что исследовать будем следующим образом: если мы берем в Туве один поселок городского типа, в остальных республиках мы будем брать по два поселка городского типа. В Хакасии объектом исследования станет поселок городского типа Усть-Абакан. Будем изучать, каким образом ситуация складывается там.
- При таком географическом раскладе у вас будет возможность сравнить ситуацию в Хакасии с другими регионами?
- Да, безусловно. Одна из задач исследования - изучить сравнительные характеристики четырех регионов. Но, как я уже говорила, это не первый проект в русле исторической урбанистики. Мы уже проводили исследование по моногородам.
Как известно, четыре населенных пункта Хакасии включены в список монопрофильных поселений Российской Федерации. К ним относятся и поселки городского типа. По ним мы проводили исследование в 2020 году. Сейчас мы сможем сравнивать ситуацию не только между республиками, но определить динамику показателей: какой была ситуация в 2020 году и какой она станет в год проведения исследования - в 2025 году.
- Деньги на исследование предоставляет Российский научный фонд, либо другие федеральные научные фонды. Возникает вопрос — востребованы ли результаты этих исследований в республике?
- Мне сложно об этом судить. Я не знаю, используют ли представители властных структур результаты научных исследований.
В настоящее время я завершаю реализацию проекта, не связанного с исторической урбанистикой. Он был поддержан Российским научным фондом и правительством республики Хакасия. Речь идет о метисации, мы изучаем метисов - детей, рожденных в национально-смешанных браках.
Количество таких людей на территории Хакасии с каждым годом растет. Интересно проследить, к чему этот процесс может привести, в том числе к каким социальным последствиям. Планируем совместно с министерством образования и науки Хакасии по итогам научного исследования провести круглый стол. Он пройдет предположительно в январе. К обсуждению результатов исследования мы пригласим специалистов в области межнациональных отношений. Надеюсь, что результаты исследования будут им интересны.
- Елена Евгеньевна, тематику исследований определяет Российский научный фонд или вы сами предлагаете темы, исходя из актуальности тех или иных проблем?
- Мы предлагаем сами.
- А почему именно тема метисации оказалась для вас актуальной?
- Этой темой я интересовалась давно, плюс здесь сыграло роль общение с интересными людьми, которые рекомендовали мне заняться этой тематикой. Аналогичные исследования уже проводили на Алтае и в Бурятии. У нас таких проектов не было, мы оформили заявку и она была одобрена.
Как проводилось исследование? Мы запустили анкетирование среди детей, рожденных в национально-смешанных браках. Количественные результаты обобщаем сейчас. Плюс ко всему мы провели интервью с метисами. Вот это оказалось интереснее всего.
Когда я писала заявку на грант, у меня была гипотеза, которая могла подтвердиться или не подтвердиться. Как показала последняя перепись, национальный состав населения нашей республики за десять лет значительно изменился. Опуская разговоры о том, как проводилась перепись, все ее минусы, методики и прочее, следует отметить следующее. Количество хакасов в нашей республике резко за десять лет снизилось. И мы предположили, что это снижение в том числе связано с метисами. Имея возможность выбирать свою национальную принадлежность, вполне возможно, многие из них выбрали идентичность второго родителя — не хакаса.
Когда мы проводили интервью с метисами, эта гипотеза подтвердилась С чем это связано? В том числе с процессом урбанизации. На этническую идентичность каждого человека в большей степени оказывает влияние даже не семья, как мы изначально предполагали, а именно среда. То есть дети, рожденные в городской среде, в национально смешанной семье чаще выбирают этническую идентичность второго родителя, потому что русскоязычная среда воспитывает определенным образом. Ну и совершенно другая картина в хакасских поселениях. Там, как правило, выбирают именно хакасскую идентичность.
- Заинтересовала эта тенденция региональную исполнительную власть?
- Результаты исследования мы пока не озвучивали. Мы только завершаем исследование, сейчас пишем отчет. В 2025 году мы планируем в публичном пространстве озвучить его результаты.
Я думаю, метисация — это объективный процесс, неизбежный процесс. Как и любое другое социальное явление, оно имеет ряд последствий, положительных, отрицательных. И мы можем по-разному их оценивать. То, что для меня положительное последствие, вы можете расценивать как отрицательное, это нормально.
Поэтому повлиять, безусловно, можно. Но каким образом? Здесь, наверное, нужно будет исходить из того, какие факторы влияют на формирование этнической идентичности каждого из нас.
Что может повлиять? Как я сказала, это среда. Повлиять на среду мы не можем. Во многом самосознание человека зависит от того, владеет ли человек языком. Это не обязательно так. Даже материалы переписи показывают, что количество хакасов снизилось, но количество людей, которые выбирают в качестве родного языка хакасский язык увеличилось.
Могу объяснить на собственном примере. Родным языком я считаю хакасский язык, но я, к сожалению, в совершенстве не владею им, только на уровне понимания. И при этом отношу себя к хакасам.
И вот это тонкий психологический момент, здесь-то и можно как-то повлиять. В том числе и через средства массовой информации. Прежде всего - это популяризация хакасской культуры. Почему я считаю себя хакасом, хотя не знаю языка. Потому что мне близка хакасская культура, хакасские традиции, а самое главное, история Хакасии.