Информационное агентство «Хакасия» продолжает подводить итоги работы экспертных советов Верховного Совета, созданных ровно год назад по инициативе Сергея Сокола. Всего для 50 хакасских парламентариев было образовано 18 советов, в которых в общей сложности числится 252 эксперта. В первой части статьи обсуждался раздутый штат экспертных советов, а также их состав – почти половина «экспертов» чиновники и депутаты. Сегодня подробнее говорим о первых результатах работы этих советов.
Что делают в Хакасии 200 экспертов Сергея Сокола?
Экспертные советы - далеко не мертворождённый ребёнок. С самого начала они развили в Хакасии бурную деятельность. Подписанное Сергеем Соколом положение о советах обязывает их собираться каждый месяц. Советов у нас 18, значит ежемесячно аппарат хакасского парламента обязан организовать 18 заседаний. Всего в год получается 216 важных мероприятий. Разумеется, всем «экспертам» на каждое заседание выдается комплект бумаг: повестка, список приглашённых, рабочие материалы, проекты решений и так далее… Учитывая, что всего при Верховном Совете работают 252 «эксперта», то за год аппарат парламента должен готовить «экспертам» как минимум 3024 бумажные папки с рабочей документацией. Однако!
Пункт 5.12 "Положения об экспертных советах" также обязывает аппарат Верховного Совета рассылать все решения «экспертов» депутатам и размещать их на официальном сайте парламента. Это обязательное требование. Оно не исполняется. Опрошенные нами депутаты за год работы ни разу не видели никаких аппаратных рассылок с официальными решениями экспертных советов, не публикуются эти решения на систематической основе и на сайте. Это странно, конечно! Как было бы замечательно читать в открытом доступе профессионально составленные экспертами заключения или решения по темам, которые волнуют жителей. Но нет так нет. Определять эффективность «экспертов» пока можно только в рубрике новостей Верховного Совета.
Одна из самых свежих таких заметок, опубликованная на сайте 31 октября 2024 года, гласит: «Эксперты выработали список из 9 пунктов по решению проблемы задолженности по Госконтрактам». Тема эта, безусловно, горячая. Десятки подрядчиков в Хакасии, исполнившие свои обязательства перед государством, денег за работу не получили. И что же нарешали «эксперты» по этой проблеме (в данном случае решение совета прикреплялось к новости). Ни за что не угадаете! Решение было не из простых. Приготовьтесь!
Так вот, чтобы сократить долги по госконтрактам, хакасские «эксперты» по вопросам развития предпринимательства рекомендовали правительству Хакасии попросить денег у Москвы (1), подумать где-ещё можно взять деньги (2), составить график погашения долгов (3,4,5,6), снизить планку казначейского сопровождения госконтрактов до 10 млн (7), активнее использовать электронную систему формирования конкурсной документации (8,9). Иными словами, «эксперты» на полном серьёзе рекомендовали правительству Хакасии делать то, чем оно и безо всяких подсказок давно занимается.
Дальнейший мониторинг новостей с сайта Верховного Совета показывает - подобные горе-рекомендации в адрес правительства поставлены уже на поток: усилить, углубить, усовершенствовать и т.д. и т.п. Набор всем очевидных благих пожеланий. При этом, «эксперты» парламента, совершенно не стесняясь, устанавливают хакасским министрам сроки исполнения своих решений, и даже требуют отчётности.
Бедолаги: «экспертные советы» хакасского парламента ждут и все никак не дождутся ответа
Здесь самое время напомнить, что вообще-то экспертные советы создавались совсем не для того, чтобы раздавать направо и налево указания правительству Валентина Коновалова. В п.1.1 Положения о советах говорится, что они были образованы для:
- осуществления аналитической, экспертной, информационной и консультационной поддержки правотворческой деятельности Верховного Совета по вопросам его ведения;
- прогнозирования эффективности принимаемых Верховным Советом нормативных правовых актов;
- содействия обеспечению конструктивного сотрудничества и взаимодействия институтов гражданского общества и органов публичной власти в правотворческом процессе.
Это всё! Никаких других целей у «экспертов» нет и быть не должно. Тем не менее уже первый год работы чётко показал – никаких дельных советов «эксперты» не выдают, а всё чаще становятся политическим инструментом, заточенным исключительно на критику хакасского правительства. При этом состав отдельных советов внешне напоминает органы для откровенного лоббирования бизнес-структур. Неслучайно же в составе «экспертов» при Верховном Совете оказались многие акулы частного бизнеса в Хакасии. Например, руководство крупных энергетических, строительных и торговых компаний. С их списком, кстати, можно познакомиться на сайте Верховного Совета в разделе «Деятельность».
В редакционной почте также имеются материалы, свидетельствующие о том, что не всегда «эксперты» на своих заседаниях рассматривают только общегосударственные вопросы. Есть у «экспертов» вопросики и более мелкие, интересующие вполне конкретные частные фирмы.
Эксперты Верховного Совета думают, как загадить озера Беле и Шира
Самый наглядный пример того, что подконтрольные Сергею Соколу экспертные советы занимаются не совсем своим делом, - это список законов, разработанных и принятых Верховным Советом за прошедший год. Информагентство «Хакасия» уже отмечало, что за первые 12 месяцев после выборов депутаты хакасского парламента сами разработали всего три десятка законов (законопроекты, разработанные правительством нами в счёт не берутся). 30 законов на 50 депутатов - это примерно 0,7 закона на одного депутата в год. В год! Не слишком высокая эффективность у наших избранников, согласитесь. Интересно, а сколько из этих 30 законов помогли разработать почти 200 экспертов Сергея Сокола? Ответ – считанные единицы.
15 сессий и сухой остаток команды Сокола в Хакасии
Никто не спорит, принятие законов требует тщательного общественного обсуждения и экспертизы специалистов. Всё верно. И в составе экспертных советов Хакасии есть профессионалы, к которым стоит прислушиваться. Но в существующих масштабах и реалиях это благое начинание обернулось, в лучшем случае, довольно дорогим бюрократическим нагромождением. Одних только чиновников в экспертных советах мы насчитали почти 70 человек. Плюс 30 депутатов, которые вдруг стали экспертами для самих себя. Как результат – очень много разговоров, поиск крайних, а результата – ноль.
В худшем случае, можно предположить, что создавая экспертные советы, Сергей Сокол преследовал вполне конкретную политическую цель – расколоть на два лагеря представителей политического и экономического истеблишмента Хакасии. Разумеется, в своих личных интересах. Такой опыт у нового спикера Верховного Совета уже имеется.
Комментарии