Андрей Тенишев: Через 2-3 года в Хакасии может не остаться местной торговли
Скриншот видео Дениса Дворникова для 19rusinfo.ru

Почему крупные сельхозпроизводители уходят из Хакасии в соседний регион, чем грозит региону расширение крупных торговых сетей, и что нужно сделать для реального экономического развития? На эти и другие актуальные вопросы ответил заведующий кафедрой конкурентного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы Андрей Тенишев.

Беседу провел журналист, общественник Денис Дворников специально для 19rusinfo.ru.

- Андрей Петрович, хотелось бы сегодня поговорить о разных аспектах конкурентного права и не только. Насколько крепки те экономические основы, которые были заложены правительством России год назад, когда началось интенсивное давление, и как мы выдерживаем сейчас?

- Да в целом выдерживаем достаточно неплохо. И на самом деле, положение в экономике лучше чем ожидали многие, начиная от наших недоброжелателей, заканчивая, собственно, прогнозами регулятора и правительства. За счет усилий бизнеса, управленческих решений федерального правительства нам удалось преодолеть многие кризисные вещи. Но это абсолютно не значит, что надо расслабиться.

- Есть информация, что действительно международные институты были удивлены, что экономика России устояла и даже какие-то были позитивные сдвиги по некоторым позициям. Что позволило достичь этого результата?

- Это результат многих макроэкономических процессов и управленческих решений. Например, это снижение административного давления на бизнес. Хакасия за это время умудрилась подняться в рейтинге регионов, где уровень такого административного давления на бизнес высок. Спросите сейчас любого предпринимателя, и он примерно то же самое скажет. И проверок стало больше, и давление выросло. Эта тенденция началась еще в период пандемии.

- Какие сегодня у Хакасии есть резервы для усиления? Что можно было бы сделать, учитывая географическое положение, общую ситуацию в стране? На мой взгляд, очень много направлений, по которым Хакасия могла бы если не выстрелить, то подставить плечо общей федеральной экономике.

- Всегда большим минусом республики было ее географическое положение. Это некая отдаленность от основных товарных рынков, магистральных торговых путей. И даже во времена СССР экономику устраивали двумя путями - созданием промышленных гигантов, с другой стороны, было некое стремление к экономике замкнутого цикла. Возьмите пшеницу - посевные, хранение, переработка. То есть поля, совхозы, элеваторы, чтобы это не везти куда-то, а перерабатывать здесь. Многие производственные процессы в республике устраивались таким образом. Разрушили все. Надо восстанавливать.

- Насколько это реалистично?

- Да, республика в зоне рискованного земледелия, но чтобы вырастить зерновые, нужна земля, люди, техника, удобрения. Это реально. Осталось только найти инвесторов. И вопрос - ждать, пока кто-то придет? Но вряд ли кто-то придет, потому что есть Краснодар, Алтай, Ставрополье. Никто оттуда не придет развивать Хакасию, если их не привести.

- Но разве Хакасия не может стать привлекательной для крепких середнячков? Ведь в отличие от советского периода сегодня есть гораздо более свободная возможность работы на экспорт.

- Возможно и так. Но это задача правительства - найти компанию или несколько компаний, которые будут инвестировать в развитие сельского хозяйства. Оно есть в республике, оно не умерло. Потенциал-то огромный. Элеваторы разорились, потому что хранить было нечего, а сейчас мы не можем наращивать площади зерновых, потому что хранить негде.

- А соседи не смогут помочь? Красноярск.

- А зачем им это делать? На самом деле проблема какая. Не скажу, что умирающее, но испытывающее не лучшие времена сельское хозяйство республики волей-неволей дотирует Красноярский край. Я не раз говорил об этих процессах. "Саянмолоко", КФХ Зубаревой зарегистрированы в Красноярском крае. По сути это хакасские компании. Левицкий участвовал в праймериз от "Единой России", чтобы войти в Верховный Совет Хакасии. У него бизнес в соседнем регионе. Можно сказать, ну, подумаешь, ушли два предпринимателя. Обороты каждого из них больше чем Абаканской ТЭЦ.

- Можно понять причину, почему они ушли?

- С точки зрения экономики. То, что Хакасия вряд ли сможет дать - это объемы государственной помощи, которую оказывает сельскому хозяйству Красноярский край. Что можно обеспечить, так это прозрачность распределения субсидий. Вы спросите любого сельхозпроизводителя, как получить субсидии. Ничего цензурного не услышите. Но это же помощь государства. Она должна оказываться на открытых, равных, конкурентных условиях.

Масса была жалоб на то, что изменились правила забоя скота. В Красноярском крае эту административную проблему решили, в Хакасии не решили до сих пор. В результате скот, в основном молодняк из Хакасии, вывозят в Красноярск, там доращивают и забивают. Мощностей по забою у республики нет, а для малых фермерских хозяйств это просто неподъемно. Вопрос исключительно организационный.

- Немного более близкая для вас тема - появление сетевых торговых компаний. Было много обещаний, что сети будут внимательны к потребностям сбыта для местных производителей.

- Республика небольшая, чуть больше полумиллиона населения, емкость рынка розничной торговли превышает 100 миллиардов рублей в год. Это два республиканских бюджета. Часть - продовольственный ритейл, часть - промышленные и бытовые товары. Проблема у нас в основном с продовольственным ритейлом - "X5" и "Магнит". Нет, это хорошо, удобно, когда магазин в шаговой доступности. Какое-то благо от этого есть. Но за счет чего? Рынок же не вырос, покупательная способность населения не выросла. Больше того, она нападает, люди стали покупать меньше, реальные доходы уменьшаются. Сети эту долю забирают у местной торговли.

По состоянию на 2022 год на 20% сократилось количество местных предприятий торговли. Если посчитать по итогам 2022-го, то, наверное, еще меньше. Предположим, долю рынка в 20% они уже получили. Это десятки миллиардов рублей, которые не получили местные предприниматели. Вопрос - а куда они пошли? Что с их семьями? А куда платятся налоги?

На самом деле это огромная не только экономическая, но и социальная проблема. Можно было потребовать от федеральных сетей некие преференции для местных производителей продуктов - хлеба, колбасы, рыбы, молочной продукции, овощей, яиц. Ничего нет. Соглашения пустые, никаких преференций для местных производителей нет, и федералы работают по накатанным схемам, так удобнее. Яйца в республику завозят из Новосибирска, Казани, Москвы, а Усть-Абаканская птицефабрика основную часть везет туда, в европейскую часть страны. Парадокс. Но это только один пример, с остальным все точно так же.

Создайте хотя бы преференции для местных производителей. Дайте возможность зайти на полку федералов. Там же масса барьеров, начиная от объема закупаемой продукции, оплаты входного бонуса. Заход на полку иногда дороже, чем вся продукция этого фермера за год.

Совокупный бюджет этих двух сетей более 4 триллионов рублей. Понятно, что разворачиваться и подстраиваться под маленькую республику им совсем не хочется.

- Под другие регионы они подстраиваются?

- Под большие регионы с сильными губернаторами, там, где есть политическая воля. Это бизнес, благотворительностью он не занимается. И мы говорим о том, что происходит сегодня. Но через 2-3 года местной торговли может не остаться вовсе.

- Хакасия находится на историческом переломе. Через считанные месяцы будут выборы. Вы родились, выросли, состоялись в Хакасии. Есть у вас вызывающий светлые чувства образ будущего Хакасии? Какой она могла бы стать через 3-5 лет? Что бы вы посоветовали в этом плане сделать будущему руководителю, будущим министрам?

- Самое главное в изменениях - их комплексность. Менять нужно многое, начиная от воссоздания собственных производств, развития собственной торговли. Не нужно отгораживаться от федеральных рынков, мировых трансграничных, тем более республика в них уже погружена. Это экспорт угля, алюминия. Это вроде хорошо, это налогоплательщики, они зарабатывают деньги. Но заметьте, республика впала в глубокую зависимость от больших рынков. Тряхнуло мировые рынки, и маленькая республика начинает падать. Где диверсификация экономики? Где продукты, которые не будут зависеть от мировых рынков?

- IT-сфера. Можно ли создать в Хакасии если не силиконовую долину, но по крайней мере территорию с интересными проектами в сфере высоких технологий?

- Честно, не знаю по одной причине - кадры. Железо можно купить, помещение построить, но чем заманить it-специалистов в республику? Вот вы посмотрите как поступает Красноярский край. Красноярск меняется на глазах. Туда уже практически переехал офис "Русала", переезжают "РусГидро", "Полюс". Это огромные федеральные компании. Что это за собой влечет? Там целые кварталы застроены под офисы для этих гигантских корпораций. Строится хорошее жилье для сотрудников. А дальше - магазины, детские сады, рестораны. В университете открыли высшую гастрономическую школу, со всего мира пригласили шеф-поваров. Край целенаправленно для переезжающих московских топов создает инфраструктуру.

Если кто-то, предположим, решит создать IT-компанию в Абакане, что мы можем предложить? Свежий воздух, и то за пределами города. Нужно создать инфраструктуру.

Вторая большая возможность республики - разворот на восток. Это уже реальность. Если с Китаем нужно быть предельно осторожными, есть Малайзия, Сингапур, Гонконг... Они достаточно лояльно относятся к России, с огромной экономикой, населением, сопоставимым с населением Российской Федерации. Всегда почему-то считали, что юго-восточная Азия какие-то страны третьего Мира. Это далеко не так.

Вся Россия развернулась на восток. Мы где? Хакасия попадает в очень благоприятный режим с точки зрения логистических путей. Развивайте торговлю, давно напрашивается идея создания логистического центра.

Губернатор Красноярского края на Красноярском экономическом форуме еще два года назад объявил о начале строительства хаба - железная дорога, два аэропорта, речной порт с привязкой всего к автомобильным дорогам.

У нас нет речного порта, устойчивый навигации, но и Енисей все-таки не Абакан. Есть автомобильные дороги, близость Монголии и Китая, железная дорога и тот самый несчастный аэропорт. Почему аэропорт несчастный? Правительство проводит какой-то эксперимент. Оно его держит, но развития нет. Мы упускаем время.

Упрекнуть правительство в том, что оно плохо содержит аэропорт нельзя. Он стал прибыльным. Молодцы, а что дальше? Аэропорт нужно развивать, начиная от здания аэровокзала, заканчивая созданием терминалов для грузовых мощностей. Это огромная работа. Подправить фасад, ускорить менеджмент, чтобы какую-то прибыль получать, это так, на троечку.

Вопрос в том, а что взяли за точку отсчета? Если цель в том, чтобы аэропорт работал хорошо, она достигнута. Если цель - создание логистического хаба, и аэропорт должен стать одним из драйверов роста экономики республики, тогда то, что там есть, это близко к нулю.

- Еще одна близкая тема к логистике, транспорту - туризм. Было много разных мероприятий, разговоров, действительно вкладывали силы в это направление. В том числе бывший заместитель главы Хакасии Ирина Войнова. Насколько реалистично Хакасию превратить если не во второй Алтай, но хотя бы в полноценный туристический бренд России?

- Алтай над этим работал лет 10-15. Ничего не делается в один день. Это кропотливая, ежедневная, ежемесячная, ежегодная работа. Опять же, это инвестиции, люди, креатив. В Хакасии это была компанейщина, вспышка. Что дальше? Погасло. Сейчас начинается туристический сезон. Где то, что было 2-3 года назад? Никакой системности нет. Чтобы люди приезжали, нужны хорошие гостиницы, рестораны, красивый город.

Абакан красивый город, но есть одна проблема - рекламные вывески. Еще до пандемии у нас была договоренность с Алексеем Леминым и Ксенией Лебедевой (глава Абакана и руководитель Хакасского УФАС, - прим. ред.), что работу проведут. Они начали, собрались, разработали даже какое-то положение, но наступила пандемия, поломала планы. Хорошо было бы к ним вернуться. Облик города совершенно недорого, без особых капитальных вложений можно было бы преобразить. Нет ничего сложного, разработать единое правило по всему городу.

- И все-таки, учитывая предстоящие выборы, есть ли три совета будущему главе? Какие первые шаги стоит сделать?

- Давайте только про экономику. Провести ревизию, проверить, что в республике есть, определиться, что можно и нужно сделать. Еще совет - у людей спрашивать, получилось ли? Когда будет и планирование, и реализация, и обратная связь, тогда можно говорить о том, что лет за 5 ситуацию исправим и жить будет комфортнее и лучше.

Добавить комментарий

Комментарии  

Мудрый, готовый Глава республики. С пионером не сравнить....
Он действительно умный, только он - "человек" от крупных олигархов, это и страшно. Они все очень умные, потому и олигархи (все знают, кто нацелился на наш аэропорт). Если человек умный, но на стороне врага, то что нам с того, что он очень умный?
По крайней мере у него есть рабочие подвиги о которых известно или легко найти информацию
"Абакан красивый город, но есть одна проблема - рекламные вывески." - причём эти рекламные вывески - за республиканский бюджет, хотя рекламируют Коновалова. Ау, г-н Назаренко - сколько баннеров всего и сколько средств потрачено?
"...созданием терминалов для грузовых мощностей..." в аэропорту? Понятно, на кого работает этот товарищ - все знают, что хозяин РУСАЛа хочет прибрать к рукам наш народный аэропорт и превратить его в грузовой терминал. Сочиняют байки про то, что он нуждается в каком-то "ремонте фасада". Там новенький прекрасный фасад в национальном стиле, федералы вбухали миллиарды в ремонт полосы и служб, отдали всё в аренду предприятию аэропорта. Вложения нужны красноярским конкурентам именно для строительства грузового терминала. В черте города!!!