Александр Чистяков: Герой нашего времени — Робинзон Крузо. Выживут не богатые или умные, а умелые
Первые новогодние дни пестрят топами самых значительных научных открытий и изобретений 2024 года. Причем достижения, занявшие первые места в одних рейтингах, совершенно не замечены составителями других топов.
Например, по версии Naked Science, международной группе учёных удалось открыть вакцину против слабоумия и болезни Альцгеймера. Этим чудо-препаратом оказалась давно известная вакцина против ветрянки. Оказывается, именно у переболевших этой детской болезнью может поражаться мозг, что в дальнейшем и приводит к деградации умственных способностей. Вывод: прививайте детей от ветрянки, и они вырастут умными.
В другом рейтинге отмечен вклад в науку учёных из Японии, Тайваня и Филиппин, которые открыли новый вид змеевидной мурены. Они назвали её Аидой в честь бога подземного мира. Аида имеет тёмно-красный цвет и боится света, поэтому водится только в мутной воде. Из-за этого её до сих пор и не замечали, несмотря на достаточно большой размер рыбины.
Топами отмечается, что сразу в двух странах: России и США — появились роботы-разнорабочие, способные (в отличие от автоматов) ориентироваться в окружающем пространстве и принимать решения.
На заводе BMW в Южной Каролине они теперь собирают автомобили, а в России работают киберкладовщиками: общаются с клиентами, собирают заказы, сканируют штрихкоды, уходят на склад и возвращаются оттуда с посылками.
Многими рейтингами отмечено, что в октябре в России прошли испытания судна на водородном топливе «Экобалт». Этот корабль интересен тем, что берёт забортную воду и преобразует ее в энергию для своего движения, не нуждаясь ни в какой иной дозаправке.
Интересно, что в 2024 г. впервые было подтверждено существование двух экзопланет. Несколько планет, являющихся копиями Земли, были открыты раньше, а теперь учёные утверждают, что существование двух — доказано. Экзопланета Kepler-186f находится на расстоянии в 500 млн световых лет от нас, а TOI-700e — в пять раз ближе.
Всё это очень интересно, но прямо на научную сенсацию не тянет. Признаемся, что в последние несколько лет учёные не поразили нас чем-то особенным. Председатель Русского литературного общества Александр Чистяков в разговоре со «Свободной Прессой» высказал мнение, что учёные стали мало читать научной фантастики, вот и не обогащают свою фантазию.
— Читайте, фантастику, господа! Именно презренный «лёгкий жанр» отражает пульс эпохи. Самые смелые мечтатели: Жюль Верн, Александр Беляев, Карел Чапек, Айзек Азимов придумали подводные лодки, полёты в космос, прорывы в области медицины, роботов и правила роботехники…
Кстати, правила робототехники забыли прописать в искусственном интеллекте, и это тревожит. А еще Айзек Азимов придумал науку психоисторию — закономерность развития цивилизаций, которая рассчитывается на стыке истории и высшей математики.
«СП»: Но вернёмся к рейтингам. Что-то из представленных там открытий впечатлило?
— Все эти рейтинги прошедшего года, особенно по версии поисковых систем, не имеют никакого смысла.
Не зря даже пресловутую Нобелевскую премию вручают порой через четверть века после открытия — когда его осознает человечество. Вот Циолковский при жизни был совершенно не интересен мировой науке. Да и от немецкого Фау-2 до первого спутника прошло 15 лет.
Так и сейчас: быть может, наш реально примененный гиперзвуковой «Орешник» стал первым шагом к освоению Марса, и это открытие, воплощенное в реальном оружии, станет важнее для человечества, чем GPT пятой версии.
А искусственный интеллект, которого все мы боимся, может оказаться таким же жупелом, как глобальное потепление или бактерия очередного вируса, с которым человеческий иммунитет научился справляться за 2−3 года.
«СП»: Современные фантасты мало предлагают в последнее время учёным. В этой фантастике — вампиры, киберпанк, гоблины…
— Да, фантасты уже лет 10 ничего не изобретают в техническом плане, все больше увлекаясь мистикой, и это — сигнал человечеству.
К сожалению, самые прорывные изобретения человечества связаны с войной. А самые крутые открытия так и остаются засекреченными, пока на голову не упадет очередной орешек или яблочко. Может быть, писатели это чувствуют, и не хотят предлагать новые идеи для самоуничтожения.
«СП»: Фантасты выступают против науки апокалипсиса?
— Они увлечены духовными практиками. Может быть, нам, правда, пора попробовать осмыслить свое место во вселенной и неизбежную повторяемость вселенских катастроф, уничтожающих цивилизации?
А может быть, и правда, духовные практики, освоение ноосферы или путешествия во времени помогут нам избежать апокалипсиса?
Мне лично как любителю современной фантастики кажется более прагматичным освоение навыков добывания огня без современных гаджетов и зажигалок, изучение народной медицины и первобытных способов выплавки металлов.
По крайней мере, большинство современных фантастов советуют вспомнить опыт Робинзона Крузо. Выживут не богатые или умные, выживут умелые.