У Хакасии большое будущее, которым нужно заниматься. Об этом в редакции 19rusinfo.ru сказал известный в Хакасии и за ее пределами Сергей Привалов. Он долгие годы руководил легендарным предприятием «Абаканвагонмаш», был депутатом Верховного Совета третьего, четвертого, пятого созывов.
Сергей Павлович не состоит ни в одной из партий, не стремится во власть и ни от кого не зависит. Это позволяет ему открыто говорить то, о чем действительно думает, а не в угоду начальству. В современное время - редкая привилегия.
Сказанное гостем редакции очевидно понравится не всем, вызовет противоречивые эмоции и бурные обсуждения. Сергей Привалов рассказал, кто содержит Хакасию на самом деле, почему 30 с лишним лет у власти - это не подвиг, что он предложил бы первым делом, войдя в команду республиканского правительства, и еще много чего интересного.
Разговор получился долгим, но очень содержательным. Чаще всего в беседе Сергей Привалов произносил слово «безумие».
- Сергей Павлович, вы давно перестали возглавлять крупнейшее предприятие Хакасии, ушли из политики, но продолжаете интересоваться жизнью республики, переживать за нее. Расскажите, чем вы сейчас занимаетесь?
- Не бывает политика в прошлом, он им остается всю жизнь. Этот человек не участвует в обсуждении или в событиях, но интересуется, как происходят те или иные процессы. Особенно в регионе, в котором ты живешь, в котором много знакомых, в котором развивал экономику, имел отношение к политической жизни, формированию законодательной, исполнительной власти.
Почему мне это интересно? До сих пор непонятно, в какой общественно-экономической формации мы живем - уже не при социализме, но еще не капитализме. Мы где? Все жду, когда политики, ученые, дадут ответ, чтобы правильно двигаться. Возможно, если бы мы определились, не нужно было бы делать два шага влево-вправо, а идти вперед.
Я невольно смотрю за тем, что происходит в Хакасии, стараюсь участвовать в обсуждении этих вопросов. Мне это интересно.
- Ваш интерес - явно не простое неравнодушие. Вы, очевидно, можете помочь республике, пусть даже если это будет помощь грамотными советами исполнительной, законодательной власти от опытнейшего промышленника и политика. Как вы считаете, что нужно сделать для улучшения жизни в Хакасии?
- Законодатели и политики - очень ревнивый народ и не всегда любят, когда им дают советы. Знаю из своей практики, что давать советы нужно очень деликатно, и если об этом попросят.
Хакасия - уникальный, очень интересный регион. У нее есть очень большое будущее, связанное с развитием уровня жизни, комфортом для людей. Но этим нужно заниматься. Должна быть четкая, ясная задача и финансирование. Можно много говорить о том, что у нас хорошо, чего мы добились, но это все слова, пиар. Нужна четкая, понятная для людей программа.
В Хакасии есть несколько отраслей экономики, с основными уже ничего не сделать, они работают сами по себе. А люди живут сами по себе. Их интересует хорошее здравоохранение, хорошее образование, культура, питание. У нас есть солнце, хороший воздух, хотя мы много критикуем, говорим, что не все в порядке с экологией. Действительно, это так, но от нашей же глупости.
Реальное будущее Хакасии - в развитии туризма. Так живет весь мир. Туризм дает очень большую прибавочную стоимость, в отрасли занято огромное число людей.
- Кажется, власти Хакасии это поняли и несколько лет назад, наконец, обратили внимание на развитие внутреннего туризма.
- Они начали об этом говорить, но этого недостаточно. Подход должен быть более серьезный и глобальный. Не нужно изобретать велосипед, нужно научиться на нем кататься. Туризм - это когда я утром встаю как турист, выпиваю чашечку кофе и не замечаю, как вторую чашку мне принесли на следующее утро. Меня так захватывает процесс, что я не думаю, чем мне заняться.
- В Хакасии все для этого есть.
- Я бы так не сказал. В Хакасии очень многое есть, и очень многого нет. Я бы пригласил ведущие мировые компании, которые, изучив Хакасию, разработали программу развития. И тогда, может быть, лет через 10 мы скажем, что туристическая отрасль у нас работает. В этом должно быть задействовано огромное количество высококвалифицированных специалистов во многих областях. Это и питание, и культура общения, и преодоление языкового барьера, и дорожная, гостиничная инфраструктура. Это огромные вложения. Нельзя называть выезд на дачу туризмом.
- Вы не хотите давать советы. Давайте тогда так. Вы были депутатом Верховного Совета Хакасии три созыва подряд. Представьте, что вы снова вошли в состав парламента. Какие инициативы вы бы сейчас продвигали?
- Есть некоторые моменты, на которые обратил бы внимание. Я задаю вопрос и не нахожу ответ - почему у нас строят школы, где нет учеников? Для меня это загадка. Кто-нибудь задумывался, сколько у нас парт и сколько учеников? У нас строят школу на 300-360 мест, где учеников 15-30.
- Вы говорите про отдаленные территории? В муниципалитетах действительно разное число учеников. В Абакане, например, нехватка мест. Здесь строят школы на 1000 мест, и все равно не хватает.
- В городах более-менее, да. Но в отдаленных территориях строят школу, где мало учеников. Я уже не говорю о том, что нет учителей. На мой взгляд, если до райцентра с хорошо оснащенной школой, с лабораториями, учителями, 15-20 километров, детей можно возить туда на автобусе. А по дороге давать им дополнительный материал по предметам.
Еще не понимаю, зачем превращают в пиар строительство ФАПов. Это фельдшерский акушерский пункт, где оказывается первая помощь при родах. Их строят в деревнях, где живет старшее поколение. Вы купите автомобиль, на котором будет передвигаться квалифицированный медицинский персонал и обслуживать несколько территорий. Нужно заниматься профилактикой, должен быть иной подход к этим вопросам.
Здравоохранение и образование - ключевой вопрос для всего населения. На это должно быть обращено внимание политиков, а они всегда говорят об экономике. Но говорить об экономике и знать, что это такое, - разные вещи.
- А какие инициативы вы бы продвигали в экономической сфере? Хакасия зависима от экспортоориентированных предприятий. Если угледобыча в прошлом году принесла республике рекордные налоговые отчисления, в этом году регион таким похвастаться не может. Возможно ли сократить или вовсе избавиться от этой зависимости?
- Эту ситуацию невозможно изменить не только в рамках региона, но даже в рамках страны. Люди, которые занимаются экономикой на уровне субъекта, должны знать цикличность развития бизнеса в мире. С углем это происходит каждые 5-10 лет, как и с алюминием. Я бы не зацикливался на этом. Нет бизнеса угля вообще у нас в стране. Есть бизнес перевозок. Если вы решите вопрос с перевозками, покупайте лопату, копайте уголь. Если не решили, не напрягайтесь, даже экскаватор не поможет.
В Хакасии есть металлургия, уголь, энергетика. Этот бизнес находится в частном пользовании, и к нему политики, руководитель региона не имеют никакого отношения, они не могут на него повлиять. Но можно развивать другие направления, которые будут превосходить ту же угольную отрасль, которая дает всего 2% прибавочной стоимости. Для субъекта это ерунда. В машиностроении прибавочная стоимость от 56 до 63%. Чувствуете разницу?
- Тем не менее бюджет зависим от угольных предприятий, от их благосостояния.
- Это ошибочное мнение, возникшее во время всплеска цен на уголь. Мы заблудились в налоге на прибыль. Самые большие налоговые поступления идут от людей. Люди содержат этот регион, платя налоги с заработной платы, имущества. Это колоссальные деньги. И люди являются потребителями товаров, которые производят те же предприятия. Поэтому человек - ключевая фигура, на него нужно молиться всем чиновникам.
На мой взгляд, нужно поставить задачу сделать заработную плату максимальной. На месте правительства я бы не «размазывал» деньги, а отдал в зарплату. Если зарплата учителей, врачей, работников культуры станет высокой, за ними подтянутся и промышленники. Пропадет проблема с нехваткой педагогов и врачей, увеличится налоговая база. Человек с высокой зарплатой более требователен к жизни. Сделайте людей богатыми и будете богато жить.
- А что скажете о людях, в чьи полномочия входит продвигать подобные инициативы? В одном из интервью 2019 года вы сказали, что действующий состав Верховного Совета Хакасии вас разочаровал. Как вам новый созыв? Там не просто сменились депутаты. Поменялся руководитель, возглавлявший парламент много лет.
- О новом парламенте говорить очень сложно, прошло чуть больше месяца. Депутаты еще не приняли ни одного мудрого решения. Новый руководитель генерирует новые инициативы. Главное, чтобы они не превратились в популизм. Одна из инициатив - создать советы.
- Первый экспертный совет уже создан при комитете по бюджету.
- Они говорят, будем рассматривать расходную часть. Но вы сначала рассмотрите доходную, затем углубитесь в расходную. Расходы можно популистски делить, а затем обвинять всех в том, что мало принесли.
- А сама идея экспертных советов - дельное решение?
- Это может быть неплохим решением, но советы не должны создаваться впопыхах. Вы озвучьте экспертов, переговорите с людьми.
Есть интересный момент. Главой Хакасии является председатель правительства. Я на протяжении 20 лет говорил, что это неправильно. Председателем правительства должен быть председатель Верховного Совета, а исполнительная власть должна исполнять. Когда-то так и было, но законодательно сложилось по-другому, и мы должны это уважать.
У нас созданы огромные министерства, в которых разве не эксперты работают? Дилетанты, получается, если создаются экспертные советы. Давайте прекратим финансирование министерств и наймем экспертов. Эксперты на экспертах. Это просто безумие. И оно мне напомнило вот о чем. Насколько мне известно, в Хакасии в высшей сфере образования работает более 100 докторов наук.
В большом вузе Красноярска, который я окончил, у нас было всего 4 доктора наук. А в Хакасии больше 100. Я бы с удовольствием почитал их научные статьи. Я почему-то не слышал, чтобы хоть одного доктора наук привлекли в качестве экспертов в области экономики, финансов. Быть может, создать круглые столы, пусть доктора наук нам что-то скажут. Где же наука?
Создание экспертных советов - суетливое решение, к этому нужно относиться значительно серьезнее.
- Работа только началась, увидим, к чему это приведет и принесет ли пользу.
- За всеми муниципальными образованиями стоят люди, а это источники финансирования. Нельзя создавать совет, который ни за что не отвечает. Должна быть ответственность. Или мы с помощью советов пытаемся ее убрать с людей, которые за это отвечают? Есть председатели комитетов, которые получают хорошую заработную плату, имеют кабинеты, массу привилегий. Так кто за что отвечает?
- К слову, назначены еще не все руководители комитетов. Остался комитет по здравоохранению и социальной политике.
- Это нелепая ситуация. Здравоохранение - ключевой вопрос. Бывая в разных регионах, я обращал на это внимание. В Хакасии, как бы мы не кичились, по здравоохранению в сравнении с другими регионами мы слишком отстали. На эту отрасль нужно обратить особое внимание и вкладывать в нее колоссальные деньги.
- Деньги вкладываются, работать некому.
- Значит, мы не умеем работать с кадрами.
- Вернемся к Верховному Совету. Наверняка, вы видели кадры с недавней сессии, на которой Владимир Николаевич Штыгашев снял свою кандидатуру с голосования. Он произнес: «Попробуйте повторить мой подвиг». Как думаете, это вообще возможно?
- Я с уважением отношусь к Владимиру Николаевичу. Молодец, дай бог ему здоровья. Но такие подвиги лучше не делать. Как понимаю, речь о подвиге «32 года в одном кресле». Я бы никогда это не поддерживал. Особенно во власти должна быть сменяемость, тогда будет прогресс. Это мое мнение.
По поводу подвига. Как могло произойти, что в республике много лет банкротят жемчужину - «Курорт Озеро Шира»? Это же безумие. Курорт - лицо Хакасии, ее престиж. Нужен инвестор с оборотами в миллионы долларов. Почему правительство до сих пор не разобралось с собственностью? Она должна быть республиканская.
Много лет назад я хотел приобрести недостроенное девятиэтажное здание для «Абаканвагонмаша». Летом его можно было использовать в качестве пионерского лагеря для детей, а зимой для отдыха сотрудников. Но здание в то время принадлежало университету, который отказался его продавать. Я предложил его руководству создать стройотряды, достроить корпус. Но с этим зданием ничего не сделано до сих пор.
Почему из курорта не сделана конфетка для культурного, оздоровительного, детского отдыха? Почему дети ездят в лагеря Минусинского района, где ходят в туалет, простите, в кустики? Для меня это шок.
Почему Верховный Совет не защитил курорт? Где подвиг? Рядом миллионный Красноярск, который ломится на наши озера, а там не создано сервиса. Почему? Загадка.
- Вы говорите нет прорыва, нет подвига. Да, проблем много, не поспорить, но на минувших выборах вы поддержали действующего главу Валентина Коновалова. Почему тогда его? В словах поддержки вы сказали: «чтобы научить человека плавать, надо его бросить воду. Вот и пять лет назад Коновалова бросили в сложнейшую ситуацию, которая сложилась на тот момент в республике». За 5 лет он научился «плавать»?
- Научился ли «плавать» не знаю, но «выплыл». Почему поддержал. Для меня, как жителя Хакасии, непонятна избирательная система. Почему кандидаты проходят нелепый муниципальный фильтр, но никто не спрашивает уровень его подготовки, образованности, жизненного опыта? Действующий глава - единственный соответствовал хоть каким-то критериям.
- Почему не Сокол?
- На вопрос «где будете жить» он ответил «в Москве». Как такое возможно?
- Выходит, методом исключения поддержали Коновалова?
- Безусловно, у него нет опыта работы с людьми. В бизнесе если ты не сформировал квалифицированный коллектив, завтра останешься ни с чем. Бюджетная сфера другая, деньги приходят, можно сидеть бесконечно. Правительство не стремится сформировать квалифицированный коллектив.
- А где его взять? Кадры есть?
- Безусловно. Кадры можно найти, если их искать. Если не получается одномоментно, пригласите советника. Мудрое решение стоит очень дорого. Приняв одно такое решение, можно стать великим человеком. Окружение делает короля.
- А нет у вас желания войти в это окружение? Все правительство Хакасии работает в статусе и.о. Скоро будет утвержден его руководящий состав, в котором, возможно, мы увидим новые фамилии. Вам поступали предложения войти в команду?
- Не поступало, хотя у нас были беседы. У меня совсем другое видение правительства. Будучи в командировке в Италии, посетил Рим, где я увидел двухэтажную маленькую мэрию. Помню до сих пор - великая страна, улыбающийся народ, город больше 3 миллионов, а в мэрии работает 61 чиновник. И их еще называли бездельниками. У нас же на 530 тысяч человек несколько тысяч чиновников самых разных уровней.
Помню, когда экономикой и финансами занималось одно министерство. Сложнейшие времена - катановки, рубли... Но там работало всего 25 человек. Сейчас почти 200.
- Вы бы не хотели работать в таком правительстве?
- Если бы мне поступило предложение, я бы озвучил эти вопросы. Работа должна быть эффективной. Вы содержите этих людей на деньги трудящихся, вы не бизнес-структура, вы их не заработали. Это деликатный вопрос, который нужно учитывать. Это должны быть хорошо оплачиваемые профессионалы с четкой должностной инструкцией и ответственностью за результаты своего труда. Тогда все встанет на свои места и начнет работать.
Комментарии